на главную страницу

27 Октября 2010 года

Армия и общество

Среда

ВО ГЛАВЕ КРАСНОЗНАМЕННОЙ БРИГАДЫ

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда». Капитан 2 ранга Вадим МАМЛЫГА. Фото Владимира ПАСЯКИНА.



     КРАСНОЗНАМЕННАЯ бригада кораблей охраны водного района не только одно из самых прославленных, но, пожалуй, и самое востребованное соединение Черноморского флота. Посудите сами. Оно родилось в предвоенном 1939 году. 12 его воспитанников стали Героями Советского Союза. Звание гвардейских получили тральщик «Защитник» и сторожевой катер «СКА-065». Краснознаменными стали тральщики «Арсений Раскин», «Мина», «Трал», «Щит», 1-й и 4-й Новороссийские дивизионы малых охотников за подводными лодками, 5-й дивизион малых охотников за подводными лодками, 6-й Керченский дивизион малых охотников за подводными лодками, а 1-я бригада траления награждена орденом Ушакова I степени. Пять дивизионов и кораблей бригады ОВР удостоены почетных наименований.
     Понятно, что награды эти давали не просто так. А за подвиги моряков, тот огромный урон, который они нанесли врагу. Поставленные перед ними задачи нередко приходилось выполнять ценой собственных жизней. Семь быстроходных тральщиков, два минных заградителя, 15 морских охотников, 12 сторожевых катеров, 9 катерных тральщиков, 6 рейдовых катеров, известная многим плавбатарея «Не тронь меня» погибли за годы войны. Памятники, памятные знаки, названия улиц Севастополя и бюсты Героев Советского Союза на территории Краснознаменного соединения, прекрасный музей части напоминают нынешним морякам о подвигах их дедов и прадедов. Годы войны - ярчайшая страница летописи этого соединения. Но и в послевоенные годы эти небольшие корабли несли боевую службу не только в Черном, но даже в Средиземном море.
     Сегодня ни одно общефлотское учение не обходится без морских тральщиков, которые обеспечивают выход главных сил флота из базы, без малых противолодочных кораблей, которые входят в состав корабельных поисково-ударных групп. Но еще более востребованными эти корабли являются в поддержании благоприятной оперативной обстановки в районе кавказских берегов. С тех самых пор, когда командир МПК «Суздалец», тогда еще капитан 3 ранга Вадим Джанунц был награжден орденом Мужества за участие в операции по принуждению Грузии к миру. С августа 2008 года по настоящее время именно морские тральщики и малые противолодочные корабли бригады ОВР постоянно несут боевое дежурство у горячих кавказских берегов. И это не считая всех текущих учебно-боевых задач, которые решают корабли ОВР в повседневной жизни.
     Кстати, о МПК «Суздалец». Его командир Вадим Джанунц теперь уже не единожды в качестве начальника штаба дивизиона МПК выходил старшим группы кораблей к кавказским берегам. А сменивший его на должности командира МПК капитан 3 ранга Николай Благодарный продолжил славную эстафету Джанунца. Корабль не раз отмечался по итогам несения службы у берегов Кавказа.
     После двухмесячной службы у кавказских берегов МПК «Муромец», которым командует капитан 3 ранга Сергей Ткач, уже через сутки, пополнив запасы, принял участие в октябрьских учениях. И проявил себя экипаж с лучшей стороны, показав высокий профессионализм... Сразу после флотских учений начнется ЗТУ дивизиона МПК... Вот так трудятся овровцы.
     УЖЕ семь лет они день в день отмечают свои дни рождения - комбриг и его бригада. В прошлом году, 24 августа, юбилей праздновала воинская часть, в этом он - капитан 1 ранга Валерий Зубков, командир бригады охраны водного района и известный на ЧФ, в Севастополе и далеко за их пределами яхтсмен, мастер спорта СССР и Российской Федерации.
     Судьба или просто совпадение? «Просто - факт», - прагматично отвечает он, хотя, как любой настоящий моряк, скорее всего, не лишен некоторых суеверий и в глубине души наверняка не исключает некой метафизичности совпадения.
     А впрочем, не суть важно: факт, судьба, совпадение... Вся до нынешнего дня биография Валерия Зубкова - наглядное доказательство того, что не судьба руководит человеком, а совсем даже наоборот.
     СУЩЕСТВУЕТ немало профессий, просто немыслимых без связки с, казалось бы, совершенно посторонним и сентиментальным словом «любовь». Более того, именно это «постороннее» слово, как ни парадоксально, вдруг оказывается ключевым, когда речь идет об истинном профессионализме людей, избравших для себя безоговорочно мужественные профессии: военный летчик, военный моряк...
     Точно так же немыслим хороший летчик, не любящий небо, как и хороший моряк без острой душевной привязанности к морю. Любой из них скажет вам, что ни секунды своей жизни не стоит отдавать этим стихиям, не любя, не уважая их. Уже хотя бы из чувства самосохранения. Стихии не прощают равнодушия к ним.
     Но истинная любовь молчалива. Она не терпит пошловатых и шумных чувственных излияний, она терпелива, самоотверженна и скромна и часто столь наглядно самодостаточна, что не требует никаких доказательств. Вообще никаких!
     ЕСЛИ бы капитан 1 ранга Валерий Зубков ни разу в жизни не произнес слов «я люблю море», ни у одного человека, даже шапочно знакомого с ним, не возникло бы никаких сомнений, что это не так. И дело даже не в том, что около тридцати лет из своих пятидесяти он без толики сожаления отдал морям, океанам, корабельным боевым постам и командирским мостикам, - в другом.
     Когда за долгие службы море из категории романтической превращается в ипостась будничную и сугубо практическую, от него, даже безоговорочно любя и уважая его, требуется передышка. Наверное, не погрешим против истины, утверждая, что девять из десяти профессиональных моряков, сойдя после долгих «морей» на берег, предпочтут сменить «картинку» привычной морской повседневности на «пейзажи» сугубо противоположные и земные - лес, горы, семейный уют...
     Девять из десяти, но не Зубков. Обладатель множества спортивных наград, в том числе и международных, и долгие годы бессменный капитан красавицы яхты «Айя», которая неизменно ходит под российским флагом, он и отдыхать предпочитает «на волне», если можно, конечно, в полном смысле назвать отдыхом достаточно тяжелый труд капитана отнюдь не прогулочной яхты. К слову, среди своих соперников на соревнованиях Зубков один из очень немногих, кто профессионально занимается спортом лишь в свободное от основной профессии время. Что, впрочем, ничуть не мешает его дружной яхтенной команде неизменно брать верх над соперниками, в полном смысле днюющими и ночующими «под парусами» и не связанными хлопотными, подчас горячими обязанностями командира бригады кораблей «первой линии».
     ТРЕБУЕТ ли доказательств тот факт, что служба у командира одной из самых больших и перманентно морячащих корабельных частей Черноморского флота - бригады охраны водного района - мягко говоря, насыщенна и беспокойна? Сотни людей, сотни судеб, десятки ежедневных неотложных дел и столько же поводов для проверки крепости нервов. На фоне современных учебно-боевых задач и далеко не самых современных боевых возможностей давно не юных овровских кораблей много ли времени может выделить служба человеку на «досужее» увлечение «парусом»?
     Но, видимо, не служба «выделяет время», а все-таки сам человек. Высокая самоорганизация, которая, по отзывам бывших и настоящих сослуживцев Валерия Зубкова, всегда отличала его на всех ступнях флотской карьеры - от курсанта корабельного факультета Черноморского высшего ВМУ до командира бригады кораблей постоянной боевой готовности, врожденные лидерские качества, неизменная профессиональная компетентность, умение ладить со сложными людьми и коллективами и редкая способность на свой лад сжимать время, как компьютерные файлы, до требуемых кондиций, давали возможность и для успешной службы, и для успешных занятий спортом.
     Даже в годы офицерской юности, когда у большинства его сослуживцев-погодков едва хватало времени на исполнение служебных обязанностей и безобидные лейтенантские «шалости» во время нечастых сходов, Зубков умел скроить время по собственному усмотрению, чем нередко вызывал незлобивое чувство зависти у окружающих. Как, впрочем, и сегодня, когда иным коллегам-командирам невдомек: когда он все это успевает?! Служба, спорт, семья - тоже, между прочим, успешная.
     НАДО ли говорить, что при таком наборе личных качеств служба у Валерия Зубкова, как говорится, сразу заладилась и споро шла в гору: инициативного и компетентного комбата БПК «Решительный» быстро заметили, и вскоре он уже принимал командование ракетно-артиллерийской боевой частью большого «противолодочника». Затем - высшие офицерские классы ВМФ, после успешного окончания которых капитан-лейтенант Зубков был назначен старпомом на БПК «Красный Кавказ».
     Боевые службы, на которые в те годы не скупились, чередовались точно в унисон с календарными формальностями, а боевой опыт, приобретенный в средиземных водах, стал для Валерия, пожалуй, определяющим. На исходе «холодной войны» Средиземка тлела вероятными конфликтами, словно бескрайние торфяники в Подмосковье. Маслица в огонек порой подливали даже, казалось, союзники. Как это случилось в тот нервный день, когда сирийские истребители вдруг изрешетили неподалеку от Тартуса черноморский водолазный бот, за секунды превратив его в плавучее подобие дорогого голландского сыра.
     Восток, как крылато говорится, дело тонкое, и инцидент грозил вылиться в серьезные международные неприятности. Оперативнее всех локализовать конфликтную историю мог лишь БПК «Красный Кавказ», планово ремонтирующийся в сирийском порту.
     - В строю на момент инцидента у нас была лишь одна линия вала, - вспоминает Валерий Яковлевич. - Но так уж, видимо, повелось исстари: форс-мажор для русского человека - мать родная! Не стану вдаваться в подробности того, как именно мы сумели выжать из ремонтирующегося «Кавказа» необходимые тридцать узлов, но в заданную точку прибыли вовремя. Задача была выполнена...
     По итогам той непростой «вахты» в Средиземном старпом Зубков был представлен к медали «За боевые заслуги».
     СВОЙ первый командирский мостик капитан 3 ранга Валерий Зубков обживал не в кремовой рубашке, а в промасленном рабочем комбинезоне. СКР «Сметливый», командование которым доверили перспективному офицеру, проходил капитальный ремонт, и от Валерия потребовались все его волевые и профессиональные качества, чтобы в требуемые сроки вывести «сторожевик» из завода и поставить в боевой строй.
     Пять лет - не иначе как согласно закону относительности в действии - слились в один бесконечный год, с одной стороны, насыщенный привычными повседневными командирскими хлопотами, а с другой - омраченный до сих пор непонятными странностями середины 1990-х: вялотекущий, время от времени переходящий в острые конфликты раздел некогда единого флота; нехватка всего и вся - зипа, продовольствия, топлива, денежного довольствия и даже конкретных задач; немыслимая ранее текучка кадров, когда отчаявшиеся офицеры и мичманы (далеко не худшие, между прочим) уходили с флота куда глаза глядят, и вакантные ниши требовалось заполнять.
     Кстати, об оптимизме. «Время безвременья», как называли те годы, были не лучшим поводом для оптимистичных настроений. Но может ли себе позволить падать духом командир корабля, воинской части, несущий ответственность за людей, боеготовность? В самые сложные времена Валерий Зубков никогда не позволял себе впадать в пессимизм и личным примером старался поддерживать положительный настрой у своих подчиненных.
     Еще несколько лет успешной службы дали ему «путевку» в Военно-морскую академию, по окончании которой, в 1999-м, Зубков был назначен командиром БПК «Керчь» - на тот момент самого мощного корабля Черноморского флота. Через три года он возглавил штаб одной из бригад надводных кораблей, а уже через год, осенью 2003 года, его рекомендовали на должность командира бригады ОВРа.
     БРИГАДА на момент назначения нового командира, мягко говоря, пребывала не в лучшей форме боеготовности. Достаточно сказать, что из десятка кораблей лишь два являлись кораблями постоянной готовности, а число грубых нарушений воинской дисциплины просто зашкаливало.
     - Будем работать всерьез, - жестко пообещал новый комбриг на первом же расширенном служебном совещании, - не пристало Краснознаменной бригаде ОВР плестись аутсайдером...
     Мало кто из присутствовавших на совещании пропустил это обещание мимо ушей. Еще до официального представления командира бригады личному составу все знали, что слов на ветер он не бросает.
     - Командир принадлежит к числу тех руководителей, которые не склонны ломать ситуации и людей, как говорится, через колено, - говорит заместитель командира бригады по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Ракаускас. - Да, он, безусловно, требовательный командир, порой даже жесткий. Но он никогда не потребует от подчиненных больше, чем требует от самого себя. Основа его отношения к делу и людям - личный пример. Он не рубит сплеча, не принимает решений спонтанно, под влиянием эмоций, всегда дает оступившемуся подчиненному шанс исправиться. Очень показательна его методика подготовки командиров кораблей. Он убежден, что командир корабля обязан уметь самостоятельно принимать самые сложные решения, без лишней опеки со стороны старших начальников, и вся его система работы с ними построена именно на этом принципе...
     Надо отметить, что система себя целиком оправдала. Выше уже говорилось, что на момент назначения Зубкова командиром бригады требуемым нормам боеготовности соответствовали лишь две корабельные «единицы». Сегодня таких - девять. Таким образом, несмотря на все трудности и солидный возраст далеко не новых кораблей, было выполнено требование министра обороны РФ. Показателен другой факт: когда два года назад случились известные события на Кавказе и корабли бригады оказались в реальной боевой обстановке, командиры и экипажи показали себя с самой лучшей стороны. Продолжают «горячие вахты» и сегодня.
     И ПОСЛЕДНЕЕ. Личность Валерия Зубкова - стопроцентное подтверждение известной сентенции: мол, талантливый человек талантлив во всем. Хотя, может, и не слишком привычны слуху такие сочетания, как «талантливый командир» и «талантливый офицер», но только не в отношении Валерия Яковлевича. Во всяком случае мы не раз слышали их из уст флотских офицеров, которые близко знали и знают его по делам службы. Кстати сказать, многие офицеры благодарны ему за преподанные уроки, за свой служебный рост. Прославленная бригада ОВР во всеоружии встречает день надводника. Успешно справились с поставленными задачами овровцы во время недавних учений разнородных сил ЧФ, следом учений противолодочных сил, зачетно-тактических учений противолодочного дивизиона. Иначе при Зубкове и быть не может.
     На снимках: стрельбу ведет «Суздалец»; капитан 1 ранга Валерий ЗУБКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex