на главную страницу

20 Октября 2010 года

От первого лица

Среда

Каждый третий спутник — из Сибири

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
Фото предоставлено пресс-службой ОАО «ИСС» имени М.Ф. Решетнёва».



15 лет назад завершилось развертывание полномасштабной орбитальной группировки навигационных спутников российской системы ГЛОНАСС, разработанной, сконструированной и произведенной в космическом холдинге «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф. Решетнева» в г. Железногорске Красноярского края. Наш собеседник - генеральный конструктор и генеральный директор предприятия Николай ТЕСТОЕДОВ.

     

     Наша справка. ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» - одно из ведущих предприятий российской космической отрасли.
     ОАО «ИСС» владеет технологиями полного цикла создания космических комплексов от проектирования до управления КА на всех орбитах - от низких круговых до геостационарных.
     За время своей деятельности предприятие принимало участие в реализации более чем 30 космических программ в областях связи, ретрансляции телевидения, навигации, геодезии и научных исследований. Было спроектировано, изготовлено и запущено порядка 50 различных типов космических аппаратов, отличающихся высокой надежностью и предназначенных для использования на низкой круговой, круговой, высокоэллиптической и геостационарных орбитах.
     Многолетний опыт создания КА, квалифицированный персонал, высокие технологии, современное производство и надежные деловые партнеры позволяют ОАО «ИСС» занимать позицию российского лидера спутникостроения и успешно действовать в условиях рыночной конкуренции.

     

     


     - Николай Алексеевич, какой процент группировки отечественных космических аппаратов изготовлен в ОАО «ИСС»?
     - В настоящий момент (10 октября 2010 года) орбитальная группировка Российской Федерации составляет 113 космических аппаратов, 75 из них - это космические аппараты (КА) производства ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика Михаила Федоровича Решетнёва», то есть практически две трети.
     - С космодрома Плесецк планируется выведение ракетой-носителем «Союз-2» космического аппарата «Глонасс-К». Почему выбран этот носитель и этот космодром, ведь предшествующие запуски космических аппаратов серии ГЛОНАСС осуществлялись с Байконура? Потребуется ли доработка технического комплекса на 43-й площадке космодрома для нового аппарата?
     - Выведение космического аппарата «Глонасс-К» ракетой-носителем «Союз-2» запланировано по нескольким причинам. Во-первых, этот аппарат - первый из новой серии, и конечно же, он запускается один, а не в составе блока из трех спутников, как аппараты предыдущей серии «Глонасс-М». В течение года после запуска он будет проходить летно-конструкторские испытания. После этого будет запущен второй спутник - также из серии летно-конструкторских аппаратов. Понятно, что для запуска одного космического аппарата ракета «Протон» не годится, это слишком мощная ракета. А ракета «Союз» предназначена для подобного размера спутников, и, кроме того, мы одновременно отрабатываем задачу уже не создания орбитальной группировки, а ее поддержания и модернизации, когда не потребуются пуски по три космических аппарата, а нужно будет запускать точечно: по одному аппарату в необходимые орбитальные позиции в каждой плоскости системы. Поэтому более экономично, более правильно использовать ракету «Союз».
     Во-вторых, на 43-й площадке космодрома Плесецк есть технический комплекс, на котором можно готовить космический аппарат «Глонасс-К» к запуску. Требуются незначительные доработки, например в части прокладки новых кабелей и зарядно-разрядного устройства. Это совершенно небольшие затраты, которые делаются в достаточно короткое время, поэтому когда встал вопрос о создании для спутников «Глонасс-К» нового комплекса для запуска на Байконуре или использовании существующего комплекса на космодроме Плесецк, конечно же, выбор был сделан в пользу Плесецка.
     В-третьих, северный космодром предпочтителен для аппаратов этого класса при запуске на средние круговые орбиты. Преимущество Байконура только для спутников, которые в последующем располагаются на геостационарной орбите.
     Кроме того, Плесецк будет предпочтителен для аппаратов этого класса при запуске на средние круговые орбиты и находится на территории России.
     - В каких еще проектах Министерства обороны участвует ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва»?
     - За нашим предприятием 100%-ное обеспечение Министерства обороны космическими комплексами связи и ретрансляции, поэтому мы являемся головными по линии космического сегмента связи для обороны.
     - Каковы перспективы космических аппаратов серии «Глонасс-М» на сегодня?
     - На начало декабря запланирован пуск еще трех аппаратов «ГЛОНАСС-М» в составе блока № 43, и это позволит создать полноценную орбитальную группировку из 24 работающих аппаратов: по 8 КА в каждой из трех орбитальных плоскостей и, кроме того, несколько спутников будет находиться в резерве - по одному-два в каждой плоскости. Это означает, что группировка будет создана, и дальше потребуется ее поддержание по мере планового убытия спутников при завершении их срока активного существования. Под эти задачи уже сегодня изготавливаются еще 8 спутников, запуски которых состоятся в 2011, 2012 и 2013 году. Решение об их изготовлении и запуске принято, чтобы избежать разрыва между поддержанием группировки из КА «Глонасс-М» и завершением летных испытаний КА «Глонасс-К», учитывая то, что проект спутника «Глонасс-К» уже сейчас претерпевает серьезные изменения (к нему формулируются новые задачи). Таким образом, в период с 2011 по 2014 год спутники «Глонасс-М» будут восполнять орбитальную группировку.
     - Каким вы видите создаваемый под Москвой ИАЦ ГЛОНАСС?
     - Назначение этого учреждения следует из его названия - информационно-аналитический центр. Правильность этого решения в том, что под одной крышей наконец-то будут собраны различные фрагменты, обеспечивающие полноценное взаимодействие системы. Это и сбор информации о летающих аппаратах, и научный центр (так как он находится на территории ЦНИИМаш), который отвечает за научно-методическую часть системы ГЛОНАСС. Одновременно в этом информационно-аналитическом центре будут сосредоточены и центры обеспечения других приложений системы ГЛОНАСС, например КОСПАС-САРСАТ, то есть система спасания, и иные. Поэтому мы оцениваем создание этого центра очень положительно и считаем, что он внесет свой вклад в дальнейшее развитие системы.
     - Какие проблемы решает и какие перспективы открывает для развития системы ГЛОНАСС Закон «О навигационной деятельности»?
     - Напомню, что Федеральный закон «О навигационной деятельности» № 22 был принят 14 февраля 2009 года. Он устанавливает правовые основы осуществления навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности. То есть создание системы получило силу закона. Это очень важно, потому что мировое сообщество, потенциальные и действующие пользователи системы ГЛОНАСС и совмещенные пользователи ГЛОНАСС/GPS должны быть уверены, что на государственном уровне юридически закреплен порядок и последовательность навигационной деятельности, и это произошло с этим законом, который определил основные направления государственной политики в сфере навигационной деятельности. В нем много разных статей, он охватывает весь спектр работ от космических комплексов до создания навигационных приборов, условий их применения и так далее. Например, он устанавливает правила открытого доступа и предоставляет субъектам правовых отношений в сфере государственной деятельности сигналы на безвозмездной основе и без ограничений. Это тоже принципиальный момент, потому что слова «на безвозмездной основе», «без ограничений» обязательно должны быть закреплены законодательно. Тем более что система GALILEO, создаваемая в рамках Европейского космического агентства, как ожидается, будет предполагать платное использование услуг. Поэтому законодательное закрепление специальным законом принципа общего доступа, безвозмездного и без ограничений, - это принципиальный посыл потенциальным и действующим пользователям системы ГЛОНАСС.
     - Как вы оцениваете ход создания новых телекоммуникационных спутников тяжелого класса «Экспресс-АМ5/АМ6»? Как их эксплуатация на орбите скажется на качестве отечественной связи и телевидения?
     - Спутники «Экспресс-АМ5/АМ6» изготавливаются нашим предприятием по контракту с ФГУП «Космическая связь». Поставщиком полезной нагрузки выступает компания MDA (Канада). Мы работаем в соответствии с раннее принятым планом, в частности, на сегодняшний день мы вместе с MDA и головным предприятием по полезной нагрузке - НИИ Радио (Москва) - сформировали облик полезной нагрузки для «Экспресс-АМ5» и выполняем эту работу для «Экспресс-АМ6». Эти работы позволяют нам дальше параллельно создавать модуль служебных систем, а канадской фирме MDA - элементы полезной нагрузки, интеграция которой будет осуществляться совместно с НИИ Радио.
     На сегодняшний день сложилась достаточно напряженная обстановка со свободным частотным ресурсом для систем космической связи, поэтому создаются два аппарата тяжелого класса весом по 3.270 кг. Они будут иметь максимальную для российских спутников энерговооруженность - до 14,5 кВт на полезную нагрузку в течение 15-летнего срока активного существования. Количество стволов, которое на них будет установлено (84 транспондера на КА «Экспресс-АМ5» и 72 транспондера на КА «Экспресс-АМ6»), позволит удовлетворить текущие и потенциальные потребности в обозримом периоде.
     Если говорить о качестве, то на этих спутниках используются традиционные диапазоны частот: C- и Ku- диапазоны, обеспечивается L-диапазон для подвижной президентской связи. Появилось новое качество КА - около десятка стволов Ка- диапазона. Это новый перспективный диапазон, который позволяет обеспечить услуги широкополосного доступа для пользователя. Запуск спутника, в котором есть 10 стволов Kа-диапазона, - это шаг к последующим спутникам, где все стволы будут обеспечивать связь в Kа-диапазоне. Такие примеры уже есть в зарубежных системах связи, но надо начать с малого, поэтому спутники «Экспресс-АМ5/АМ6» не просто многофункциональны по частотам, не просто обеспечивают большое количество связных каналов, они еще придают новые качества связи, осваивая новый диапазон.
     -Как будет развиваться проект по созданию спутников «Гонец-М» и каковы их задачи?
     -Программа «Гонец-М» будет развиваться строго в соответствии с Федеральной космической программой, ее задачи не меняются. Это система персональной связи на низкоорбитальных космических аппаратах, которые обеспечивают связь типа «электронная почта» и передачу коротких сообщений. У нее есть и второе значение: терминалы системы ГОНЕЦ, совмещенные с приемниками системы ГЛОНАСС, позволяют помимо передачи сообщений давать информацию и о местоположении объекта. Это серьезное преимущество системы, потому что геостационарные спутники не имеют сигналов такой мощности для потребителя и не перекрывают всю территорию России, особенно ее северную территорию. Поэтому у системы «Гонец» хорошее будущее. В прошлом году была проведена презентация системы в Центризбиркоме с демонстрацией ее возможного использования для обеспечения выборов.
     - Расскажите, пожалуйста, о создании космических аппаратов «Луч-5А/5Б».
     - «Луч-5А/5Б» - это наследники известного космического аппарата «Луч», который обеспечивал связь советской российской станции «Мир» с центром управления. Спутники «Луч-5А» и «Луч-5Б» будут обеспечивать связь с российским сегментом международной космической станции и с низколетящими аппаратами дистанционного зондирования Земли. Это позволит получаемую ими информацию немедленно передавать в центр приема и обработки, а не ждать, когда аппарат вернется к нам, совершив виток вокруг Земли, и будет в пределах досягаемости центра приема информации. Запуск этих аппаратов запланирован на 2011 год.
     - В сентябре заключен контракт на изготовление трех космических аппаратов: «Экспресс-АТ1», «Экспресс-АТ2» и «Экспресс-АМ8».
     - Это проекты для нашего крупнейшего и одного из наиболее динамично развивающихся операторов в мире - ФГУП «Космическая связь». Мы вели с ними долгую и сложную работу по формированию технических характеристик и выбору поставщиков полезной нагрузки. Эта работа завершилась успешным подписанием контракта на эти три аппарата. Мы уверены, что реализация проекта создания спутника «Экспресс-АМ8» - это дополнительные каналы связи в орбитальной группировке ФГУП «Космическая связь», а космические аппараты «Экспресс-AT1» и «Экспресс-АТ2» придут на смену спутникам W4 и Bonum1, которые обеспечивают непосредственное телевизионное вещание на территории европейской и сибирской части России. Их срок активного существования заканчивается, и эта замена позволит обеспечить российского потребителя несколькими десятками программ высшего качества (телевидение высокой четкости) в обозримом будущем.
     - В каких международных проектах участвует ваше предприятие?
     - Сегодня мы участвуем в ряде зарубежных тендеров. В частности, мы подали документы на участие в тендерах по созданию спутников для Туркмении, Колумбии и Казахстана. Стоит отметить, что мы достаточно уверенно присутствуем на международном рынке и ежегодно последние 3 года подписываем по одному контракту на зарубежные спутники. В 2008 году - на спутник AMOS-5 для Израиля, в 2009 году - на спутник TELKOM-3 для Индонезии, в 2010 году - на спутник Lybid для Украины.
     - Есть ли уже сейчас проекты по запуску космических аппаратов с космодрома «Восточный»?
     - Сейчас, естественно, нет, потому что мы ориентируемся не только и не столько на космодром, сколько на ракету. И те ракеты, которые будут стартовать с космодрома «Восточный» по мере готовности и собственно ракет, и космодрома, конечно же, будут рассматриваться нами в качестве средств выведения для наших космических аппаратов.
     - Ожидает ли ИСС интеграция с другими предприятиями ракетно-космической отрасли?
     - Да, ОАО «ИСС» активно участвует в преобразовании предприятий Федерального космического агентства в вертикально интегрированные структуры. На базе ОАО «ИСС» предполагается объединение предприятий, создающих автоматические космические аппараты, в первую очередь спутники связи, навигации, геодезии, а также аппараты для метеорологического обеспечения и исследований дальнего космоса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex