на главную страницу

15 Октября 2010 года

Армия и общество

Пятница

ГАЗЕТА ПОМОЖЕТ

В каменоломнях под Керчью рядом с останками погибшего защитника Родины найден фронтовой номер «Красной звезды»...

Игорь СОЛОВЬЕВ. Казань. Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Трудно опознать с первого взгляда в обрывках и комках пожелтевшей и грязной бумаги части газеты, а тем более номер издания, которое было напечатано в середине сороковых годов прошлого столетия. Но заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Национального музея Республики Татарстан Михаил Черепанов уверен, что это части газеты «Красная звезда» за 26 ноября 1943 года. Они найдены летом этого года в Аджимушкайских каменоломнях под Керчью рядом с останками их защитника…

     Произошло это во время экспедиции членов Казанского городского клуба воинской славы - Михаила Черепанова и командира поискового отряда «Авангард» Казанского автотранспортного техникума Татьяны Рахмановой по городам воинской славы Волгограду, Ставрополю, Краснодару, Тамани, Керчи, Новороссийску. Главной задачей ее участников было посещение братских могил уроженцев Татарии, погибших в годы Великой Отечественной войны, а также сверка списков с местными архивами. Делается это не только для того, чтобы определить точное захоронение бойцов и командиров, а значит, вывести их имена из-под грифа «Без вести пропавшие». Самая главная цель - дать возможность родственникам и близким посетить святые могилы.
     Например, по данным архивов, установлено, что на территории Волгоградской области захоронено более 7.700 сыновей и дочерей Татарстана. Но имена далеко не всех из них увековечены по месту гибели. Их списки переданы в Музей-панораму Сталинградской битвы. В Ставрополе казанцы довели до сотрудников областного военкомата имена 68 татарстанцев, которые погибли при освобождении города и умерли в местных госпиталях. В Краснодаре были сверены фамилии 1.225 погибших земляков с фамилиями на плитах центрального воинского захоронения. Уточненные данные оставлены в краевой поисковой организации.
     В Керчи казанцы проверили списки 180 земляков, погибших в боях за этот крымский город, на братском кладбище на улице Самойленко, а также посетили места, где проводятся поисковые экспедиции: район Тебечикской береговой батареи и братские могилы защитников «Огненной земли» Эльтигена.
     По данным начальника архивного отдела Керченского городского совета Татьяны Сафиной, в прошлом одного из самых опытных поисковиков СНГ, в боях за Крым с 1941 по 1944 год погибли около тысячи уроженцев Татарии. 18 из них - в печально известных Аджимушкайских каменоломнях. Именно здесь участникам экспедиции удалось обнаружить самые ценные находки.
     …Спустившись под землю в 50 метрах от главного мемориала, где начинается экскурсионный маршрут, поисковики из Татарстана сразу заметили явные признаки той войны. По всей пещере валялись фрагменты солдатской обуви, амуниции, обрывки гимнастерок, а также увидели топор, офицерскую линейку, гильзы патронов и ПТР, медицинские склянки, индивидуальные пакеты, осколки тарелок и котелков, перочинный нож, фрагменты аккумуляторов рации. Все лежало на поверхности, как будто все эти вещи были оставлены вчера. Только пыль почти семи десятилетий покрывала их.
     Здесь и были обнаружены части подсумка, в котором чудом уцелела свернутая газета. На одной из страниц просматривалось изображение ордена Красной Звезды, а поверх текста - название газеты: «… звезда», № 278, … ноября 1943 г.». Еще на одном фрагменте читался заголовок: «Указ Президиума… о награждении…». А в нескольких метрах лежали кусочки 16-миллиметровой кинопленки и металлический предмет, очень похожий на рукоятку кинокамеры. И, наконец, в десяти метрах от выхода из катакомб Татьяне Рахмановой удалось раскопать на маленькой глубине останки погибшего…
     Сопоставив находки и сведения из архивов, Татьяна Ильинична Сафина предположила, что, возможно, подсумок и газета принадлежали Владимиру Сергеевичу Митрофанову, режиссеру киногруппы Крымфронта, уроженцу Казани, мобилизованному из Тбилисской студии художественных фильмов. В Книге памяти Татарстана он считался пропавшим без вести, что подтверждается данными из Центрального архива Министерства обороны РФ по «Списку погибших и пропавших без вести работников Главного управления по производству хронико-документальных фильмов, входивших во фронтовые киногруппы по состоянию на 10 июня 1942 года». До войны В.С. Митрофанов жил в Москве и работал в Центральной студии документальных фильмов.
     Судя по тому, в каких тяжелых условиях происходила эвакуация нашей армии с Керченского полуострова, многие защитники Крыма предпочли остаться в каменоломнях Аджимушкая, чтобы продолжить борьбу уже в тылу врага. Известно, что в пещерах вместе с жителями окрестных сел прятались около 17 тысяч советских солдат и офицеров. Судьба их трагична. Фашисты сначала «выкуривали» их из-под земли огнеметами, а потом пошли на нарушение международной конвенции и применили против партизан отравляющие газы.
     Остается небольшая надежда, что установить личность найденного офицера поможет архив «Красной звезды», где наверняка сохранился номер газеты со списком награжденных. Может быть, в нем были близкие или друзья погибшего? Иначе зачем ему было столь тщательно хранить газету, которая дошла до нас спустя почти 67 лет.
     ***
     НАШ КОММЕНТАРИЙ
     Получив и прочитав материал нашего внештатного корреспондента из Казани, я отложил все дела и сразу же направился в редакционную библиотеку. Подняв из архива подшивку «Красной звезды» за четвертый квартал 1943 года, без всякого труда обнаружил номер за 26 ноября. Так и есть! На первой же странице напечатано два указа. Продолжение Указа Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями генералов и офицеров контрразведки Красной Армии» и окончание Указа Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями начальствующего и рядового состава Железнодорожных войск и военно-восстановительных организаций железнодорожного транспорта».
     Правда, Владимира Сергеевича Митрофанова в этих списках нет. Да и быть, наверное, не могло, поскольку не был он ни контрразведчиком, ни железнодорожником. Версия о близких или друзьях погибшего в принципе имеет право на существование. Причем они могли быть не только в списках награжденных. В номере «Красной звезды» за 26 ноября 1943-го масса других материалов. В том числе корреспонденций из действующей армии об отражении массированных танковых контратак противника, о наступлении наших войск в районе Пропойска и т. д. На 3-й странице опубликована небольшая заметка Ильи Эренбурга под заголовком «Земля Пирятина».
     Мало ли что могло заинтересовать в этой газете погибшего. И мало ли по каким другим причинам она могла оказаться в его подсумке. Дело даже не в этом.
     А в том, что много десятилетий спустя мы получили еще одно подтверждение тому, что газета наша и впрямь помогала. Сегодня же она помогает по крупицам восстанавливать факты нашей истории и возвращать из небытия имена без вести пропавших.
     Поисковики из Татарстана ошиблись только в одном. Этот номер «Красной звезды» был не 278-м, а 279-м по счету. Просто девятку на истлевшей газетной странице можно было легко принять за восьмерку. В любом случае мы признательны им за то, что они сделали. И готовы оказать любую помощь в их святом и благородном деле.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex