на главную страницу

28 Октября 2010 года

Культура

Четверг

ХОТЯ ЕСЕНИН В ЛИПЕЦКЕ И НЕ БЫЛ

Виталий СКРИЖАЛИН, «Красная звезда».



В первых числах октября Липецк широко отмечал 115-ю годовщину со дня рождения Сергея Есенина, хотя поэт не то что здесь не родился и не творил, в Липецке он ни разу даже не был. А есенинским город стал благодаря всего-навсего одному человеку...

     К СТЫДУ своему, я, липчанин, о существовании в родном городе уникального музея, посвященного жизни и творчеству Сергея Есенина, узнал, можно сказать, случайно. В 1994 году в «Красную звезду» пришло письмо из Кемеровской области. Житель Новокузнецка А. Северцев писал, что, будучи в Липецке, познакомился с интереснейшим человеком - инвалидом войны капитаном в отставке Валентином Ивановичем Синельниковым, который превратил свою квартиру в домашний музей Сергея Есенина.
     Вскоре выдался отпуск, и, приехав в Липецк, я отправился по указанному в письме адресу...
     ...С ПОЭЗИЕЙ Есенина капитан Синельников познакомился в 1950-е годы в Комсомольске-на-Амуре в гарнизонном госпитале. Однажды к ним в палату определили старшего лейтенанта, который чуть ли не с порога принялся читать стихи. «Потрясающие!» Чьи? Оказывается, Есенина.
     О Есенине Синельников краем уха что-то слышал. Но не столько как о поэте земли русской, сколько о его «бесшабашном образе жизни»: всегда подшофе, женщины, гармонь, шуба нараспашку. К тому же, оказывается, он был еще и «носителем мещанского мировоззрения, певцом пессимизма и отчаяния». И как все это порождение грязных слухов и идеологизированного «литературоведения» не вязалось с только что услышанной в госпитальной палате чистой Поэзией!
     Чем же Есенин очаровал Синельникова? Прежде всего, конечно, лирикой. Позже Валентин Иванович узнает, что поэт писал и патриотические стихи. Отыскал у него и эпические произведения. И даже прозу.
     Так кто же он все-таки - этот понятный, но так и не понятый Сергей Есенин?
     В поиске ответа на этот вопрос Синельников пришел к выводу: чтобы понять Есенина, знания биографии поэта и наизусть выученных его стихов явно недостаточно. Принялся читать о нем все, что попадалось: воспоминания современников, литературоведческие статьи. «Есенин настолько запал мне в душу, что я уже не представлял себе жизни без него».
     МЫСЛЬ о музее пришла не сразу. После увольнения в запас Синельников вернулся домой в Липецк. Как-то в гостях увидел на стене есенинский портрет, и тут-то его словно прорвало... Хозяева, гости забыли и про выпивку, и про закуску. «В общем, Есениным я их заговорил».
     С вечеринки Валентин Иванович уходил с портретом поэта под мышкой. («Место ему - только у тебя».) Этот портрет и положил начало будущему музею Есенина. Потом появился второй экспонат - полученный по подписке пятитомник поэта. Дальше - больше...
     Скоро в хрущевке-однушке от обилия документов, книг Есенина и о Есенине стало тесно. Пришлось перебраться в пятиметровую кухню, жилую комнату целиком отдав поэту. А квартира, как недовольно ворчали соседи, превратилась «в проходной двор».
     Синельников добился, чтобы в одном из застраиваемых районов Липецка появился бульвар Сергея Есенина, а в 2002 году - и памятник поэту. Не без его участия 69-я средняя школа обрела имя Сергея Александровича. К 100-летию со дня рождения поэта здесь создается филиал синельниковского музея, куда Валентин Иванович передал более сотни экспонатов из своего собрания.
     Затем - опять же по инициативе Синельникова - одни за другими в городе стали проводиться Есенинские чтения. В 1993 году для проведения 15-х Есенинских чтений, к тому времени обретших статус международных, выбор на Липецк пал не случайно: Валентину Ивановичу исполнялось 70 лет, и чтения превратились в чествование не только Есенина, но и пропагандиста его творчества на липецкой земле.
     К тому времени Синельников добился расширения жилплощади для «проживания» великого русского поэта. Специальным решением горсовета одинокому военному пенсионеру под музей выделили трехкомнатную квартиру.
