Связи нет. Но есть Правила...
Я - военнослужащая Минобороны РФ, 15 лет календарной выслуги (21 год - льготной), нахожусь в распоряжении до получения квартиры (признана нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в другом регионе РФ, отличном от места прохождения военной службы).
Связывает ли жилищное законодательство право граждан РФ (военнослужащих) на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства по линии Минобороны РФ с наличием или отсутствием у них жилья за границей (СНГ), приобретенного на личные сбережения, а не от государства?
Маргарита ЧИРВА. 73kiki73@mail.ru
Нет, не связывает. Пределы юрисдикции Российской Федерации и федерального законодательства установлены Конституцией Российской Федерации и ограничены территорией государства.
Вместе с тем в пункте 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и в службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054) содержится основание, по которому военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий - наличие у них в собственности квартиры или индивидуального жилого дома (подпункт «а»). При этом должна учитываться норма предоставления площади жилого помещения, установленная статьей 15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих.
Решением Верховного суда РФ от 7 февраля 2000 г. № ВКПИ 01-01, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 17 апреля 2001 г. № КАС01-113, подпункт «а» пункта 10 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству.
С мертвой точки вопрос сдвинулся...
Новым законом внесены изменения в нормы распределения жилья гражданам РФ, в том числе военнослужащим: 18 кв. м общей площади на человека плюс до 9 кв. м «на конструктивные особенности» квартиры. Таким образом, например, военнослужащий c составом семьи два человека может получить квартиру общей площадью не более 45 кв. м. Но квартиры строились с учетом требований предыдущего закона, действовавшего до 2008 года. Где норма определялась не общей площадью, а жилой и в зависимости от региона составляла 13-16 кв. м. Таким образом, по старым нормам двухкомнатную квартиру общей площадью 46-54 кв. м можно было распределить семье из двух человек, учитывая, что при этом ее жилая площадь составляет 25-27 кв. м. А по новой норме ее распределить уже нельзя, так как будет превышение нормы. И временная инструкция Минобороны РФ жестко запрещает допускать превышение нормы при выделении жилья. Получается как в поговорке «видит око, да зуб неймет». И квартиры есть, и желающие их получить, да распределить нельзя! В результате число людей, не уволенных с военной службы, не сокращается, а растет. Что делать? Оставаться вечно в списках части, или вопрос сдвинется с мертвой точки?
Сергей ЧЕЧИТОВ. chtechtitov@mail.ru
Результаты надзорной деятельности органов военной прокуратуры свидетельствуют о том, что «вопрос сдвинулся с мертвой точки» благодаря значительным усилиям руководства Минобороны России. Количество распределенного военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, жилья в последние годы существенно возросло. Однако всего этого оказалось недостаточно в условиях массового сокращения Вооруженных Сил в 2009–2010 годах.
Наиболее проблемными вопросами остаются: нарушения законодательства на этапах проведения торгов, заключения государственных контрактов и строительства жилья; закупка жилых помещений в населенных пунктах сверх имеющейся потребности; нехватка однокомнатных квартир. Имелись и факты закупки жилья, не соответствовавшего нормам, установленным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», но они немногочисленны.
Принимаемые в настоящее время руководством Минобороны России меры по централизации функций и усилению контроля в сфере жилищного обеспечения направлены на выполнение поставленных руководством страны задач по обеспечению военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, постоянным жильем. Насколько они эффективны, покажет ближайшее время.
***
От редакции. Уважаемые читатели! Свои вопросы, связанные с реализацией прав в сфере прохождения военной службы, трудовых отношений и социальной защиты, присылайте в редакцию «Красной звезды» или по электронной почте VladimirMok@redstar.ru
Формат рубрики «Военный прокурор разъясняет» предусматривает ответы на вопросы, связанные с применением законодательства, разъяснением его положений, регулируемых им сфер жизнедеятельности, возможностей применения норм закона в типичной или конкретной ситуации.
Обращения, содержащие сведения о готовящихся либо совершенных правонарушениях, требующие проведения прокурорской проверки и принятия мер реагирования, следует направлять в органы военной прокуратуры по месту события либо на официальный сайт Главной военной прокуратуры http://gvp.gov.ru в раздел «Интернет-приемная».