В Мурманске состоялся II Арктический международный экономический форум, в рамках которого прошло выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ.
Приветствуя участников форума, губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко подчеркнул, что для Кольского Заполярья освоение Арктики - главный ресурс для развития. В свою очередь, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин отметил, что Арктика - это будущее нашей страны, поэтому Мурманская область должна стать местом, где заработает механизм реализации Стратегии развития Арктики.
- Это перспективный регион, где надо развивать экономику и инфраструктуру, чтобы богатства северных недр могли быть использованы, при этом для живущих здесь людей необходимо создать особые условия, - сказал Виктор Басаргин.
Депутат Государственной Думы РФ, специальный представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Герой Советского Союза и Герой РФ Артур Чилингаров напомнил всем участникам форума, что Мурманск по праву считается полярной столицей, в которой много интересного, требующего изучения. Именно с этой целью 2 октября на атомном ледоколе «Россия» экипаж дрейфующей станции «Северный полюс–38» отправился в восточный сектор Арктики. По словам руководителя экспедиции Артура Чилингарова, основная цель экспедиции - определение границ российской части Арктики в районе континентального шельфа, хребтов Ломоносова и Менделеева.
Первый день форума завершился утверждением значимых для региона соглашений с крупными отечественными и зарубежными предприятиями. Среди них - «Группа ЛСР», «Баренц Газ», «Балтийский банк» и «Группа компаний «Русское море» и другие. Меморандумы о взаимопонимании, которые направлены на развитие технического и социально-экономического сотрудничества, также подписаны с компаниями «Статойл АСА» и «Тоталь Разведка Разработка Россия».
Основным мероприятием форума стало выездное заседание Морской коллегии при Правительстве России, которое провел вице-премьер Сергей Иванов.
Первым вопросом обсуждения была определена реализация государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов подчеркнул, что Арктика в целом и Мурманская область в частности имеют очень важное стратегическое значение, так как с развитием данного региона непосредственно связано решение долгосрочных политических, экономических, оборонных и социальных задач государства, обеспечение его конкурентоспособности на глобальных мировых рынках.
Как сообщил вице-премьер, уже сейчас 2,5 млн. человек, проживающих в Арктической зоне (это менее двух процентов населения России), производят порядка 15 процентов отечественного ВВП, обеспечивая около четверти российского экспорта. А доля добавочной стоимости в добывающих отраслях беспрецедентно высока - до 60 процентов.
Заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов подчеркнул значение активного хозяйственного развития Арктической зоны для обеспечения и защиты национальных интересов, реализации исследовательских проектов. В этом отношении предстоит провести большую работу полярникам на научно-исследовательской станции «Северный полюс–38».
- Результаты работы подобных станций просто неоценимы для обеспечения действий нашего Военно-морского флота, полетов авиации, решения задач по обоснованию внешней границы континентального шельфа, уточнения прогнозов погоды и ледовых условий на трассах Севморпути, - сказал Сергей Иванов.
Заместитель министра регионального развития РФ Сергей Юрпалов проинформировал собравшихся о Федеральной стратегии развития арктической зоны РФ, механизмом реализации которой станет государственная программа «Экономическое и социальное развитие арктической зоны» на 2011–2020 годы. Кстати, Минрегионразвития уже приступило к разработке этого документа.
Вторым вопросом повестки совещания Морской коллегии стало обсуждение перспектив развития Мурманского транспортного узла, который, по мнению вице-премьера, является самым главным в экономике Мурманской области.
О реализации этого инвестиционного проекта доложил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Со своими предложениями выступили губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев, командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов. Николай Михайлович коснулся проблемы взаимодействия различных министерств и ведомств, развернувших свою деятельность в северных морях.
Участники Морской коллегии уделили особое внимание развитию Мурманского транспортного узла и его значимости для России. Как отметил Сергей Иванов, в России не так много мест, где можно построить современный глубоководный незамерзающий океанский порт, - это Мурманск и Приморский край.
- В Мурманске хорошая глубина, прямой выход в Мировой океан, - сказал Сергей Иванов. - Здесь очень хорошие показатели по грузообороту. Даже в кризисный 2009 год грузооборот в мурманском порту вырос на 30 процентов и составил 36 миллионов тонн груза. В этом году объем вновь увеличился и составил за восемь месяцев 26,5 миллиона тонн. Мы наблюдаем стабильный рост грузооборота, а значит, пора переходить от обсуждений к строительству нового порта.
Вице-премьер сообщил, что в октябре 2010 года ожидается принятие Правительством РФ постановления о создании в Мурманске свободной экономической зоны портового типа, что даст возможность приступить к строительству порта прежде всего на западном берегу.
Очередь частных инвесторов, желающих вкладывать собственные средства в создание современной портовой инфраструктуры, уже довольно большая. В число будущих резидентов входит и Объединенная судостроительная корпорация, которая с учетом перспектив развития Штокмана также заинтересована в работе в Кольском Заполярье.
Что же касается развития Северного морского пути, то главное, по словам Сергея Иванова, заключается в том, что сюда должны быть привнесены новые технологии, в том числе космические. Кроме того, уже разработан проект современного ледокола, который соответствует передовым мировым стандартам.
Как сказал вице-премьер, члены Морской коллегии поддержали идею губернатора области Дмитрия Дмитриенко о строительстве в Мурманске морского фасада, который предполагает создание рекреационной, туристической, культурной зон в районе морского вокзала областного центра. Символично, что возвести морской фасад планируется к 2016 году, когда Мурманск отметит столетие со дня образования.