     Когда я был у Валентина Ивановича, то подивился его аскетизму. Самая маленькая 8-метровая комната служила ему и жильем, и рабочим кабинетом, и приемной. В ней не нашлось места даже для платяного шкафа. Весь немудреный гардероб отставного офицера размещался по стене на плечиках. На «правом фланге» - парадная капитанская гимнастерка с наградами. Остальное пространство квартиры, в том числе и часть кухни, занимал... Есенин.
     В Липецком энциклопедическом словаре прочитал: «Синельниковское собрание, посвященное жизни и творчеству великого русского поэта, признано одним из лучших в мировой есениане. Америка, Канада, Англия, Германия, Африка, Европа и Азия, Дальний и Ближний Восток - отовсюду протянуты нити к «липецкому Есенину» - Синельникову».
     И ВДРУГ узнаю, что в Липецке трагически сошлись вместе юбилей и траур: 2 октября 2005 года, за день до начала торжеств по случаю 110-летия поэта, не стало Валентина Ивановича. Вот уж в самом деле праздник со слезами на глазах... И тут же вопрос: а что станет с детищем Синельникова?
     Нужно отдать должное липецким властям: поиски подходящего помещения времени заняли немного: в первый же после кончины Валентина Ивановича день рождения поэта, 3 октября 2006 года, состоялось открытие музея. Место ему отвели более чем удачное - один из залов Центральной городской библиотеки, которая с переездом под ее крышу есенинского музея обрела имя поэта. Возглавить музей поручили главному библиографу библиотеки Ирине Ролдугиной, выпускнице истфака Липецкого педагогического университета.
     Было бы, наверное, некорректным сопоставлять, какой из двух музеев «более музейный»: тот, синельниковский, или нынешний? Можно сказать лишь одно: они разные.
     Взять хотя бы размещение экспонатов, их оформление. Валентин Иванович, похоже, больше полагался на интуицию, чем следовал музейным канонам, которые, возможно, были ему и не ведомы. Но именно в этом «любительстве» состояла особая привлекательность собрания Синельникова, как, впрочем, и его экскурсий по музею. Рассказы Валентина Ивановича о жизненном и творческом пути поэта меньше всего походили на уроки литературы или тщательно отредактированные лекции музейных гидов, хотя по наполненности выверенным фактическим материалом они вряд ли уступали и тем и другим. К тому же в музее-квартире царила домашняя атмосфера. Гостеприимный Валентин Иванович мог и попотчевать посетителей чайком.
     Что из себя представляет музей сейчас, отчасти можно судить по фотографии одного из его уголков. Если улицу 4-й Пятилетки, где размещался синельниковский музей, надо было еще найти (с рекламой дела тогда обстояли не лучшим образом), то Центральную городскую библиотеку в Липецке знает каждый. А раз пришел в библиотеку - музея Есенина тебе не миновать.
     Сегодня музей Есенина - что особенно важно - живет в книжном и виртуальном мире. И заведующая библиотекой Наталья Свиридова считает его не менее своим, чем Ирина Ролдугина.
     Чтобы отобрать фотографию для иллюстрации будущего материала, мы просидели с Ириной Викторовной за компьютером часа полтора, перелистывая файлы с запечатленной на них работой музея за четыре года его новой жизни. Литературные вечера и конференции (такие из них, как «Собратья. Творческое окружение Есенина», «Есенин и Маяковский», носили не просто познавательный, но и исследовательский характер), классные часы со школьниками, конкурсы чтецов, организуемые в содружестве с областным центром культуры и художественного творчества (с победителями одного из них, позапрошлогоднего, состоялась поездка в Константиново), приглашение на музыкальные вечера деятелей искусств, таких как известные в городе барды Наталья Ушакова, Юрий Винокур, Юрий Федотов, и, конечно, же декабрьские вечера памяти Есенина...
     С УХОДОМ из жизни Валентина Ивановича Синельникова дело его, как видим, не умерло. И все же нет-нет да и задумаешься: а было ли бы сегодня все это, не случись та полувековой давности встреча двух офицеров в госпитальной палате? Как знать...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex