на главную страницу

13 Октября 2010 года

Заметки к юбилею

Среда

Они сражались словом

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Взывать к совести агрессора бесполезно: у него своя «правда» войны. И все же прозрение наступает - под диктатом неожиданных обстоятельств, очевидных фактов, веского слова. На счету специальной пропаганды, этой почти незаметной в штабной работе службы, немало тихих побед, ценность которых измеряется количеством сохраненных жизней. Во всяком случае прежде всего этим.


     РАСТУЩАЯ ОТДАЛЕННОСТЬ от большой войны делает данную констатацию все более очевидной и нравственно непререкаемой. Густой туман времени, снимая боль былых страданий, вносит назревающие поправки в отношения соседей. Даже если они оглушали мир громом неслыханных сражений. Победившие и побежденные народы, осваивая устои мирного сосуществования, вступают в многогранные экономические, культурные, человеческие связи. Соответственно они обретают способность проникновеннее вникать в исторические судьбы друг друга. И сколь бы парадоксально для кого-то это ни звучало, нынешние российско-германские отношения в качестве истоков имели семена взаимопонимания, фантастическим образом произросшие на жестокой сталинградской земле.
     Там произошел великий поворот, там же зародилось и прозрение. При этом сила русского оружия, сказавшая ключевое принудительное слово, была искусно дополнена словом разъяснительным, пробуждающим в головах солдат и офицеров вермахта спасительные мысли о будущей жизни в стране, свободной от нацизма. Этот последний «нюанс» является нагляднейшим подтверждением гуманной сущности политической работы, проводимой среди войск и населения противника органами спецпропаганды, которые указывали солдатам противоположной стороны спасительные тропы из кромешного ада, предлагали выход из безысхода.
     Нет, это не кабинетное заключение журналиста, оперирующего исключительно книжными источниками. В годы работы в Германии мне не раз доводилось слышать подобное из уст живых участников событий, этих ухоженных немецких старичков, не стеснявшихся выражать неподдельное уважение в адрес советских спецпропагандистов. И это вполне объяснимо.
     К ЛЕТУ 1941 года у советских спецпропагандистов уже имелся определенный практический опыт, полученный на Халхин-Голе и в ходе краткосрочной финской кампании. На Дальнем Востоке работу возглавил Михаил Бурцев (1907–2002). Его совершенно справедливо считают основателем и идейным вдохновителем службы. Активная позиция и высокая работоспособность этого человека, острый ум, умение вычленить самое существенное в работе позволили буквально на ходу сосредоточить усилия весьма небольшого по численности персонала и скромных технических средств на выполнении качественно новых, весьма специфических задач. Получаемая в ходе допросов военнопленных информация быстро анализировалась и пускалась в дело. То есть использовалась при подготовке листовок на японском, китайском, монгольском языках. Эффект был. Разумеется, там, где успешно действовали войска.
     В ходе войны с финнами (Бурцев и там руководил информационно-пропагандистской работой среди войск и населения противника) была достаточно успешно использована практика засылки на противоположную сторону военнопленных, согласившихся выполнять строго определенные задачи в интересах советских войск. Это была существенная добавка к дальневосточному опыту. И вообще, надо заметить, конкретная и наглядная работа Бурцева на разных направлениях была веским основанием для принятия политического решения о создании в составе Главного политуправления нового, 7-го отдела. Бурцев же его и возглавил. Произошло это в марте 1940 года. А 12 октября 1940 года была утверждена и направлена в округа основополагающая директива, определяющая содержание и формы работы по разложению противника.
     Таким образом, организационно служба была готова без проволочек включиться в работу с первых дней войны с Германией. Что и было доказано делом. Как утверждают источники, за первую неделю боевых действий над войсками противника и над Германией было распространено более 50 миллионов листовок. Их действенность конечно же не могла быть сколь-нибудь высокой, ведь немецкие солдаты, что называется, рвались вперед, уверенные в скорой победе. Однако сама организация печатной пропаганды, ее возможности в плане массовых изданий и оперативного распространения - эти критерии явно свидетельствовали о боеготовности службы.
     ТЕМ НЕ МЕНЕЕ поражение немцев под Москвой, стабилизация под Ленинградом, битва на Волге, начало общего движения на запад - все это требовало нового уровня работы. Речь шла не просто об агитации среди солдат противника, вопрос ставился шире и глубже. На повестку дня выдвигалась цель создания широкого антифашистского фронта в Европе, основная часть которой находилась под пятой нацистов. Соответственно предпринимались и усилия на этом направлении. В частности, увеличивался штат сотрудников, привлекались маститые литераторы, а главное - улучшалась содержательная сторона агитационно-пропагандистских документов, общий тираж которых к концу войны, по нынешним оценкам, превысил 3 миллиарда экземпляров.
     Но ведь листовки и газеты на нескольких иностранных языках - это лишь часть целого. На оперативно-тактическом уровне велась устная пропаганда. Использовалось радио. Развертывалась работа среди военнопленных, определенный процент их возвращали назад.
     Словом, накопленный в годы войны опыт спецпропаганды по-своему уникален. При всей банальности этого выражения, тысячи раз звучавшего в разных аудиториях и многократно прописанного в мемуарах, оно тем не менее представляет собой вполне объективную оценку высокой пробы. Развиваясь вместе с армией, органы спецпропаганды порой демонстрировали такую хватку, что удивляли даже врага. К некоторым известным эпизодам мы уже как-то привыкли, а ведь в них проявилось истинное мастерство. Сегодня в военных архивах можно найти цифры, показывающие масштаб пропагандистской работы в те годы. Всего за время Великой Отечественной войны Главпу было издано и распространено свыше 20 тысяч наименований различного вида пропагандистской литературы на 20 иностранных языках общим тиражом 2 миллиарда 760 миллионов экземпляров, в том числе 10 миллионов экземпляров газет, 10 миллионов 200 тысяч агитационных брошюр. Остальное составили различные виды листовок и обращений.
     Большой удачей было создание организации «Свободная Германия», к работе в которой удавалось привлечь известных антифашистов, а также плененных военачальников вермахта. Ветеран службы Николай Николаевич Берников вспоминает, что в качестве литературных редакторов, наводивших на пропагандистские материалы «хрестоматийный глянец», привлекались немецкие писатели-эмигранты: Э. Вайнерт, Ф. Вольф, И. Бехер,
     В. Бредеш. Ни один агитдокумент не отдавался в набор без визы одного из перечисленных немецких писателей. И. Бехер даже был некоторое время редактором немецкой газеты Die Wahrheit, издававшейся политуправлением Западного фронта.
     С ВЕЛИКОЙ ПОБЕДОЙ спецпропаганда не ушла в запас, а продолжала свое действо в мирных условиях, расширяя и совершенствуя методы и средства воздействия на объекты, которые в силу известных условий представляли так называемого вероятного противника.
     В частности, на на Европейском ТВД масштабно вели подготовительную работу на случай военного столкновения с натовской коалицией структуры на групповом, армейском и дивизионном уровнях. Они были развернуты по штатам военного времени, оснащены передовой техникой, участвовали во всех учениях, отрабатывая кабинетные задумки в полевых условиях. Соответственно фону оперативной обстановки, который всегда тесно привязывался к реальному расположению национальных контингентов противостоящей группировки НАТО, готовились агитационно-пропагандистские документы (то есть реальные заготовки на угрожаемый и последующие периоды), в целом отрабатывался весь комплекс учебно-боевых задач.
     Заметный след во всей этой работе оставили Михаил Бурцев, Александр Шевченко, Евгений Долгополов, Владимир Сёмин, Юрий Басистов, Герман Ефимов, Владимир Увайский, Валерий Буравченко...
     Молодые кадры поставлялись в основном факультетом спецпропаганды Военного института иностранных языков, а затем Военного института, а также гражданскими инязами. Кстати, после распада СССР в новых государствах весьма по-хозяйски распорядились специалистами этого профиля. Некоторые после небольшой переподготовки перешли на дипломатическую работу, посылались за рубеж на должности военных атташе, в том числе в США, Австрию, Германию, Бельгию. Кто-то нашел себе применение на государственной службе и был по достоинству оценен.
     Реальной работой в те годы стали прежде всего операции в Афганистане. Наши мобильные боевые группы несли местному населению не только праведное слово, но и продукты питания, медикаменты, кинофильмы, предметы первейшей необходимости в быту. Сложности взаимопонимания, безусловно, были на каждом шагу, тонкости восточной психологии представали перед советскими спецами во всем их многоцветном колорите. Но дело делалось. Сейчас абсолютное большинство наблюдателей и экспертов, сравнивая работу американских партнеров и их советских предшественников, отдают безусловное предпочтение последним. Русские вели себя проще, были доступнее, не гнушались дружественными связями в самых забытых богом селениях.
     В числе представителей нашей службы на афганском направлениии мужественно трудились Леонид Шершнев, Федор Казанчук, Олег Чернета, Игорь Королев, Борис Хилько. Боевые агитационно-пропагандистские отряды, созданные в то время, стали эффективным инструментом борьбы за умы и сердца афганцев.
     Депутат Госдумы Франц Клинцевич, как-то размышляя на афганскую тему, которую он знает по личному участию в тех событиях, заметил, что в целом структуры 7-го управления ГлавПУ СА и ВМФ справились с поставленными перед ними задачами достойно. Они во многом способствовали тому, что в афганской войне наметился перелом не в пользу США, и если бы не Горбачев и Шеварнадзе... И не случайно, видимо, уже в конце 1980-х годов, в разгар «перестройки», «Семерка» стала подвергаться поспешным сокращениям и «модернизации», завершившейся в итоге ее ликвидацией...
     Нельзя не видеть, что технологии информационно-пропагандистского противоборства сегодня активно используются в различных странах. Под ним в тех же США понимают комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, ее политическое и военное руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для Соединенных Штатов решений, а в ходе войны полностью парализовало бы структуру управления противника. В документе комитета начальников штабов вооруженных сил США «Единая перспектива - 2010», определившем основные направления развития оперативно-стратегических концепций применения американской армии в XXI веке, подчеркивается, что главной чертой вооруженной борьбы в нынешнем столетии будет перенос акцента в сферу информационного противоборства и что достижение «информационного господства» станет обязательным условием победы над любым противником. Мы не можем и не вправе не учитывать этого.
     В связи с 70-летием спецпропаганды «Красная звезда» поздравляет ветеранов службы с этой датой и благодарит их за многогранный труд на благо нашей Родины и во имя ее безопасности.
     

     

     М.И. Калинин вручает орден Красного Знамени М.И. Бурцеву.
     Военный институт иностранных языков. Здесь в советский период готовили спецпропагандистов для Вооруженных Сил.
     А.М. ШЕВЧЕНКО,
     Великая Отечественная война.
     Л.И. ШЕРШНЕВ (в центре) на встрече с афганскими офицерами, 1980-е годы.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex