на главную страницу

7 Октября 2010 года

На службе Мельпомене

Четверг

Она во многом была первой

Майя ФОЛКИНШТЕЙН.



     Имя этой актрисы, родившейся 7 октября 1925 года, всегда сопровождают восторги. И ее ровесников, и тех, кто в силу возраста не был непосредственным свидетелем ее триумфов, но тем не менее немало знает о них благодаря прессе, а также в вышедшей в 1964 году книге Бориса Львова-Анохина, посвященной Людмиле Фетисовой.
     Триумфов, следует уточнить, исключительно театральных. Потому что в кино она не снималась. А единственный телевизионный спектакль с участием Людмилы Михайловны - «При свете дня» по Эммануилу Казакевичу в режиссуре Павла Резникова - в свое время транслировался в прямом эфире, и, стало быть, сыгранная ею роль Ольги Нечаевой не была запечатлена на пленке. А вот радио зафиксировало сценические достижения актрисы Центрального театра Советской Армии Людмилы Фетисовой. В том числе и роль Нилы Снижко в «Барабанщице» (режиссер-постановщик - Абрам Окунчиков), едва ли не самую значительную в биографии актрисы (которую она играла и в ЦТСА, и в Софийском молодежном театре).
     Качество записи далеко от идеала, но никакие технические несовершенства не портят сильного впечатления, которое и сейчас производит голос Фетисовой. Этот голос - низкий, грудной, с легкой хрипотцой - поражает разнообразием интонаций и смысловых оттенков. Отчаянием, спровоцированным невозможностью Нилы проявить спрятанную под циничной маской предательницы ее истинную сущность, и одновременно радостью, которую вызывает у Нилы ярость соседей, в лице героини ненавидящих врага своей страны. Желанием продолжать подпольную деятельность во имя общего дела и вместе с тем усталостью от необходимости постоянно притворяться. А когда, на минуту забывшись, Нила (Фетисова) поет «Песню о юном барабанщике», то кажется, что вслед за маленьким героем песни умирает и актриса.
     В особые, сокровенные тона «окрашены» у Фетисовой и слова любви к Родине, которые драматург Афанасий Салынский вложил в уста Нилы Снижко. И эта личностная основа роли не может не расположить даже нынешнего, не слишком эмоционально чувствительного слушателя к актрисе, сумевшей не только посмотреть на героические поступки Нилы с непривычной для советского искусства позиции, но и акцентировать внимание зрителей на трагизме положения Нилы Снижко, чья финальная гибель воспринималась ею как избавление от мук душевной раздвоенности.
     Подобная позиция и сегодня-то представляется, мягко говоря, не банальной, а уж для 1959 года, которым датирован спектакль, она, надо полагать, и вовсе была новаторской. Все-таки еще не вышли на экраны ни «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, ни «Щит и меч» Владимира Басова, ни трилогия о «Сатурне» Виллена Азарова. А «Подвиг разведчика» Бориса Барнета подавал «крупным планом» авантюрную составляющую жизни «бойцов невидимого фронта». Следовательно, Людмила Фетисова была первой, кто посмотрел на данную тему с иного, тогда еще мало изученного ракурса.
     Она вообще во многом была первой. Первой после Любови Добржанской решилась в 1955 году прикоснуться к образу девушки-гусара Шуры Азаровой в поставленной в 1942-м Алексеем Поповым героической комедии Александра Гладкова «Давным-давно», предложив, по мнению Гладкова, быть может, менее романтичную, чем у Добржанской, более «прямолинейную», но тем не менее «необыкновенно темпераментную» трактовку этой знаковой для армейской сцены роли. Одной из первых среди людей театра вместе с режиссером Борисом Львовым-Анохиным и при горячей поддержке публики в 1957 году вывела на отечественные подмостки героиню нового времени - Женьку Шульженко в володинской «Фабричной девчонке», которую, как написал впоследствии тот же Львов-Анохин, «играла с настоящим огнем правдолюбца, вступившего в непримиримый конфликт со всякой неправдой и ханжеством». Фетисова и земной свой путь завершила первой из актрис своего поколения - 21 апреля 1962-го, в тридцать шесть лет.
     В этом поколении она, по признанию крупнейших авторитетов той эпохи, являлась безусловным лидером. Лидером человеческим, нравственным, ведь громким фразам о чести и достоинстве, которые Фетисова зачастую произносила со сцены, по свидетельствам ее товарищей по актерскому цеху, соответствовали жизненные поступки актрисы. И, конечно, лидером творческим. Так как, сумев соединить в единое целое праздничность вахтанговской школы (Фетисова окончила Щукинское училище в 1947-м) с принципами психологической достоверности, посредством сыгранных ею ролей создала некий обобщающий портрет своей соотечественницы. Девушки, молодой женщины середины двадцатого столетия с присущими им внутренней чистотой, порядочностью, нравственным максимализмом.
     А вот к мировому драматургическому наследию Людмила Фетисова лишь прикоснулась, сыграв Фаустину Бранкадор из драмы О. де Бальзака «Мечты Кинолы». Русский же классический репертуар и вовсе практически обошел актрису стороной. Хотя в училище она играла Грушеньку и Варю в отрывках из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского и Варю из «Дикарки» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева. А в театре начинала (под руководством Александры Харламовой) репетировать Негину в «Талантах и поклонниках» и (вместе с актером Андреем Петровым, пробовавшим себя в режиссуре) Ларису в «Бесприданнице». Но, к сожалению, эти постановки не увидели света рампы. И все же, судя по тому, что нам известно о том, как Фетисова работала над ролями Негиной и Ларисы, она была способна органично освоить и отечественную классику.
     Верили в это и мастера Малого театра, ценившие искусство Людмилы Фетисовой. Среди ее почитателей были и Евдокия Турчанинова, и Михаил Царев...
     Последний, кстати, и вовсе сравнивал Фетисову с самой Марией Ермоловой (об этом впоследствии на страницах журнала «Станиславский» вспоминал Виктор Борцов). Не правда ли, мало кто из служителей Мельпомены удостаивался столь высокой похвалы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex