на главную страницу

20 Октября 2010 года

События. Комментарии

Среда

Никита МИХАЛКОВ:
АРМИЯ ДЛЯ НАС - СИМВОЛ ЧЕСТИ И ДОЛГА

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Юрия МАГАСА.



Есть люди по самому складу характера - государственники, иными словами - с государственным масштабом мышления. Это понятие обычно соотносится и с другим - патриот. У них может быть любая профессия, но есть общая черта - осознанный труд на благо своей Родины и соотечественников. Они просто не мыслят жить как-то по-другому, при этом совершенно не задумываясь над тем, как их представляют окружающие. В том числе и об этом шла речь при встрече корреспондента «Красной звезды» с режиссером, актером, продюсером, общественным деятелем, председателем Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации народным артистом РСФСР Никитой Михалковым. Его жизнь для многих - загадка. Он, чье семейное древо имеет мощные корни, связывающие род Михалковых с такими значимыми для нашей страны фамилиями, как Пушкин, Суриков, Кончаловский, сын человека, создавшего Государственный гимн, поэта самой высокой пробы. Ребенок, рожденный, как говорится, «с золотой ложкой во рту», вполне мог бы жить эдаким сибаритом, склонным к праздности и изнеженным роскошью. А уж тем более, например, не служить в армии за сотни километров от дома - на Дальнем Востоке, на Тихоокеанском флоте. Михалков и сегодня убежден, что каждый мужчина обязан пройти армейскую школу. Которая, по его мнению, не просто школа некой военной подготовки, а школа жизни, школа мужества. Почему он в дальнейшем выбрал именно актерскую, режиссерскую судьбу, определенно знает только Господь. Но за успешностью на этой стезе - неустаннный и вечный труд. Заметим, что во многих фильмах он выступает сразу в нескольких ипостасях - актера, режиссера, сценариста, продюсера.
Свою первую роль, на которую обратили внимание, Михалков сыграл в 18 лет в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», и сам же спел там популярную одноименную песню. Дальше были роли в картинах «Сибириада», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Статский советник»... Были десятилетия, например с 1974 по 1984 год, когда фильмы Михалкова-режиссера выходили практически ежегодно. «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня»... Большинство его фильмов получали и получают международное признание, завоевывают призы. «Утомленные солнцем» отмечены призом американской киноакадемии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Среди кинонаград Михалкова два Венецианских льва: за картины «Урга - территория любви» и «12».
Перечислять все достижения, должности, звания, регалии Михалкова можно долго. И как бы он сам ни оценивал свой труд, современники судят его по наивысшей планке. Он всегда открыт для разговора, взвешенно и тонко умея различать понятия «добро» и «зло», чему его мудро учили старшие в его большой и дружной семье.
При том что жизнь его, как человека с активной гражданской позицией, всегда на виду, занятые поиском каких-то невероятных фактов, касающихся известной личности, журналисты мало пишут, например, о том, что при активном содействии Михалкова ведется большая просветительская работа, издаются книги русских философов конца XIX - начала XX века - В.В. Розанова, И.А. Ильина, публикуются архивные документы, которые важны для понимания истории. А ведь это еще одна возможность понять настоящее через прошлое. А значит - иметь будущее.


     - Никита Сергеевич, какой род деятельности на сегодняшний день вам ближе всего и важнее?
     - Если бы я сейчас задумался: а кто я - режиссер или, к примеру, общественный деятель, то, наверное, вызвал бы узкомедицинский интерес. Я же ничего не делаю по принципу: ну что ж, а теперь займусь общественной деятельностью. Это ведь не делается специально. Вот иногда приходится заниматься вещами, которые мне совершенно неинтересны. Но я вынужден это делать. Потому что понимаю: кроме как ко мне человеку обратиться больше не к кому. Это в какой-то степени инстинкт, нежели осознанное желание делать добро (Михалков сглаживая пафосность фразы, нарочито ее торжественно выделяет). Хотя меня это может и раздражать, и мешать жить. Думаешь: почему это я должен делать? Есть начальники, губернаторы, мэры, министры, управленцы, чиновники... Но раздражение такого рода быстро проходит. Главное почувствовать, насколько человек искренен в своей просьбе. Иногда пишут как-то особенно трогательно, наивно... Например: мне нужен дом. У меня 8 человек детей. Там, где мы живем, ужасные условия. Вот сейчас поставили столб посредине комнаты, чтобы не обвалился потолок. Читаешь и думаешь: но я же кинорежиссер, в конце концов! Какой дом, какой столб? Я-то тут при чем? Потом дочитал письмо до конца, посмотрел присланную фотографию с тем столбом... Подумал, ну, значит, привел господь его за помощью ко мне. Но, с другой стороны, я стараюсь не унижать человека благодеянием. Я еще у бабушки в молодые годы спросил: вот как быть, мучают, дергают все - помоги. Как отказывать? Она мне сказала: отказывай, если не лежит душа. Ты тоже должен ситуацию понять, прочувствовать. Главное - себя не обманывать. Я всегда стараюсь помочь. Но не помогаю ради того, чтобы это кто-то оценил.
     - Общественный совет при Минобороны. Что пост его председателя дал вам как человеку, как гражданину? Нужен ли этот совет? И надо ли было взваливать на себя и тут гражданскую ответственность? Почему вы согласились?
     - Почему? Потому что я считаю: армия, флот для России - это не только и не столько средство защиты или нападения, это во многом образ жизни страны. И демилитаризация страны, если такое наступит, - это преступление по отношению к Отечеству. Дело даже не в том, что мы будем беззащитны. Армия для России испокон веков была гарантией внутреннего сосредоточения. Символ чести, долга. Того, что сегодня в обществе теряется, размывается... Поэтому я считаю: если Общественный совет может для армии быть полезным, он обязан существовать и делать все, что от него зависит, для пользы Вооруженных Сил России.
     Другое дело, что мы не должны вмешиваться во внутреннюю структуру армейской жизни. Я имею в виду - стратегически. Но должны сохранять баланс между обществом и армией, причем баланс не только с точки зрения уравновешивания, а с точки зрения проникновения. Причем проникновения на духовном уровне, а не на уровне вмешательства гражданских лиц в стратегию военного строительства. В этом смысле Совет очень нужен, я думаю.
     Мне это было важно и интересно, потому что так совпало, что я в это время снимал «Утомленные солнцем-2». Я 8 лет отвоевал по-настоящему. Да, без настоящей стрельбы. Но, во-первых, все-таки с ранениями разными. А во-вторых, мы настолько погрузились в атмосферу фильма... Без этого глубокого погружения мы бы никогда не сняли эпизод зимнего боя, например. А когда идет такое проникновение, срастание с военными реалиями, у тебя совершенно другой взгляд изнутри и на то, что происходит в сегодняшней армии. Потому и начинаешь понимать, что такое быть вне дома, что такое находиться в сообществе чужих молодых людей, агрессивных порою. И осознаешь, что если человек, идущий в армию, будет продолжать ощущать себя гражданином своей страны, это и есть возрождение армии.
     Мне кажется, что все, что связано с профессиональной армией, важно. Но надо понимать, что в России только за деньги ни работать, ни тем более воевать не будут никогда. Сколько ты русскому человеку ни плати... Он может получать первый месяц, два, пять... А потом ему захочется любви и уважения за его ратный труд. Я тут придумал некую «формулу русского человека». «Русским может быть только тот, кому чего-нибудь не хватает. Но не так нет, чтобы обязательно было, а нет - и хрен с ним». Это то, чего не понять никогда ни одному иностранцу.
