на главную страницу

29 Октября 2010 года

Армия и общество

Пятница

СДЕЛАТЬ ВЕРНЫЕ ВЫВОДЫ

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



В Центральном военном округе завершила работу комплексная комиссия Министерства обороны Российской Федерации. В течение месяца специалисты оборонного ведомства всесторонне изучали положение дел в округе по целому комплексу вопросов, один из которых - уровень боевой выучки военнослужащих.

     Соответствующие официальные выводы и указания по итогам комплексной комиссии будут озвучены позже. А пока сами проинспектированные подводят черту под выдержанным экзаменом. Его итоги, по словам начальника отдела совместной подготовки ЦВО полковника Сергея Гончарова, всерьез заставляют задуматься над вопросами дальнейшего планирования и организации хода подготовки личного состава.
     В частности, офицер штаба округа отмечает ряд причин, сказавшихся на выучке военнослужащих по призыву. К их числу собеседник относит в первую очередь адаптацию войск в условиях состоявшегося перехода на годичный срок службы.
     - Комплектование частей округа новобранцами было завершено к 1 июля, в то время как учебный период начался с июня, - поясняет ситуацию полковник Гончаров. - Проще говоря, часть военнослужащих пропустила месяц планового обучения. Правда, за счет этой ситуации нам удалось продлить на неделю занятия по боевой готовности. В итоге через БГ прошли все вновь прибывшие военнослужащие. Но это был выигрыш в малом. По большому счету мы проиграли на сократившемся по времени этапе одиночной подготовки личного состава. Более того, чтобы соответствовать плановости программы обучения, пришлось информационно перенасытить учебные часы. Что плюсом в деле обучения военнослужащих, конечно, не назовешь.
     Но даже от ряда превентивных мер, по словам полковника Гончарова, не стоило ожидать должного эффекта. Все потому, что к моменту начала работы в войсках округа комплексной комиссии Минобороны добрую половину из состава проверяемых частей представляли солдаты, прослужившие в войсках всего по 3-4 месяца. Понятно, что в столь малый период новички не могли постичь рассчитанные на стартовые пять месяцев учебы 80 процентов программы боевой подготовки, как того требуют нормативные документы, регламентирующие условия участия в сдаче проверки.
     Другим, не менее серьезным минусом, по мнению полковника Гончарова, стали, как это ни парадоксально, положения действующего, например, Курса вождения транспортных средств.
     - Дело в том, - поясняет Сергей Гончаров, - что нормативный Курс практического вождения грузового автомобиля был утвержден еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. И его положения с тех пор заметных изменений не претерпевали. А, как известно, в последние годы была проведена существенная унификация колесно-транспортной базы войск. На смену тем же ЗИЛам и ГАЗам пришли современные «Уралы» и КамАЗы, которые чуть шире и длиннее своих предшественников. На них вписываться в прежние нормативные габариты трасс учебного вождения достаточно сложно даже опытным водителям. В ходе сдачи практических зачетов по вождению проверяющие лица руководствовались «приблизительным соответствием» одного типа машины другому. Но вроде бы несущественные на первый взгляд два - два с половиной десятка «приблизительных» сантиметров - это уже немалые сложности в прежних габаритах ограниченных участков трассы для того, кто сидит за рулем.
     Аналогичным образом, по мнению полковника Гончарова, можно относиться и к Курсу вождения БМП, утвержденному во второй половине 1980-х годов, и к Курсу стрельб, хоть и скорректированному в 2006 году, но все так же рассчитанному либо на опыт контрактника, либо на военнослужащего прежнего двухлетнего срока службы. «В столь сжатые сроки мы просто не успеваем должным образом выучить специалистов, - поясняет полковник Гончаров. - Наверное, в данной ситуации стоит подумать о некоторой корректировке ряда положений Курсов применительно как к году службы военнослужащих, так и к уровню текущей доармейской подготовки прибывающих на службу молодых людей».
     Последнее замечание офицер штаба округа упомянул не случайно. Принимая участие в обеспечении работы комплексной комиссии, он не единожды наблюдал, как молодые солдаты просто терялись, встречая в формулировках зачетных вопросов «заморские» понятия и череду специфической терминологии. «Со стороны, - отмечает полковник Гончаров, - сомнения военнослужащих воспринималось как незнание теоретического материала. Что вело, в конечном счете, к невысокой, а то и неудовлетворительной оценке. И тогда, как ни старайся солдат на очередном - практическом этапе сдачи зачета, финальный балл достойным уже не будет».
     Это, в частности, подтвердил ряд примеров с проверки по огневой подготовке. Как известно, конечная индивидуальная оценка по данному предмету обучения формируется на основании данных трех показателей: сдача зачета по знанию основ и правил стрельбы, выполнение нормативов и результат практических стрельб. Если, к примеру, военнослужащий с трудом управился на тройку или, хуже того, провалил теоретический экзамен, даже отличный балл на огневом рубеже уже не скорректирует в лучшую сторону финальную оценку, вынесенную в отношении его индивидуальной подготовки. Что само по себе, считает полковник Гончаров, выглядит некорректно - ведь солдат, поражая на огневом рубеже мишени на оценку «хорошо» или «отлично», тем самым доказывает свою состоятельность в вопросе основного предназначения - готовности к бою.
     В ходе беседы полковник Гончаров привел еще несколько аналогичных моментов, нуждающихся, с его точки зрения, в определенном сопряжении с реалиями сегодняшнего дня. «Причем, - уточняет свой взгляд Сергей Гончаров, - корректирующие моменты в конечном итоге будут отвечать интересам как боеготовности подразделений в целом, так и каждого военнослужащего в частности».
     В том, что в своих выводах он прав, офицера убедил пример, имевший место в ходе сдачи проверки военнослужащими 15-й миротворческой бригады округа. Молодой солдат, выполняя упражнение на БТР, «привез» на исходный рубеж неудовлетворительную оценку. «Он был не в силах сдержать слез досады за неудачу, - вспоминает Гончаров. - Позже, объясняя эмоциональную несдержанность, военнослужащий рассказал, что готовился к экзамену с полной самоотдачей, надеялся на лучший результат. Но справиться с задачей не позволил опыт трех с небольшим месяцев службы».
     По итогам работы в военном округе комплексной комиссии Минобороны России полковник Гончаров сам сделал некоторые выводы. В частности, он отмечает серьезную необходимость дальнейшего улучшения методики организации и проведения занятий с личным составом офицерами батальонного, ротного и взводного звеньев, занятий по организации планирования боевой подготовки, ведения ее учета, по порядку руководства боевой подготовкой командирами соединений и воинских частей.
     - И подобная работа в ЦВО уже началась, - резюмирует беседу полковник Гончаров. - В подготовительный к новому учебному году период сразу на трех территориях ЦВО пройдут командирские сборы военного округа с комбатами, командирами рот и взводов. Основной направленностью сборов станут инструкторско-методические занятия по организации занятий с личным составом. В уральском регионе мероприятие возглавит начальник управления подготовки войск округа. В поволжском и Сибирском регионах командирские сборы пройдут под руководством командующих общевойсковыми армиями. Последовательно состоятся иные мероприятия, направленные на устранение выявленных представителями центра пробелов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex