По инициативе Клуба военачальников Российской Федерации, который возглавляет генерал армии Анатолий Куликов, на базе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ состоялась научно-практическая конференция «Россия в войнах XIX–XX веков. Уроки и выводы».
В мероприятии приняли участие представители Администрации Президента России, Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Совета Безопасности, Министерства обороны и других силовых структур, военно-учебных заведений, ученые и общественные деятели.
С основным докладом на конференции выступил президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев. Он отметил, что история нашей страны насыщена войнами разного масштаба, но во второй половине XIX - начале XX века не все они были удачными для России. Это, по его мнению, объясняется тем, что Россия уступала неприятелю по уровню развития экономики, вооружения и техники. К примеру, в Крымской войне флот России был еще парусным, а противник уже обладал паровыми судами. Русская армия встретила ту войну вооруженной кремниевыми гладкоствольными ружьями, в то время как объединенная противостоящая коалиция - нарезным оружием с большей дальностью стрельбы. В русско-японской войне наш флот уступал японцам в артиллерийском вооружении, мощности боеприпасов...
К сожалению, все эти исторические события не всегда объективно исследуются. В доказательство этих слов генерал армии Гареев привел примеры искажения исторических фактов в ряде публикаций российских СМИ. Он, в частности, процитировал автора статьи, посвященной событиям Крымской войны: «Двухмиллионная русская армия потерпела поражение от стотысячного десанта». «Это все ложь - с первого до последнего слова», - прокомментировал военный историк. Но наиболее злостные измышления, по его словам, касаются событий Великой Отечественной войны.
В современных условиях, считает Махмут Гареев, решающее значение для обеспечения обороноспособности страны имеет правильная оценка характера вооруженной борьбы будущего. Исходя из этих оценок, должно осуществляться и военное строительство.
Продолжая мысль докладчика об уроках минувших войн, генерал-лейтенант в отставке Владислав Иминов и генерал-майор в отставке Игнат Даниленко рассмотрели причины неудачных операций в Крымской и Русско-японской войнах.
Проблемы обеспечения требуемого морально-психологического состояния личного состава в начале и ходе войн были рассмотрены генерал-полковником в отставке Борисом Уткиным.
О развитии оперативно-стратегических взглядов рассказал в своем выступлении генерал-полковник в отставке Виктор Барынькин. Он напомнил, что оперативное искусство как наука появилось в России в 20-х годах прошлого столетия, а в 1924 году в Военной академии Генштаба создали кафедру ведения операций. В 1930-е годы была разработана теория глубокой наступательной операции, которая считалась высшим достижением военной мысли тех лет. К слову, эта теория успешно применялась в годы Великой Отечественной войны как нашим, так и немецким командованием. А зарождение теории стратегической операции, то есть применения группы фронтов, можно отнести к периоду Первой мировой войны.
Развитие оперативно-стратегических взглядов происходило и во время Великой Отечественной войны. Как отметил генерал Барынькин, первой успешной стратегической операцией было контрнаступление под Москвой. А наиболее яркими примерами достижений советской военной теории, по его словам, стали так называемые «10 сталинских ударов» в 1944 году. Всего за годы Великой Отечественной было проведено 49 стратегических операций, из них 35 наступательных.
В послевоенные годы оперативно-стратегические взгляды на ведение войн были пересмотрены в связи с появлением ядерного оружия. Современные же войны характеризует смена приоритетов огневого поражения - с уничтожения противника на уничтожение его ключевых объектов.
Изменение характера войн отражается и на структуре форм применения вооруженных сил. Разработана стратегическая операция по поражению критически важных объектов. «Закончилась эпоха теории оборонительных и наступательных фронтовых, океанских стратегических операций и округов военного времени, - сказал генерал Барынькин. - Стало целесообразным объединение стратегических оборонительных и наступательных операций и стратегических операций на океанском театре военных действий в единую стратегическую операцию».
«Наша цель - быть услышанными», - подводя итоги конференции, подчеркнул президент Клуба военачальников генерал армии Анатолий Куликов.