на главную страницу

6 Октября 2010 года

Без камуфляжа

Среда

Праздник души

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Центральный академический театр Российской Армии открыл свой 81-й театральный сезон на Малой сцене премьерой - оперой «Севильский цирюльник» Пьера Бомарше на музыку Россини.
     За 80 лет, с самого начала создания главного армейского театра страны, в его репертуаре органично соседствовали образцы и современной драматургии, и русской и зарубежной классики.
     Но вот опера поставлена впервые. Для драматического театра это очень смело. Но эту постановку скорее, можно определить как жанр позабытой ныне домашней, дачной оперы. Как раньше - в имениях и на дачах просвещенных господ ставили и играли оперу, пьесы «для себя и соседей».
     - Мы, разумеется, не ставили своей целью конкурировать с оперными театрами, такими как Геликон-Опера, Новая опера или Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, которые также ставят сейчас у себя «Севильского цирюльника», - говорит режиссер-постановщик премьерного представления Андрей Бадулин. - Наш «Севильский цирюльник» - это смесь оперы и драмы с элементами импровизации, с большим количеством сцен, которые артисты будут играть прямо в зрительном зале. Мы даже декорации сделали в стиле дачного участка.
     По мнению Бадулина, все комедии Бомарше - удачный и актуальный пример того, как можно остроумно шутить на темы любовных отношений и при этом не опускаться до скабрезностей, чем порой грешат не только в «юмористических» телешоу, но уже и на театральных площадках.
     - В пьесе изящно высмеивается распространенное ныне явление - неравные браки. Это когда молодые девушки выходят замуж за мужчин, которые по возрасту годятся им в отцы, - объясняет режиссер. - Мораль «Севильского цирюльника» проста: пусть молодые любят молодых, а старики им не мешают. А если и захотят помешать, то вряд ли у них это получится.
     Хотя на самом деле у Бомарше все не так просто. Это, скорее, посыл только первой части трилогии остроумно-едкого драматурга, в полном названии которой он и скрыт: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Сюжет ее незамысловат. Молодой граф Альмавива (в его роли великолепен Сергей Федюшкин) и его возлюбленная Розина (Татьяна Михина) с помощью вездесущего цирюльника Фигаро (фееричный Сергей Смирнов) разрушают матримониальные планы корыстолюбивого старика-сластолюбца Бартоло, который вознамерился жениться на своей юной воспитаннице Розине. Хитроумного Бартоло точно «увидел» и изобразил народный артист России Александр Дик. Пожалуй, именно этот обаятельный интриган «держит» на себе всю постановку, столь органичен и свободен актер, дающий ему сценическую жизнь.
     - У моего Бартоло все черты, прописанные автором, присутствуют, но они помножены на мою индивидуальность. А моей индивидуальности, например, свойственны, уж извините за прямоту, некоторая ирония, некоторый интеллектуальный оттенок в общении, - отметил артист перед премьерным показом.
     И на самом деле Бартоло в исполнении Дика выгодно отличается от своих сценических предшественников.
     Добавим, что служанку Берту играет Инна Серпокрыл, дона Базилио - заслуженный артист России Андрей Новиков, а вставную роль Режиссера - Александр Катин.
     В постановке Бадулина эта знаменитая комедия французского драматурга выглядит легким водевилем, в принципе она им и является. Ведь в ней просто зажигательная смесь из характеров, темпераментов, энергии сюжета. В конце концов ярких красок этой пьесы, написанной французом, но про испанцев. Да еще украшенной итальянской музыкой. И это многонациональное великолепие дополнено игрой российских артистов!
     Всю эту легкость режиссер подчеркивает особо. Даже знаменитые мелодии Джоаккино Россини здесь исполняет не оркестр с подобающими инструментами, которого в ЦАТРА просто нет, а используются... аккордеон и гитара! Но сказать, что это не опера, было бы нечестно. Хотя артисты ЦАТРА и не профессиональные певцы, они исполняют оперные партии сами. Пусть и пением своим они порой скорее «разговаривают», чем выводят положенные рулады. Но это тоже придает спектаклю особую, теплую «домашность», что ли. Ведь, по правде сказать, оперный жанр больше ориентирован на знатоков и любителей, так, может быть, кому-то после спектакля-оперы в ЦАТРА захочется сходить на «Севильского цирюльника» уже в сугубо «профильный» театр. Можно сказать, что армейский театр своими средствами помогает товарищам по цеху привлечь зрителя.
     Но на самом деле в ЦАТРА музыкальные постановки уже были. Тот же легендарный уже спектакль «Давным-давно». Так что таланты у здешних артистов самые разносторонние. К тому же специально к новой постановке они занимались вокалом с приглашенным педагогом. Интересно будет увидеть Розину в исполнении актрисы второго состава Алены Фалалеевой, которая замечательно поет. Слышала, как она исполняет песни во время военно-шефской гастрольной поездки в гарнизоны Дальней авиации. Второй состав - это не значит, что актеры, задействованные в нем, играют хуже. С учетом того, что этот спектакль можно легко показать на любой другой сцене, а значит, он «выездной», всегда нужны замены. Кстати, интересно посмотреть, как покажут своих героев уже другой граф Альмавива - Вадим Пожарский, Бартоло - Александр Разин, Берту - Наталья Аристова, Дона Базилио - Сергей Иванюк. Обязательно схожу еще раз, на самом деле очень хочется насладиться легкой, живой атмосферой постановки, которая режиссеру Бадулину, несомненно, удалась, чтобы увидеть постановку уже в прочтении ролей другими актерами.
     ...«Фигаро - здесь, Фигаро - там...» Эти строчки из оперной партии знаменитого цирюльника давно стали цитатой. Где этот находчивый весельчак, там нет места скуке. И все герои пьесы на сцене ЦАТРА с блеском раскрывают черты своих колоритных комедийных персонажей и уверенно утверждают: для настоящей любви нет преград! Любовь - это праздник души.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex