на главную страницу

29 Октября 2010 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




Восемь писем с войны

    Память
    В 1941 году Иван Греков, который, доживи он до моей свадьбы с его дочерью Людмилой, доводился бы мне тестем, подлежал увольнению в запас. Но тут все карты спутала война. И самое страшное и непоправимое - не суждено было его жене Анне и крохе-дочурке Людочке дождаться своего кормильца. Принесенное почтальоном извещение бесстрастно сообщало: «Рядовой Греков Иван Иванович 1918 г.р. пропал без вести в ноябре 1941 года».
    Восемь писем с войны, написанных химическим карандашом, - это все, что осталось на память об Иване Ивановиче. Этим письмам почти 70 лет. Пожелтели, но прочитать еще можно. Мой сын, нареченный Иваном в честь деда, собрал их в альбоме вместе с фотографиями Ивана Ивановича в военной форме, озаглавив его «В память о моем дедушке, участнике Великой Отечественной войны».
    Горько и больно читать эти строки. Все в них смешалось: надежда выжить («Может, все будет в порядке, и я буду дома») и осознание возможной, если не сказать неизбежной гибели («Пока еще жив, дальше не знаю, смерть может прийти в любую секунду»); в письмах безыскусно сливаются воедино любовь к семье и Родине («Знаю, что вы очень скучаете и плачете, мне тоже очень вас жалко, но что сделаешь - надо защищать Родину»). В письмах Ивана Ивановича красной нитью проходит уверенность в победе, однако он допускает, что Красная Армия может прийти к ней и без него, но все равно это будет и его Победа («На нашем участке скоро затихнет бой, всех к чертовой матери фашистов скоро уничтожим. Им уже приходит конец. Живы будем - встретимся».
    Семья так и не знает, где Иван Иванович похоронен, и похоронен ли. Судя по письмам, воевал он где-то в районе Смоленска и Ельни в 3-м батальоне 282-го стрелкового полка. Вдруг отзовется кто-то из живущих однополчан. Большие надежды возлагаем и на поисковиков.
 ||  Павел ШАРОВ. Тотьма, Вологодская область.



Никаких послаблений

    Служба по призыву
    Сколько ни ублажай, все равно тем, кто настроен против «милитаризации», - а таким у нас несть числа, - и этого покажется мало. То и дело раздающиеся лукавые призывы: «Делайте профессиональную армию, а не армию сопляков-призывников» - преследуют цель не укрепить Вооруженные Силы, а оградить чадушек от выполнения долга, когда-то считавшегося священным.
    Часто слышишь: «В эту армию я сына не пущу!» Спросить бы такую маму: а в израильскую бы пустили? Не исключаю, что ответ был бы утвердительным. Ведь Израиль - это такая во всех отношениях положительная страна. Но знала бы чадолюбивая мамаша, что в этой «всем на зависть» стране существует всеобщая воинская повинность. И там служат все: мужчины - три года, женщины - полтора. Да как служат! Послушала бы она, как недавно по телеку израильский офицер-спецназовец делился опытом подготовки своих командос: 120-километровые марши и прочие испытания на прочность, в том числе и посредством командирских кулаков. Одно это чего стоит! И никаких тебе жалоб на тяготы военной службы.
 ||  Капитан 1 ранга в отставке Вадим КУЛИНЧЕНКО. Московская область.



Орден так и останется не врученным?

    Солдатская награда
    Наш отец Фомин Тимофей Иванович ушел на фронт, когда нам, троим его сыновьям, было от двух до восьми лет. Вернулся он домой с орденом Отечественной войны II степени и медалями: тремя «За отвагу» и еще несколькими - за оборону, освобождение и взятие разных городов. Прожил наш отец после Победы всего год.
    Как потом оказалось, он был награжден еще одним орденом - Красной Звезды. Об этой награде отец, кажется, не догадывался и сам. Мы узнали о ней лишь в 2007 году из архивной справки: «Сержант Фомин Тимофей Иванович, начальник направления связи роты связи 867-го стрелкового полка 271-й стрелковой дивизии награжден орденом Красной Звезды приказом 271-й сд № 029/н от 19 мая 1945 года. Награда значится не врученной».
    Обратились мы в военный комиссариат Белгородской области с ходатайством о вручении отцовского ордена нам, его наследникам. Тем более что статья 37 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года гласит: «Ордена, медали СССР, нагрудные знаки к почетным званиям СССР умерших награжденных граждан и награжденных посмертно, а также документы о их награждении оставляются или передаются их семьям для хранения как память».
    Но вместо ордена нам вручили удостоверение к нему за № 005281. Замена, сами понимаете, неравнозначная. С отцом однажды уже поступили несправедливо, не вручив ему награду, а потом все списали на войну. Теперь же, считаем, подобная несправедливость проявляется по отношению к его потомкам.
    Отец ушел из жизни совсем молодым - в 37 лет. У нас, его сыновей, по трое детей, есть внуки, правнуки. Все мы чтим память своего отца, деда, прадеда. Один из наших внуков служит в армии. Стоит ли говорить, что значит для нашей семьи отцовский орден.
 ||  Василий, Иван, Николай ФОМИНЫ. Октябрьский, Белгородский район, Белгородская область.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex