Почти полгода длился дальний поход тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Что помогло в море воинам-североморцам выдержать напряженность боевых вахт и дежурств, разлуку с домом и непривычную 40-градусную жару?
Ответы моряков крейсера покоряют своей искренностью: от тоски по дому как раз и спасал строгий график вахт и дежурств, а еще яркие впечатления от посещения иностранных портов. Все это не позволяло впадать в депрессию, а пережить жару помогала охлажденная питьевая вода с аскорбинкой.
С новобранцами в строю
Так сложилось за последние годы, что тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» больше находится в море, чем в родной базе. В сентябре корабль вернулся в Североморск из дальнего похода, и сейчас экипаж погрузился в земные хлопоты и радости - одни моряки занимаются текущим ремонтом, другие восстанавливают здоровье на базе отдыха Северного флота в поселке Щук-озеро. Значительная часть офицеров, мичманов и старшин ушла в долгожданный отпуск.
Недавняя боевая служба длилась с 30 марта до 12 сентября. За это время флагман Северного флота прошел четыре океана, встретил около 200 кораблей различных государств, оставив за кормой более 31 тысячи миль. 167 суток корабль находился вдали от родных берегов. Личный состав отработал десятки различных учебно-боевых упражнений, принял участие в оперативно-стратегическом учении Вооруженных Сил РФ «Восток-2010», совершил несколько заходов в иностранные порты. Результат напряженной многодневной работы – все задачи дальнего похода выполнены на высоком уровне.
Насколько сложно этого было добиться, можно понять, побывав на борту крейсера и пообщавшись с экипажем. Как рассказал командир корабля капитан 1 ранга Феликс Меньков, немногим более половины моряков имели опыт длительного плавания, а для 40 процентов экипажа эта боевая служба стала первой. Впервые в длительное плавание отправились около 400 военнослужащих по призыву, прибывших на корабль за 3-4 месяца до выхода в море. Естественно, что отправляться в длительное плавание, когда почти половина личного состава - молодые матросы, было немного тревожно.
- Накануне подготовки к боевой службе нам дали возможность произвести отбор молодого пополнения, психологи протестировали личный состав, и всех военнослужащих с пониженной психологической устойчивостью перевели с корабля, - объяснил Феликс Меньков, который четвертый год командует «Петром Великим». - Из дивизии ракетных кораблей на «Петр Великий» отобрали самых лучших, так как корабль насыщен сложным вооружением, и для его освоения нужна определенная база знаний. Никаких проблем с молодежью не возникло, потому что на борту не было ни одного человека, кто бы не хотел идти в дальний поход. Вообще же в море много народа себя проявило, но в первую очередь раскрылись матросы-срочники. Некоторым из них мы уже предложили заключить контракт.
Оператор зенитных управляемых ракет Зорикто Ринчинов именно из таких матросов. На военную службу его призвали в Улан-Удэ, где он заочно учился на экономическом факультете Бурятской сельскохозяйственной академии. Новобранец прибыл на Северный флот в декабре 2009 года и через месяц был распределен на крейсер «Петр Великий». Старший брат матроса Ринчинова служил по призыву на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников» на Тихоокеанском флоте, отец в свое время прошел армейскую школу в средней полосе России, ну а Зорикто довелось оказаться в Заполярье и попасть на «Петр Великий».
- Конечно, мне очень повезло, раньше-то дальше Москвы не бывал, а тут за неполный год столько всего увидел - Сирию, Индию, Францию, - рассказал Зорикто. - Не ожидал, что в океане настолько красивы восходы и закаты. В Средиземном море, Индийском океане и Южно-Китайском море нас сопровождали стаи дельфинов, которые подплывали близко к кораблю и прыгали на волнах - такое удовольствие за ними наблюдать.
На крейсере служат матросы 18 национальностей, есть представители практически всех регионов России. И при этом личный состав корабля отличается сплоченностью, слаженностью, чувствуется единый командный дух. А без этого, как известно, невозможно выдержать все трудности военной службы, особенно - в дальней морской зоне.
Молодое пополнение впервые побывало в море в марте, когда экипаж сдавал курсовые задачи, но моряками вчерашние школьники и студенты почувствовали себя лишь через месяц длительного плавания. Для многих из них этот поход стал не только самым интересным путешествием в жизни, но и проверкой характера, выносливости, коммуникабельности, а некоторые молодые ребята даже изменили свои жизненные планы. Вернувшись в главную военно-морскую базу Северного флота, более 20 военнослужащих по призыву решили продолжить службу и уже заключили контракт.
По морям и океанам
Первым иностранным портом на пути флагмана Северного флота стал сирийский Тартус. На борту крейсера побывала делегация руководства вооруженных сил Сирийской Арабской Республики, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в этой стране Сергей Кирпиченко.
Деловой заход в Тартус позволил морякам немного отдохнуть и почерпнуть новые впечатления. Матросам запомнилась экскурсия в крепость-замок крестоносцев Крак де Шевалье, что переводится как Крепость рыцаря. А офицеры, прежде бывавшие во втором по величине портовом городе Сирии, обратили внимание, что многие женщины перестали носить паранджу, а население Тартуса склоняется к европейскому образу жизни.
Океанские будни экипажа крейсера были насыщены мероприятиями боевой подготовки, вахтами и дежурствами. Ежедневные тренировки, стрельбы, занятия по борьбе за живучесть, совместные учения поддерживали экипаж в тонусе, совершенствуя профессиональное мастерство моряков, летчиков и морских пехотинцев.
На переходе из Североморска во Владивосток «Петр Великий» прошел пролив Ла-Манш, Гибралтар, Суэцкий канал и Аденский залив. Позади остались Северный Ледовитый океан, Атлантика, Средиземное море, Индийский и Тихий океаны, Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря.
Морякам-североморцам довелось в полной мере испытать на себе особенности тропического климата. Когда шли по Красному морю, температура заборной воды была 36 градусов, воздуха - более сорока, а влажность доходила до ста процентов. Однако сложная военная техника, которая раньше использовалась только на Севере, а год назад впервые применялась в Средиземном море, в очередной раз показала свою надежность.
Повышенную бдительность экипаж проявил, следуя по Аденскому заливу. Моряки «Петра Великого» хорошо помнят опыт предыдущего похода, когда экипажу удалось обезвредить и захватить сомалийских пиратов. В этом дальнем походе морские пехотинцы регулярно проводили совместные тренировки с экипажами палубной авиации. Североморцы отрабатывали подъем и спуск на корабль из зависшего над палубой вертолета, совместные действия после десантирования на корабль.
Вскоре экипажу представился случай применить на практике свои навыки: в Аденском заливе была обнаружена группа подозрительных маломерных судов, которые не отвечали на запросы. По решению командира крейсера на неопознанные суда отправили досмотровые группы, задержавшие и осмотревшие лодки. Все они оказались рыболовецкими.
Однако «сюрпризы» на этом не закончились.
- В дальнем походе нештатных ситуаций не было, а вот неприятные неожиданности случались, - поделился командир корабля Феликс Меньков. - В Южно-Китайском море нам встретилась целая флотилия плавающих судов, которые следуют путем миграции рыбы. Это вьетнамские рыболовецкие лодки, плавающие вне всяких правил, их огни совершенно не соответствуют международным соглашениям. Отслеживая суда на индикаторе радиолокационной станции, я насчитал 166 лодок, а потом просто перестал вести счет. Огромному крейсеру пришлось маневрировать между этими суденышками, стараясь пройти в местах их наименьшего скопления. А потом «Петр Великий» наткнулся на такую же флотилию уже под китайским флагом.
По пути следования на Дальний Восток крейсер встречал военные корабли Индии, США, Кореи, Японии... Часть пути флагман Северного флота «Петр Великий» прошел вместе с флагманом Черноморского флота ракетным крейсером «Москва». Экипажи флагманских кораблей провели совместные учения, направленные на оказание помощи терпящему бедствие судну. Корабли вместе отработали плавание в узкости в сложных метеоусловиях и получили богатый опыт взаимодействия.
Впервые в дальний поход на борту флагмана Северного флота отправились курсанты 4-го курса военно-морских институтов Калининграда и Санкт-Петербурга. Курсанты выполняли в море такие же обязанности, как и личный состав корабля, только в качестве дублеров. Будущие механики, ракетчики и штурманы занимались практической деятельностью непосредственно в море. В общей сложности около 120 курсантов за два этапа получили на «Петре Великом» хороший профессиональный опыт.
Руководитель практики старший преподаватель ВМИРЭ им. Попова капитан 1 ранга Александр Резцов проанализировал результаты практической деятельности практикантов и отметил, что таких высоких показателей удалось достичь во многом благодаря участию командования корабля и старшего на походе капитана 1 ранга Сергея Жуги в подготовке курсантов. Высокая выучка личного состава экипажа, дисциплинированность и ответственность моряков впечатлили будущих офицеров, а руководитель практики выразил признательность командованию крейсера за участие в воспитании будущих офицеров, строгий подход к приему зачетов и экзаменов.
Как сообщил заместитель командира корабля по воспитательной работе капитан 1 ранга Аркадий Могилевец, в конце практики две группы курсантов были проэкзаменованы с использованием тестов. Командование порадовали хорошие результаты, свидетельствующие о высокой эффективности занятий, и не удивило желание, которое высказало большинство курсантов, - служить на ТАРКР «Петр Великий».
Впервые в Приморье
Первый этап похода - межфлотский переход с Северного на Тихоокеанский флот - завершился к 20 мая. Пройдя около 15 тысяч морских миль, крейсер достиг самой дальней географической точки своего маршрута - военно-морской базы Фокино Тихоокеанского флота. К этому времени весь личный состав получил хорошую морскую практику, освоил военную специальность, профессионально утвердил себя.
По отзывам моряков крейсера, самой ответственной задачей для экипажа было участие в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Подготовка к нему началась, едва корабль покинул североморский рейд. Весь дальний поход «Петра Великого» был нацелен на то, чтобы доказать: в Военно-морском флоте России есть корабли, способные качественно решать задачи в любой точке Мирового океана.
В недавнем походе экипаж флагмана Северного флота получил ценный опыт, многое произошло впервые в истории этого уникального атомохода, не имеющего себе равных в нашей стране и аналогов за рубежом. «Петр Великий» впервые побывал в водах Тихого океана, освоил другие условия плавания, прошел новые географические точки, научился выполнять возложенные задачи в экстремальных климатических условиях.
С 20 мая по 22 июля крейсер находился в военно-морской базе Фокино, войдя на время оперативно-стратегического учения «Восток-2010» в состав Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота. Североморцы на себе ощутили особенности дальневосточного климата, отрабатывая при непривычной влажности и густом тумане поставленные перед ними задачи.
- Разница во времени между Североморском и Владивостоком в семь часов давала о себе знать, поэтому было принято решение увеличить на час отдых личного состава в обеденный перерыв, - поделился впечатлениями заместитель командира корабля по воспитательной работе капитан 1 ранга Аркадий Могилевец.
Межфлотский переход, проходивший в неспокойных условиях, сказался на внешнем виде крейсера. Даже самая стойкая краска не способна выдержать длительного воздействия соленой воды и палящего солнца. Поэтому после прибытия на Дальний Восток первым делом потребовалось, как шутят моряки, «почистить перышки». И здесь большая нагрузка легла на боцманскую команду, отвечающую за внешний вид корабля и все швартовые операции.
Главный боцман старший мичман Борис Позур служит в ВМФ уже 23 года, из которых последние 11 лет - на крейсере «Петр Великий». Человек ответственный и трудолюбивый, он особенно гордится своими подчиненными, среди которых половина - военнослужащие по призыву.
- Наша задача сделать так, чтобы, заходя в любой порт, корабль поражал своей красотой и чистотой, - рассказывал старший мичман Борис Позур. - По отзывам командования и гостей крейсера, нам это удалось. От души рад, что матросы, которым осенью предстоит увольняться с флота, многому научились. Знаю, что в жизни они теперь не пропадут.
В дальнем походе и во время важных визитов моряки боцманской команды потрудились на славу, понимая, что в Мировом океане и иностранных портах корабль представляет не только Военно-морской флот России, но и всю страну. Особую гордость и ответственность у экипажа вызвал тот факт, что с командирского мостика «Петра Великого» за одним из этапов оперативно-стратегического учения «Восток-2010» наблюдал глава государства.
Замечательная судьба у флагмана Северного флота - на его борту побывали все президенты Российской Федерации: в 1998 году - Борис Ельцин, в 2005 году - Владимир Путин, в 2010-м - Дмитрий Медведев.
На Дальнем Востоке экипаж впервые участвовал в учении, в котором были задействованы три флота - Северный, Тихоокеанский и Черноморский.
- К учению готовились тщательно, неоднократно выходили в море для отработки взаимодействия с силами других флотов, - говорит командир крейсера капитан 1 ранга Феликс Меньков. - Большую ответственность на экипаж возложило прибытие на корабль Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и министра обороны России, которые с борта крейсера контролировали ход боевых действий. Особую гордость у моряков вызвали успешные стрельбы.
Пройдет время, и эти стрельбы будут вспоминать как легенду. А суть вот в чем: по плану учения не предусматривалось проведение стрельбы с борта «Петра Великого», внезапная вводная поступила от министра обороны, когда учение шло к своей завершающей фазе. Североморцы в кратчайшие сроки приготовились и выполнили ракетную стрельбу двумя комплексами - ПК-2 и ЗРК «Кортик».
Очередной экзамен на профессионализм сдал экипаж «Петра Великого» на оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Президент России Дмитрий Медведев высоко оценил мастерство военнослужащих, отметил, что поставленные им задачи в ходе учения все участники выполнили профессионально, и сфотографировался на память с экипажем крейсера.
Заморские впечатления
Покинув 22 июля Тихоокеанский флот, «Петр Великий» лег на обратный курс и продолжил выполнять задачи дальнего похода - демонстрировать военно-морское присутствие в районе плавания, противодействовать пиратской деятельности, ведя досмотр подозрительных маломерных судов. Аналогичные задачи по проводке конвоев в Аденском заливе выполняют и большие противолодочные корабли, но на тяжелый атомный ракетный крейсер была возложена еще и политическая миссия - закрепление международного сотрудничества Военно-морского флота России с вооруженными силами зарубежных стран.
Второй этап похода запомнился деловыми заходами в индийский порт Мармагао и французскую военно-морскую базу Брест, участием в международных учениях с кораблями этих стран.
Посещение иностранных государств произвело на моряков огромное впечатление. Матросы наперебой рассказывали, как в Индии катались в национальном парке на слонах, а во Франции побывали в знаменитом океанариуме.
Больше всего североморцев впечатлил красивый французский порт Брест, но особенно запомнилось теплое, радушное отношение французов. Во время культпоходов по Бресту нашим морякам приветливо улыбались встречные прохожие, сигналили проезжающие машины, а водители приветствовали взмахом руки, предлагая подвезти.
Горожане проявили большой интерес к кораблю. Как выяснилось, французский Брест впервые принимал иностранный военный корабль с ядерной установкой. Десятки военнослужащих Франции побывали на «Петре Великом», а газеты пестрели эмоциональными сообщениями о чуде русского кораблестроения и впечатляющем арсенале вооружения.
Местные власти установили для русских моряков бесплатное посещение военно-морского музея, разрешили по льготной цене группами побывать на экскурсии в океанариуме.
Однако не только внушительный вид крейсера-исполина поразил доброжелательных жителей Бреста. У продавцов магазина парфюмерии «Сефора» невероятное удивление вызвали покупательские предпочтения и возможности русских моряков. Как объяснил хозяин магазина, если французы всегда покупают духи небольшими 25–30-миллилитровыми флаконами, то русские просят по 100 миллилитров и берут сразу по 3–4 флакона. За три дня наши моряки, закупая подарки для родных и близких, опустошили весь магазин, и продавцы радостно сообщили, что они впервые так быстро выполнили месячный план. А в разговоре между собой французы изумлялись: «Как же надо любить женщин, чтобы без сожаления тратить на них столько денег?»
На память о заходе во французский порт в Книге почетных посетителей корабля остались записи со словами признательности за сотрудничество от командующего ВМС Франции на Атлантике вице-адмирала эскадры Анн-Франсуа де Сен-Сальвии, начальника штаба ВМС Франции адмирала Пьер-Франсуа Фориссье, посла России во Франции Александра Орлова...
- Общение с командованием иностранных кораблей подтвердило, что мы все занимаемся, по сути, одной и той же работой, направленной на охрану безопасности страны, - поделился командир крейсера Феликс Меньков. - У нас разные уставы, приказы, руководящие документы, но есть много общего - заинтересованность в спокойствии в Мировом океане, ответственность за экипаж, поэтому командиры кораблей разных государств хорошо понимают друг друга.
Не службой единой
За время выполнения задач боевой службы на крейсере прошло много значимых событий. 18 апреля, когда «Петр Великий» находился в Красном море, экипаж отметил 12-ю годовщину подъема Военно-морского флага на корабле, в честь чего на палубе состоялся торжественный митинг с концертом и чествованием 15 ветеранов, служащих на «Петре Великом» с первых дней боевого пути крейсера.
В день Великой Победы, 9 Мая, экипаж замер в праздничном строю, на груди у каждого моряка развевалась георгиевская лента. Военнослужащие отдали дань памяти героям Великой Отечественной войны, вспомнили своих дедов и прадедов, защитивших страну от фашизма.
День Северного флота, 1 июня, крейсер встретил в Фокино. Торжественное построение, митинг, а потом концерт с участием четырех коллективов Тихоокеанского флота надолго запомнятся североморцам. А вот день Военно-морского флота, 25 июля, экипаж застал уже в море, однако праздничная программа получилась не менее разноплановой, с песнями и танцами. Перед личным составом выступили лучшие творческие силы воинского коллектива - талантливые моряки и курсанты, а также гордость экипажа - вокально-инструментальный ансамбль корабля «Спасательный плотик» под руководством старшего мичмана Константина Мурушкина. Ни одно мероприятие на корабле не проходило без участия этого коллектива.
Важным событием для североморцев были и дни рождения, а запомнились они не числом гостей, а координатами нахождения корабля в море. В утреннее время, вскоре после подъема, командование корабля по трансляции поздравляло именинника, а затем на ходовом мостике ему вручали памятный адрес, где указывалась широта и долгота случившегося события, и пирог. Сюрпризом для виновника торжества были подарки от родных и близких, которые передали родственники перед выходом корабля в море для хранения и вручения в указанный день. Все это время упакованные сюрпризы хранились в каюте заместителя командира по воспитательной работе.
Ежедневно в 22.00 на вечернем подведении итогов по трансляции командование объявляло как лучших специалистов и отличившиеся боевые части, так и отстающих. А завершался доклад постановкой задач, сообщением новостей и еще раз поздравлением именинников.
Самую большую радость, а заодно и томительное нетерпение пережили моряки, в семьях которых родились дети. За время боевого похода в экипаже появились 10 новорожденных - 6 девочек и 4 мальчика. В семье старшего помощника командира корабля капитана 2 ранга Владислава Малаховского родился второй сын - Глеб.
- Это произошло 27 июля, когда крейсер находился в Восточно-Китайском море, - поделился радостью Владислав Малаховский. - Сначала мне позвонил оперативный дежурный дивизии, а потом пришла поздравительная телеграмма от оперативного флота. Конечно, очень хотелось поскорее увидеть малыша, да и без старшего сына Кирилла соскучился. Пока папа был в море, он пошел в первый класс. Зато когда мы вернулись домой, я сразу получил небольшой отпуск и смог уделить внимание и жене, и детям.
Как рассказал заместитель командира корабля по воспитательной работе капитан 1 ранга Аркадий Могилевец, чтобы моряки не испытывали лишнего беспокойства за семьи, на корабле была налажена телефонная связь и каждый мог позвонить родным и близким. А когда корабль находился в Фокино, североморцев навестили родственники. После завершения оперативно-стратегического учения офицеры и мичманы, к которым приехали жены, получили краткосрочный отпуск.
Во время длительного плавания на крейсере не затихала спортивная жизнь. Свой досуг моряки активно скрашивали перетягиванием каната, занятием армрестлингом, подтягиванием на перекладине, игрой в шахматы, шашки, настольный теннис, нарды, волейбол. Кстати, североморцы поделились своей корабельной хитростью: чтобы во время игры в волейбол мяч не вылетел за борт, его привязывают на леску. В южных широтах плавания в часы отдыха моряки на юте крейсера загорали и охлаждались под душем с соленой водой, а потом обмывались пресной.
На крейсере созданы все условия для поддержания хорошей физической формы, имеется оборудованный корабельный спортзал, где установлено 15 различных тренажеров. О регулярных занятиях североморцев спортом свидетельствуют их достижения.
В Фокино состоялся розыгрыш кубка трех флотов по футболу. На соревнования Тихоокеанский флот выставил шесть команд, по одной команде направили крейсеры «Москва» и «Петр Великий». После серии матчей победителями стали североморские футболисты.
Наши моряки также выиграли в товарищеских матчах по футболу и волейболу у команды французского фрегата «Мон-Пике». А вот военнослужащим Индии в волейбол проиграли, но зато победили в перетягивании каната.
Однако не только по радостным поводам собирался весь экипаж. Следуя морской традиции, в точках гибели кораблей моряки отдали дань памяти тем, кто не вернулся из похода, с честью и до конца выполнив свой воинский долг. Траурные митинги состоялись в Норвежском море, где затонула атомная подводная лодка «Комсомолец», а также в Японском море, где 105 лет назад состоялось Цусимское сражение. 12 августа на «Петре Великом» прошел митинг, посвященный 10-й годовщине гибели атомной подводной лодки «Курск».
Секреты кухни
«Петр Великий» напоминает компактный небольшой город с кипучей жизнью. Наличие на крейсере атомного реактора не только делает запас хода корабля неограниченным, но и позволяет создать комфортные условия для личного состава. В отличие от других российских кораблей здесь всегда есть горячая вода, в каютах контролируется температура, имеются сауна и небольшой бассейн.
На борту крейсера есть кафе, библиотека, комната психологической разгрузки. Для удобства моряков работают большой банно-прачечный комбинат и парикмахерская.
Камбуз крейсера славится мастерством поваров, умеющих вкусно и разнообразно накормить огромный экипаж. Ежедневно десятки буханок хлеба и горы булочек выпекаются в корабельной пекарне. А какие пироги готовит кок матрос Антон Шерстобитов, знает каждый именинник! Только ему командование доверяет это ответственное задание, так как знает, что праздничное угощение всегда выйдет на славу.
Поварскому искусству матроса Шерстобитова обучил ветеран корабля старший мичман Виктор Панас, когда Антон служил на «Петре Великом» по призыву. Молодой матрос оказался талантливым учеником и уже через полгода готовил не хуже мастера. После окончания службы по призыву Антон вернулся домой в Омск, а через два месяца не выдержал и сам позвонил на крейсер: не мог забыть экипаж, душой прикипел к корабельной жизни. С тех пор Шерстобитов четвертый год служит на «Петре Великом» по контракту, радуя экипаж своими кулинарными фантазиями.
Как выяснилось, есть на корабле свои фирменные блюда, им моряки отдают особое предпочтение. Например, плов с черносливом, который на крейсере готовят по своему фирменному рецепту. Среди любимых блюд североморцев – суп харчо, украинский борщ, уха из свежей рыбы.
Жареный поросенок — механикам
Когда 12 сентября после длительного плавания флагман Северного флота ошвартовался у причала Североморска, вопросов об итогах боевой службы можно было не задавать - ответ сообщался в надписи на транспаранте, вывешенном на борту корабля: «Родина, твой приказ выполнен!».
Один из самых эффектных моментов, запомнившихся каждому, - вручение командующим Северным флотом вице-адмиралом Николаем Максимовым командиру корабля капитану
1 ранга Феликсу Менькову жареного поросенка. Аппетитная хрюшка среди свежих овощей и зелени источала аромат на весь пирс, своими румяными боками притягивая к себе множество взоров. И нет-нет да мелькала в голове мысль: а поросенок-то маленький (хотя и весит килограммов десять), на весь экипаж не хватит... Интересно, на чей стол он угодил после завершения торжественной церемонии?
- Жареного поросенка съели те, кому тяжелее всех было в походе, - матросы электромеханической боевой части, - сказал командир корабля капитан 1 ранга Феликс Меньков и объяснил свое решение: - Как у нас шутят на корабле, личный состав БЧ-5 «воюет» каждый день в отличие от тех же ракетчиков или минеров. У моряков электромеханической боевой части самая тяжелая работа, потому что они обеспечивают электропитанием и холодом всех потребителей, отвечают за ход корабля.
В электромеханической боевой части под командованием капитана 1 ранга Владимира Таякина служат самые грамотные и подготовленные матросы, получившие допуск к обслуживанию своего заведования. Личный состав отдельных подразделений БЧ-5 отвечает за живучесть корабля, устраняет технические и аварийные повреждения, подтопления и возгорания, когда они случаются, а также несет дозорную службу, наблюдает за необитаемыми помещениями, в которых не расписан личный состав.
- В машинных отделениях температура держалась на отметке 56 градусов, поэтому личному составу БЧ-5 пришлось несладко, - признался капитан
1 ранга Владимир Таякин. - Но моряки электромеханической боевой части с честью пронесли все вахты, обеспечив бесперебойное питание, ход корабля. Что немаловажно, создали комфортные условия для жизнедеятельности корабля - в каютах была температура 18–20 градусов. За время похода мы ни разу не брали пресную воду, не воспользовались запасом топлива.
В Военно-морском флоте Владимир Таякин служит 31 год, на «Петре Великом» - 5 лет, а всего на кораблях Северного флота - более 25 лет. Для капитана 1 ранга Таякина эта боевая служба была 11-й, поэтому он, как никто другой, знает, что успешность дальнего похода напрямую зависит от состояния материальной части и душевного настроя экипажа.
В подчинении у Владимира Таякина самая большая боевая часть крейсера, в которую входят машинное отделение, энергетические отсеки, электростанция... По численности личного состава она равна экипажам трех подводных лодок.
Как рассказал командир крейсера Феликс Меньков, весь поход командир БЧ-5 Владимир Таякин спал практически по 4–5 часов в сутки, отслеживая организацию службы в своей боевой части и приемы пищи личным составом, заботясь, чтобы матросы в полной мере получали положенные им нормы довольствия.
- Корабль живой, пока жива его электромеханическая боевая часть и техника, - емко определил значимость БЧ-5 командир крейсера Феликс Меньков, - как только корабль теряет ход, все остальное становится ненужным и малозначительным.
Недавняя боевая служба стала серьезном испытанием и для корабля, и для экипажа. По результатам дальнего похода лучшими признаны заместитель командира корабля по воспитательной работе капитан 1 ранга Аркадий Могилевец, старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Владислав Малаховский, командир электромеханической боевой части капитан 1 ранга Владимир Таякин, помощник командира корабля по боевому управлению капитан 2 ранга Игорь Балан, командир штурманской боевой части капитан 3 ранга Владимир Косолапов, командир минно-торпедной боевой части капитан-лейтенант Вячеслав Житник, помощник командира по снабжению капитан 3 ранга Максим Кошкарев и главный боцман старший мичман Борис Позур.
В родную базу «Петр Великий» вернулся в хорошем техническом состоянии. Даже сейчас, после почти полугодового плавания, он готов в любой момент сняться с якоря и выйти в море. В ближайшее время будут проведены регламентные работы, техническое обслуживание всех систем и механизмов. Сейчас у экипажа небольшая передышка перед выполнением новых задач боевой подготовки.