     - Если бы вам был предложен выбор времени, в котором жить, какой период истории государства Российского вы посчитали бы наиболее интересным для себя? Когда могли бы лучше всего реализовать Богом и родителями данный талант?
     - XIX век, начало XX. А почему? За что? Я не знаю. Я очень люблю то время. Я вот сейчас сказал XIX век и подумал: а может быть, и нет. Вы знаете, не время бы выбрал, а страну. Страну вот эту, свою Родину, - точно, а время - любое.
     - А что, по-вашему, значит быть гражданином своей страны, своего Отечества?
     - Это состояние души. Права и обязанности гражданина прописаны в Конституции. Можно их прочесть и осознать свои права, осмыслить свои обязанности. А жить в стране - это немножко другое. В свое время русский историк и филооф Ильин гениально сформулировал, что такое жить в России, что такое быть русским. «Жить надо для того, за что можно умереть». Потрясающие слова.
     - Никита Сергеевич, о вас можно сказать словами из известного мультфильма: «Мужчина в полном расцвете сил». А для вас вообще такое понятие, как возраст, существует, имеет значение? Или он - только прописью в паспорте?
     - Наверное, все-таки правильно говорят: как себя ощущаешь, так оно и есть. Хотя здесь важна гармония - когда то, что хочешь, совпадает с тем, что можешь. Огромное количество проблем у людей, если они думают, что могут, только потому, что хотят. Это в художественном мире очень развито, эта ошибка, это заблуждение. Допустим, в физическом смысле, может быть, я не так резво, как раньше, бегаю, играя в футбол. Но я бегаю. Я вижу поляну и получаю от этого удовольствие. Я, может быть, хуже играю в теннис, чем играл лет 20 тому назад. Но я попадаю по мячу, стараюсь его достать и достаю, играю два часа, что довольно серьезная энергетическая загрузка. Я плаваю час. И тестирую себя в том смысле, насколько хочется мне все это делать.
     - Представьте себе, что у вас выдалась возможность побездельничать, какое-то абсолютно свободное время...
     - У меня так не бывает. Довольно странная вещь. Может быть, она будет не очень понятна человеку, у которого есть фиксированный рабочий день. Раз в 8-10 лет я куда-то уезжаю дней на десять. И первые пять дней у меня ощущение, что сейчас что-то случится, что придут и скажут: ты что здесь делаешь, надо бежать, идти туда-то и туда-то. Если говорить об отдыхе, то он у меня всегда был активным. Либо теннис, либо футбол, охота, рыбалка. Что-то связанное по-возможности с природой или с движением...
     - Есть ли сценарий, режиссерская задумка, которую вы длительный срок откладывали «на потом»? И по какой причине невозможно реализовать мечты? Или все же можно? В последнее время вы работаете с масштабными картинами. А не хотелось бы снять что-то подобное камерному фильму «Пять вечеров»?
     - Я готовлю картину «Солнечный удар» по рассказу Бунина. К этому фильму я шел почти 40 лет. Никак не мог найти «ключ». И вот сейчас, кажется, Господь его послал. Это будет небольшая картина с точки зрения масштаба, начало и финал предполагаются в достаточной степени неожиданными для этого произведения, в центре - история любви. Пока все на этапе сценария. Пишем его с Володей Моисеенко. Уже заканчиваем.
     Задумок много. Грибоедов. Его жизнь и гибель. Дмитрий Донской. «Детские годы Багрова-внука». Это вторая часть автобиографической трилогии замечательного русского писателя Сергея Аксакова. Казачество. Белый исход, имею в виду Ледяной поход - время исхода белых армий из Сибири. Столыпин, Гоголь. Но Гоголь такой - «Старосветские помещики». Грибоедова в свое время мы не могли снимать, потому что начались события в Карабахе. Но я тешу себя надеждой. Там потрясающий сценарий и материал. Сценарий писали вчетвером: Саша Адабашьян, Юрий Лощиц, я и Ираклий Квирикадзе.
     - В ваших планах создание некой академии кино Никиты Михалкова... Это что-то типа знаменитого ВГИКа?
     - Это совершенно другая система. Это не обучение абитуриентов, а повышение квалификации артистов, которые работают в театре, например, в Подольске, Новосибирске, в областных театрах. Тех, кто хочет поднимать свое профессиональное мастерство. И совершенствовать его. Представьте себе некую организацию, которая предлагает поставить, допустим, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского или Гамлета. То есть мы говорим: наша академия предполагает поставить такой спектакль. И мы ищем актеров, которые будут исполнять роли в нем. Заниматься движением, речью, дикцией, пластикой, эстетикой, этикой, языками, освоением специфики телевидения и кинематографа и так далее. Мы получаем информацию, что кто-то хочет сыграть, допустим, Гамлета. Человек говорит: вот моя концепция, я уже его играл. Мы получаем от него диск. Собираем два состава актеров к спектаклю - Гамлета, Офелию, Гертруду и так далее. И начинаем работать. Но параллельно наши «студенты» встречаются и разговаривают, например, с Питером Бруком, слушают мастер-классы Фоменко, Захарова и так далее. Причем я хочу, чтобы в одном месте, на одном курсе учились актер, режиссер, оператор, художник, сценарист. Мы выпускаем спектакль, а на роль Полония за хорошие деньги приглашаем того же Олега Павловича Табакова. И с этим спектаклем они едут, к примеру, по десяти городам. Сумели они образоваться в свой театр - замечательно. Не сумели - не беда, зато прошли школу совершенно другого энергетического влияния.
     - А можно немного о «земном»? Для многих женщин вы - образ некоего рыцаря без страха и упрека, к тому же определенный эталон мужественной привлекательности. Был ли у вас некий идеал женской красоты, изменился ли он со временем? Какая женщина может вам понравиться сегодня?
     - Я уже тертый калач (улыбается). Меня женщине поразить трудно. Тем более что я в силу разных причин, в силу и того, что много снимал кино, в котором героями были женщины, в котором происходит соединение персонажа с актрисой... Это очень интересно наблюдать и препарировать. Так что, повторюсь, поразить меня сложно. К счастью, потому что иначе бы я постоянно был в романах... Что же касается моей «привлекательной мужественности» и идеала для женщин, то было бы странно и глупо, если я по этому поводу промолчу. Должен заметить, что все, что говорится в таком плане, делю на сто. Ну какой я идеал?! А если говорить серьезно, то женщины ныне соскучились по мужскому началу, по определенности: «да-да, нет-нет». Я не о грубости говорю, я говорю о точном осознании своего места. Женщина должна осознавать свое место. Не в том смысле, как в немецкой пословице: «Место женщины между кулаком и плитой». По должному своему месту, по нише, которая защищена и которая обеспечена мужским началом, мужской аурой. Насколько я вижу, женщины сейчас лишены этого. А это очень важно. Необязательность и неконкретность мужчин типа «облако в штанах» располагают к тому, чтобы женщина постепенно брала бразды в свои руки.
     Женщины ныне занимают за неимением другого то пространство, вынуждены занимать, которое должны занимать мужчины. И это происходит во всех сферах нашей жизни. Я думаю, что инфантилизация общества очевидна. Это, кстати говоря, очень опасно. Потому что женщина может дойти до определенного предела, за которым она уже не может в силу физических своих способностей справляться с делом.
     - Ваш герой в «Жестоком романсе» в ярости мог быть страшен. А как сам Никита Михалков может повести себя в минуту гнева, если под рукой не окажется того же яблока, как в фильме, которое примет на себя основной удар?
     - «Завести» меня нелегко. Но все-таки не советую.

     Коллектив газеты «Красная звезда» поздравляет Никиту Сергеевича Михалкова с грядущим юбилеем и желает ему и дальше столь же потрясающе «держать спину» - не терять военной выправки и продолжать покорять новые творческие высоты. К нашим поздравлениям присоединяются и читатели «Звездочки».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex