на главную страницу

20 Октября 2010 года

Без камуфляжа

Среда

О чести и долге

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».




     В 2006 году на телеканале ТВЦ с успехом прошел российский телесериал, точнее, телевизионный художественный фильм «Юнкера» режиссера Игоря Черницкого по мотивам произведений Александра Куприна «Поединок», «Юнкера», «На переломе» («Кадеты») и его же рассказам. Использовались и эпизоды биографии самого писателя, документы военной истории России, воспоминания последних выпускников юнкерских училищ 1917 года. Телесериал получил высокий рейтинг, и, что бывает нечасто, Министерство культуры выделило средства на создание на его основе полнометражного художественного фильма. Фестивальная история новых «Юнкеров» тоже удачна: среди представляемых на конкурсы фильмов его неизменно отмечают наградами. Только вот в широкий прокат картинам, даже пользующимся зрительским успехом на тех же кинофестивалях, без солидной предварительной «артподготовки», дорогой рекламной компании практически не пробиться. Спонсоры же охотно дают деньги под боевички, комедии в «современном формате», вампирские саги, то есть фильмы, под которые хорошо пойдут поп-корн с колой, что тоже приносит прибыль. А здесь - полная тонкого лиризма психологическая драма, связанная с историей становления российского офицерского корпуса, патриотическое кино. Изыски кинопроката, адресованные в целом к «основному инстинкту», на самом деле отучили отечественного зрителя от хороших фильмов. Забегая вперед, отмечу, что уровень «Юнкеров» на самом деле такой, что эту картину, несмотря на два с лишним часа экранного времени, с удовольствием посмотришь еще раз. И диском с ним пополнишь домашнюю фильмотеку.
     Время действия в картине - 1911-1913 годы. Для усиления сюжетной линии, в отличие от Куприна, действие в фильме сдвинуто с конца XIX века на годы, предшествующие началу Первой мировой войны. Герои фильма практически еще мальчишки, которые только-только вступают на ратный путь, а их наставники - боевые офицеры, успевшие принять участие в сражениях на Балканах, в Китае под Мукденом. Ребята учатся в знаменитом некогда московском Александровском военном училище, где их, будущих офицеров, обучают не только военным дисциплинам, но и преподают не менее важные уроки духовного и творческого совершенствования, дружбы и товарищества. Первый бал, первая любовь, первый в жизни поединок, когда страх потерять честь сильнее страха лишиться самой жизни. Как дать отпор негодяю, как защитить слабого и пожертвовать личными интересами ради друга - это тоже особые уроки юнкерской школы. Режиссер, выступивший вместе с Аэлитой Романенко сценаристом, настолько бережно отнесся к первоисточникам, что в атмосферу тех лет погружаешься полностью. Поверьте, есть ощущение просто «выпадения» из века нынешнего. Этому способствуют и костюмы, над которыми работали художники Тамара Сеферян, Елена Ушакова, Светлана Пассан и Максим Кардашев, и музыка Николая Романова, который и сам играл в фильме. Надо отдать должное операторской работе Артура Крашенинникова, Анатолия Родионова и Михаила Глухова.
     Актерский состав подобран столь органично, что «звездные» имена и актеры, порой даже начинающие, составляют безупречный в исполнении ансамбль, дополняя друг друга, не перетягивая роль на себя, как порой бывает с известными артистами. Илья Иосифов, Анатолий Просалов, Светлана Крючкова, Ольга Арнтгольц, Мария Луговая, Юрий Назаров, Александр Сотников, Михаил Пахоменко, Андрей Седов, Александр Песков, Лариса Лужина...
     Среди героев Куприна можно увидеть и персонажа, придуманного авторами фильма. Именно через него показано многое происходящее в фильме, порой даже прокомментировано с современными акцентами, чтобы сложилась связь эпох. Это штабс-капитан Буланин, роль которого замечательно и бережно по отношению к материалу Куприна исполнил сам режиссер Игорь Черницкий.
     ...В «Военном журнале», издававшемся в середине XIX века, в одной из статей писали: «...Отечество должно быть для него (ребенка) святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтобы его сделать не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство обойтися может, а без сынов Отечества - никогда». Так некогда в России относились к взрослению будущих защитников страны. Эта юнкерская школа имеет продолжение и ныне. Интересно, что как раз тогда, когда на экранах шел телесериал «Юнкера», на канале СТС демонстрировали и тоже с большим успехом сериал «Кадетство» - о жизни ребят в современном суворовском военном училище.
     Только бы не прервалась ратная связь времен. Только бы сохранилась в кровеносной системе Отечества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex