На фоне печальных метаморфоз диктатуры рынка в обществе, кажется, созревает все более ясное понимание того, что основу желаемых нами успехов в состязательном движении к идеалу преуспевающего государства должна составлять сосредоточенность на сферах созидания. И при всей важности мировоззренческих наук, именовавшихся когда-то метафизикой, прогресс в материальной области находится в прямой зависимости от состояния наук точных.
![](31.jpg)
Живой Терминатор на московских улицах, даже в метро - событие, прямо скажем, из ряда вон. Человек-гора со стальными мышцами и компьютерным мозгом - образ не просто поразительный, он есть воплощение наших представлений о будущем, сформированных под влиянием произведений фантастов. Когда же этот герой «материализуется» и превращается в популяризатора науки, праздное внимание к нему сразу трансформируется в желание услышать нечто из сферы реального технического прогресса.
Харизма - столь же великая сила, как и красота. Так что если кумир обожателей зажигающих киноисторий о торжестве добра над злом говорит, что Америка поможет России построить собственную «Кремниевую долину» в Сколково, ему верят очень многие наши соотечественники.
Но с чем выйдет Россия на столбовую дорогу глобальной высокотехнологической революции? Вопрос не праздный, ибо известна ситуация с научно-техническим образованием в нашей стране, с состоянием точных наук, престижем профессий ученого, инженера, конструктора.
Поэтому позволим себе сделать несколько замечаний относительно статуса в нашем российском обществе человека технического. Ставить вопрос таким образом резонно уже потому, что идея Сколково в миниатюре, в десятикратно (или стократно) уменьшенном масштабе существует (либо должна существовать) в каждом регионе страны.
И с прискорбием приходится констатировать, что в каждом большом городе нарастает дилемма недостатка технических кадров в условиях избытка юристов, журналистов, бухгалтеров, экономистов, специалистов по рекламе... Днем с огнем практически везде ищут квалифицированных рабочих, этих золотых рук мастеров, обобщающий образ которых блистательно создал на экране Алексей Баталов. Без них технический прогресс замирает на ватмане.
Очевидно, что наша страна остро нуждается в каком-то массовом повороте общественного сознания, национального интереса, подростковой тяги к точным наукам, естествознанию, инженерии.
Каким способом обеспечить такой поворот? Вот вопрос! Этим вопросом мы сами себя, к сожалению, пока лишь загоняем в ограниченное пространство умных, но чаще всего пустопорожних разговоров. Притом что чиновники из образовательных структур, вооружившись хорошо подобранной цифирью, норовят показать вам тенденцию общего улучшения дел в высшей и средней школе.
Но нам-то нужны не красивые графики, нас тревожит реальное положение дел в образовании, в котором точные науки оказались в положении постылых деток. Увы, эта досадная реальность указывает на сохраняющийся дисбаланс между количеством гуманитариев и физиков-химиков в среднестатистическом старшем классе российской средней школы. Посетите десяток школ, и вы убедитесь в этом.
В чем причина? Банальный вопрос - банальный ответ. Дети хотят хорошо зарабатывать, они хотят ездить на красивых машинах и летать, на худой конец, в Турцию. К этому их призывает телевидение, на это наставляют родители. Разумеется, встречается немало исключений. Есть одаренные дети, из которых вырастают кандидаты на переезд на богатый Запад - в ту же «Силиконовую долину» в далекой Калифорнии. Но процент потенциальных выдвиженцев научно-технической революции может быть маловат, если преспокойно дожидаться, пока эта революция вынесет нас самотеком к заветным берегам процветания.
Отчасти сложившаяся ситуация - это, видимо, результат непродуманно взятого еще в 1990-е годы курса на гуманитаризацию образования, сокращение времени, отводимого учебными планами на преподавание естественно-математических дисциплин. Это положение дел сохраняется. Между тем динамичный лидер США Барак Обама заявил недавно, что считает углубленное изучение в школах и университетах точных и естественных наук важнейшим фактором для роста Америки в XXI веке. «Когда я пришел к власти, - сказал он, - я поставил целью повышение нашей нации со среднего до высшего уровня в сферах математики и точных наук. Улучшение образования в сфере естественных и точных наук, технологий, инженерного дела и математики жизненно необходимо для подготовки наших студентов к конкуренции в экономике XXI века».
На ближайшие два года президент США поставил перед своей страной задачу подготовить 10 тысяч учителей по предметам, относящимся к точным и естественным наукам, сфере технологий, инженерному делу и математике. В течение десяти лет количество новых учителей должно достигнуть ста тысяч! Цель своих усилий Обама сформулировал по-военному четко: «США в следующее десятилетие должны стать лидером в области научного и математического образования». У нас же иные чиновники почему-то считают, что математика мешает «креативному мышлению» и в школе не нужна.
Для решительного переосмысления ценностей в сторону точных наук России требуется какое-то мощное начало, лишенное словесной трескотни, зато согласованное по задачам и направлениям. В середине прошлого века всеобщая мобилизация страны на решение ядерных, космических, оборонных задач создала в обществе культ физиков. Этот настрой был прекрасно отражен в фильме «Девять дней одного года», который, в свою очередь, и сам создал волну обожания интеллигентных людей, свободно оперировавших понятиями квантовой физики...
Процесс сотворения чудес не остановишь, как и движение мысли вообще. Если страна рассчитывает занимать приличное место в конкурирующем мире, она должна воспитать достаточно многочисленное поколение граждан, мыслящих категориями продвинутых наук. Без такого широкого сословия, не зацикленного на проблеме куска хлеба с маслом, нам не обойтись. Ведь только к этим любопытным «чудикам» тянутся настоящие чудеса.