на главную страницу

26 Октября 2010 года

Страна и мир

Вторник

А нужен ли «План Б»

Владимир ОЛЬГИН.



Нынешнее военно-политическое руководство США продолжает демонстрировать высокий уровень оптимизма по поводу ратификации сенатом российско-американского договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

     В частности, выступая недавно в Москве с публичной лекцией, один из высокопоставленных представителей министерства обороны США заявил, что Белый дом даже не имеет «плана Б», то есть альтернативного варианта реализации договора в случае его блокирования в верхней палате высшего законодательного органа страны. В соответствии с американскими реалиями подобный план мог бы предусматривать либо фактическое выполнение договора без его официальной ратификации, либо, на крайний случай, перезаключение соглашения на каких-то новых условиях и с новым военно-политическим и военно-техническим содержанием.
     Тем не менее нельзя не учитывать, что противники договора, а это преимущественно представители республиканской партии, не оставляют попыток торпедирования вступления соглашения в силу. Выражая мнение противников договора, президент американского Центра политики безопасности Фрэнк Гаффни писал на днях в «Вашингтон пост», что новый ДСНВ будет способствовать «одностороннему разоружению США» и поэтому является неприемлемым. А недавно группа сенаторов-республиканцев из шести человек потребовала от государственного департамента США раскрыть содержание неких «секретных документов», якобы сопровождающих договор СНВ-3. Российская сторона опровергла подобные утверждения, отметив, что никаких секретных договоренностей, выходящих за рамки опубликованного договора и относящихся к нему объемных приложений, не существует.
     Противники договора не скрывают, что свои надежды на срыв соглашения связывают с промежуточными выборами, которые пройдут 2 ноября и на которых должна быть переизбрана вся палата представителей и одна треть сената. Как предсказывают многие американские аналитики, по результатам выборов республиканцы увеличат свою численность в высшем федеральном законодательном органе. Причем большинство республиканских кандидатов на сенаторские места, по оценке наблюдателей, еще консервативнее, чем их нынешние «коллеги по партии». И это при том, что даже сейчас сторонники договора в общей сложности располагают 60 голосами из 100 в сенате полного состава, в то время как для вступления соглашения в силу необходимо получить 67 голосов.
     Нельзя также не отметить, что в сентябре во время обсуждения в комитете по иностранным делам сената вопроса о ратификации договора его противникам удалось отразить в резолюции «с советами по ратификации», принятой большинством голосов, ряд существенных положений. В частности, в документе говорится, что договор не будет накладывать ограничений на потенциал национальной системы ПРО США и ее модернизацию, а также развертывание многонациональной системы ПРО в Европе, которые будут использоваться для защиты вооруженных сил США и их союзников.
     Одновременно признается право США создавать многослойную противоракетную оборону, способную защищать от баллистических ракет «любой дальности». Отмечается, что на американскую политику в этой сфере не окажет влияния Заявление российской стороны от 8 апреля этого года, в котором говорится о возможности выхода России из договора на основании его статьи XIV, если США пойдут на «качественное и количественное наращивание возможностей систем противоракетной обороны».
     В решении зафиксировано, что не будут относиться к новым видам СНВ системы, имеющие стратегическую дальность и оснащенные неядерными боезарядами, и что США смогут осуществлять разработки, испытания и развертывание подобных систем.
     В резолюции затронута и тематика введения ограничений на тактическое ядерное оружие, что не нашло отражения в договоре по обоюдному согласию Москвы и Вашингтона. В ней зафиксирована необходимость начала, после проведения консультаций с союзниками США, переговоров с Россией о контролируемом сокращении ТЯО. При этом вписано положение о том, что нашей стране следует оказать американское и международное содействие в «точном подсчете» ее тактического ядерного арсенала (?!). Однако представляется очевидным, что с целью создания равных стартовых позиций на соответствующих переговорах США должны сначала вывезти все тактические ядерные средства на свою территорию, как это сделала Россия еще 15 лет назад, а потом уже обмениваться соответствующими данными по этим вооружениям.
     В резолюции записана позиция, что Вашингтон будет возражать против размещения МБР с дальностью свыше 5,5 тыс. км на открытых железнодорожных платформах или в крытых вагонах.
     Оговорена возможность внесения поправок в договор.
     В ходе сентябрьских слушаний в сенатском комитете группа из пяти сенаторов-противников СНВ-3 одновременно обратила внимание на то, что договор за десятилетний период его действия предусматривает проведение инспекций в суммарном виде в 3,3 раза меньше, чем ДСНВ-1 (600 против 180). По ее мнению, новый договор «значительно ограничит гибкость и сдержит общую политику в области строительства стратегических ядерных сил США таким образом, что растущие угрозы и отдельные государства могут ослабить национальную безопасность их ключевых друзей и союзников и, возможно, поощрит распространение (ядерного оружия)».
     Таким образом, принятая в сенатском комитете по иностранным делам резолюция содержит целый ряд оговорок, не отвечающим российским национальным интересам.
     Может так случиться, что договор действительно будет провален в сенате, как в 1999 году договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В этой связи у Москвы и Вашингтона, вероятно, останется вариант осуществлять некоторые его положения «де факто», как это уже применялось к СНВ-2, не вступившему в силу.
     Россия вряд ли пойдет на полное перезаключение Пражской договоренности, закладывающей основу для последующих сокращений СНВ ведущих ядерных держав мира и отвечающей интересам национальной безопасности обеих сторон, в угоду противникам ее реализации и силам, мечтающим об обеспечении односторонних преимуществах Соединенным Штатам в ущерб безопасности России.
     Вероятно, Российская Федерация будет вправе выйти из указанного договора даже в случае обоюдной ратификации договора обеими сторонами - тогда, когда развертывание глобальной стратегической противоракетной системы США и их союзников поставит под угрозу потенциал ее стратегических ядерных сил, то есть затронет ее высшие, жизненно важные национальные интересы. Такое решение лишь укрепит авторитет российского военно-политического руководства, а не подорвет его.
     К сожалению, уже сейчас можно предположить, что качественное и количественное наращивание возможностей систем противоракетной обороны США скоро будет иметь место. На это направлены все их соответствующие программы, выделяются и в будущем будут выделены значительные финансовые средства. Скорее всего, отмеченное наращивание противоракетных арсеналов США приобретет необратимый характер.
     Есть еще одна опасность. Она связана с планами США и их союзниками по НАТО создания единой многослойной системы ПРО с участием около 30 стран против примерно такого же количества государств мира, располагающих возможностями производства баллистических ракет. Появление такой системы ПРО может серьезно подорвать глобальную военно-политическую стабильность из-за появления специфических и опасных разделительных линий, а также вероятности начала новой гонки вооружений - теперь уже противоракетных.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex