на главную страницу

13 Октября 2010 года

Культура

Среда

Под куполом цирка

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».




     Полное название этого фееричного мира детства, радости и смеха - Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. Но жители столицы и ее гости зовут его просто Цирк на Вернадского. Интересно, что на представлениях в нем взрослых в зале чуть ли не вдвое больше, чем детей. И не только потому, что малышей сопровождают мамы-папы-бабушки. Сюда, что для занятой Москвы особо не свойственно, приходят целыми семьями. Секрет объясняется многими факторами. В первую очередь мастерством, высочайшим профессионализмом артистов, креативным подходом к построению номеров, техническими особенностями современного зала, где возможны пять сменных манежей - конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Но мне кажется, главное, что влечет сюда снова и снова - это необычная атмосфера каждой из показанных программ-спектаклей. В них царит гармония сказки, фантазий и доброго мира Джеральда Даррелла с его любовью к дикой природе и ее обитателям. Это можно увидеть и в новом проекте «Юбилейный экспресс», который представил в нынешнем сезоне художественный руководитель Цирка на Вернадского народный артист России Леонид Костюк в связи с 40-летием этого крупнейшего и одного из самых известных во всем мире цирка.
     По словам самих организаторов «Юбилейного экспресса» и участвующих в нем артистов, важными участниками этого спектакля стали и современные технологии вместе с новейшими спецэффектами. Они и создают необычную атмосферу на манеже. В шоу задействованы все технические средства цирка: световые эффекты, видеопроекции, сменные манежи. Общей гармонии спектакля способствует и талантливая сценография Анатолия Нежного, органичная музыка Евгения Баргмана и Рудольфа Вшивкова (отметим, что во время всего спектакля играет «живой» оркестр!), работа балетмейстера-постановщика Евгения Шевцова, которому помогали балетмейстеры Александр Стремов и Ольга Полтарак и репетитор балета Анна Гилунова. Стоит отметить и оригинальность костюмов для номеров программы, созданных художником по костюмам Натальей Чистовой. Ее работа замечательно дополнила общую стилистику программы.
     Костюмы, сценография Анатолия Нежного придают спектаклю вообще некий космический оттенок, выводят его на планетный масштаб.
     Арена цирка на Вернадского превратилась словно бы в настоящий вокзал, прототипом которого послужил Музей Д’Орсэ в Париже. Ранее он, как известно, был именно вокзалом, прежде чем стать известным музеем.
     Программа неспроста названа «Юбилейный экспресс». Она как яркий поезд мчится по Стране Сказки, останавливаясь на знаковых для циркового народа остановках. «Станция Косолапкино», «Школьная», «Дарвинская», «Мирная», «Царь-град».... Какие чудеса ловкости показали здесь на вид неуклюжие, с трогательными ластами морские львы! Надо видеть, как упорно карабкались они по специальным конструкциям, ловко перестраиваясь по придуманному дрессировщиком рисунку. А какой класс брейк-данса показал один из этих обитателей морской стихии!
     К номерам с медведями, собаками и забавными обезьянками любители цирковых представлений вроде бы привыкли. Но «Юбилейный экспресс» и здесь пошел по особому и самому верному маршруту к зрительским сердцам. Так интересно раскрыть возможности этих лесных обитателей и домашних питомцев могут только истинные профессионалы и труженики.
     Станция «Царь-град» готовилась к прибытию обитателей циркового состава особо. Вот здесь как раз максимально используются технические возможности арены. Ведь номер с грозными царями природы - мощными гривастыми африканскими львищами - не просто сложный, а опасный.
     Интересно, что все звери, а львы тем более, словно бы сами являются хозяевами арены и дрессировщиками. Они с достоинством, а иногда и с неким творческим куражом как будто снисходительно предоставляют возможность именно человеку показать себя. В номере с африканскими львами такой подход красиво подчеркивается чашечкой кофе, нарочито спокойно выпиваемой отважным дрессировщиком на глазах своих грозно порыкивающих подопечных. А уж когда они начинают искоса поглядывать на нас, на зрителей, да еще по задумке номера подниматься на задние лапы, навалившись всей массой на защитную сетку - тут оцениваешь мужество дрессировщика по самой высокой планке...
     Вот они, герои, которые сумели найти язык с братьями нашими меньшими: Наталья и заслуженный артист России Мурад Абдуллаевы, заслуженный артист России Николай Ермаков, Василий Тимченко, чей номер с морскими львами предоставлен Российской государственной цирковой компанией. А дрессированные цари природы выступали под руководством Владислава Гончарова.
     Кроме «станций» были и веселая «Погрузка на поезд» с жонглерами Вячеславом Курковым и Михаилом Рамзиным, «Зал ожидания», где эквилибр на стульях показали Сергей Некрасов и Николай Бабанов. Кажущаяся легкость, с какой управляются артисты с «мебелью», достигается, что любому понятно, гигантским трудом. А в номере «Следом за поездом», состав «догоняли» эксцентрики на воздушном шаре Вячеслав Курков и Михаил Рамзин.
     «Станция Ботаническая», «Мирная», «Музыкальная», «Звездный городок» и «Юбилей» - это торжество воздушных гимнастов, эквилибристов, акробатов на встречных качелях, на батуте... Эквилибр на вольностоящей лестнице виртуозно исполняют Виктория и Дмитрий Дворецкие, с зеркальным шаром ловко управляется Владлена Ананьева, акробаты на качелях выполняют номер под управлением Алексея Пронина. С номером «Вертикальный полет» работает заслуженный артист России Николай Сарычев, акробаты на батуте творят чудеса под руководством Виктора Савченко.
     «Юбилейный состав» не может не остановиться на «Платформе грез». Это уникальное иллюзионное шоу под руководством Дарьи Костюк. Я специально использовала бинокль, чтобы не поддаться трюкам иллюзионистов. И все равно не поняла, как же в действительности были проделаны все эти появления-исчезновения. Притом так изящно, под музыку, идеально накладывающуюся на пластику номера.
     ...Только побывав на таких представлениях, начинаешь понимать: детство от нас никуда не уходит. С ним мы всегда можем встретиться вновь. В цирке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex