на главную страницу

30 Октября 2010 года

Армия и церковь

Суббота

В ТЕСНОМ СОЮЗЕ С ПРАВОСЛАВИЕМ

О возрождении в Российской армии института военного духовенства

Александр Черкасов, генерал-майор в отставке, кандидат военных наук, доцент.



Впервые в истории постсоветской России вопрос о необходимости возрождения института военного и морского духовенства был поставлен представителями армии и флота буквально через несколько месяцев после указа Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года о создании Российских Вооруженных Сил. Думая, на каких идеях нам предстоит строить работу с личным составом, как мотивировать учебно-боевую деятельность военнослужащих, мы обратились к истории России и, всматриваясь в нее, не только разумом увидели, но и сердцем поняли огромное объединяющее значение православия и Церкви в деле становления и защиты нашего государства. Неожиданно простым оказалось для многих советских офицеров и генералов осознание истины, что патриотизм русских людей проистекает из самой сути православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «Возлюби ближнего, как самого себя» и что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,13).

     Освобожденный от идеологических оков взгляд на историю Отечества помог нам понять и сформулировать вполне очевидные истины:
     Православие и Русская Православная церковь сыграли исключительную, определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности; много веков развитие российского государства и его Вооруженных Сил были неотделимы от православия и Русской Православной церкви; объединение вокруг идеалов православия, сохранение и защита единого Отечества, стремление к внутреннему духовному самосовершенствованию - вот столпы, на которых возрастали Святая Русь, Российская империя и ее воинство, его Жертвенность, Доблесть и Честь; военная мощь России всегда имела в своей основе духовную мощь православия, и именно это определяло все ее победы.
     ПонимаЯ, что без сильных армии и флота у России нет не только достойного, но и вообще никакого будущего, и исходя из вышеизложенного мы сделали вывод о необходимости соединения усилий Русской Православной церкви и Вооруженных Сил России в защите настоящего и будущего нашего Отечества. Для этого требовалось установить взаимодействие и возрождать институт военного духовенства.
     Это мнение значительной группы офицеров формируемых Вооруженных Сил России было доложено Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на одной из первых встреч с ним начальника Военной академии Генерального штаба генерал-полковника И.Н. Родионова Мне, тогда еще полковнику, выпала честь принимать участие в этой и последующих встречах, на которых рассматривались различные аспекты установления и развития взаимодействия между Вооруженными Силами России и Русской Православной церковью.
     В том, что институт военного и морского духовенства должен быть восстановлен и обязательно будет восстановлен Святейший Патриарх Алексий II был твердо уверен. Эта его спокойная уверенность воодушевила нас, еще бы, сам патриарх подтвердил правильность наших взглядов. Но с такой же твердостью, очень уважительно и ласково, но решительно Святейший остановил наше нетерпеливое рвение, сказав, что в принципиальном плане мы, безусловно, правы, стремясь к скорейшему восстановлению института полковых и корабельных священников, но для практической реализации этого стремления еще не пришло время, и нам всем надо хорошо проработать над созданием необходимых для этого условий.
     В ходе дальнейшего неторопливого разговора Святейший Патриарх помог нам увидеть эту проблему совершенно по новому, во всей ее духовной глубине, вселенской масштабности и государственной значимости. Тогда мы впервые смогли увидеть и оценить всю мудрость взгляда Русской Православной церкви на проблему, которая до этой встречи казалась нам достаточно частной. В ходе последующих встреч Его Святейшество подробно раскрыл, в чем заключаются условия восстановления военного и морского духовенства России.
     Важнейшую роль в осмыслении путей возрождения института военных священников сыграла Всероссийская конференция «Православие и армия», работавшая 25-27 октября 1994 г. в конференц-зале гостиницы «Даниловская» под руководством тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла. Ее участники высказалась за скорейшее введение в Вооруженных Силах полковых и корабельных священников, но в то же время отметили, что к этому важному и сложному шагу надо подготовить и общество, и Вооруженные Силы и дать время для подготовки к этому и Русской Православной церкви.
     С 1992 г. проведена огромная работа. Продолжающиеся кое-где ссылки об отделении Церкви от государства, на светский характер нашего государства – не что иное, как лукавство. На все вопросы и недоумения давно даны развернутые и юридически аргументированные ответы.
     Святейший Патриарх Кирилл, еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским неоднократно подчеркивал, что принцип отделения Церкви от государства не означает, что Церковь не может наладить взаимодействие с Вооруженными Силами. Он отмечал, что, как показывает опыт многих стран, присутствие священников самым благотворным образом сказывается на состояние нравственности военнослужащих.
     Патриарх Кирилл особо подчеркивает, что в армии могут работать представители всех традиционных религий России, однако должен быть исключен прозелитизм: «Важно подчеркнуть, что в армии не должно быть соревновательной миссии. …Задача в том, чтобы священнослужители каждой конфессии или религии могли работать со своими чадами в армейской среде. Конечно, на основе добровольности».
     При этом Святейший Патриарх особо отмечает европейский опыт, в частности США, Франции и ряда других стран Западной Европы, где всей пасторской работой руководит Церковь большинства: «Там везде есть капелланы... Кстати, поскольку во французской армии появляется все больше русских, мы поставили вопрос об их пасторском окормлении. Нам ответили: да, пожалуйста. Но всю капелланскую работу там курирует Католическая Церковь, потому что это Церковь большинства. И она взаимодействует с различными конфессиями, обеспечивая их пасторскую работу в войсках».
     Сегодня Президентом РФ – Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами принято долгожданное решение и получено благословление Святейшего Патриарха. Старт дан, теперь необходимо осторожное наполнение этого решения содержанием и прежде всего людьми. И сразу встает вопрос, а все ли проблемы взаимодействия Церкви и армии решаются этим поистине историческим актом? Конечно, нет!
     С появлением военного духовенства вопросы взаимодействия армии и Церкви не исчезнут и не станут менее сложными, а смею предположить, что, наоборот, усложнятся. Введение военных священников не решает всех проблем духовного окормления, духовно-нравственного воспитания и образования военнослужащих и членов их семей. Нельзя допустить, чтобы наработанный с 1992 г. опыт был предан забвению. Вся предшествующая работа должна продолжаться, и введение военного духовенства не повод для ее прекращения, а хороший повод для ее дальнейшего расширения.
     Процесс введения военных священников сложный и длительный, который требует напряженного труда как со стороны государства, так и со стороны Русской Православной церкви, но работу необходимо вести сегодня, учитывая при этом две взаимосвязанные проблемы.
     Первая – это незнание офицерами и генералами истории и роли Русской Православной церкви в строительстве армии и флота, незнание и непонимание ими духовных истоков побед русского оружия, в т.ч. изумлявших весь мир побед Суворова, Ушакова, Кутузова, Скобелева и других выдающихся полководцев и флотоводцев России.
     Мы имеем уникальный исторический опыт создания стройной и продуманной системы духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота России на основе православия. Подобного опыта нет ни в одной армии мире но до сего дня не востребован. Совершено недопустимо, что современные офицеры и генералы не знают и не изучают отечественный опыт духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота нашими прославленными полководцами и флотоводцами. Стыдно, что даже о «Науке побеждать» А.В. Суворова они знают лишь понаслышке.
     Вторая проблема – отсутствие у некоторых священников должной подготовки к работе с военнослужащими. Часто они не понимают сути армии, смутно представляют содержание воинской службы, а потому не видят своей роли, не находят своего места и неправильно себя ведут.
     Священнослужитель, прежде чем идти к военным людям, должен знать особенности их мышления, их психологию и ментальность, особенности восприятия военнослужащими окружающего и себя в окружающей обстановке. Есть детали, которые могут показаться незначительными, но которые могут определить отношение военнослужащих к священнику. Многим офицерам, например, претит упрощенный подход со стороны некоторых священников к правилам воинского поведения и традициям, к их духовным потребностям.
     В связи с вышеизложенным представляется необходимым вести работу одновременно как минимум по двум направлениям.
     Первое направление – введение в минимально необходимом объеме военной тематики в программы духовных семинарий и академий, во всю систему духовного образования священников. В свое время мы предлагали использовать для этого возможности целой группы православных генералов и офицеров. Полагаю, что к этой идее самое время вернуться.
     Уже накопленный опыт показывает, что священникам для успешной работы с военнослужащими необходимы минимальные знания истории военного строительства России, истории войн и военного искусства, военной истории России, конституционных и законодательных основ строительства Вооруженных Сил РФ, их организационно-штатной структуры и т.д. Офицеры армии и флота, а именно через них осуществляется взаимодействие, имеют высшее образование, и говорить с ними надо не только высоко духовным, но и грамотным с военной точки зрения языком.
     Разве плохо, если все священники будут знать происхождение и значение памятных воинских дат, дней воинской славы, воинских традиций и символов, основные положения общевоинских уставов, общие обязанности военнослужащих, порядок подчиненности, основы воинских взаимоотношений, правила воинской вежливости, смысл военной присяги и положения о знамени и т.д. Даже если им никогда не придется работать с военнослужащими, что маловероятно, то эти знания все равно пригодятся в работе с прихожанами из числа бывших военнослужащих и членами их семей, а они есть почти в каждом приходе, и, конечно, в работе с приходской молодежью.
     Второе направление – введение основ православной культуры в программы военных вузов, создание в них факультетов православной культуры по опыту Военной академии РВСН им. Петра Великого, где такой факультет успешно действует второе десятилетие. Такие факультеты уже сегодня можно создавать в Военном университете Минобороны и в Военно-техническом университете Спецстроя России, в них для этого есть все предпосылки и условия. Видимо, есть смысл вернуться и к проблеме организации конкретного взаимодействия на уровне военных академий, университетов, институтов и духовных академий и семинарий.
     В этой связи необходимо сказать и об одной важной проблеме, связанной с проведением Международных Рождественских чтений.
     В этом году я в очередной раз имел честь участвовать в открытии и работе пленарных заседаний XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, затем в работе секций «Церковь и армия» и «Военно-патриотическое воспитание молодежи». Какое богатство мыслей и идей! Какой замечательный педагогический и духовный опыт! И очень обидно, что в этой работе не участвовали военные вузы.
     В 1990-е годы Вооруженные Силы были в авангарде взаимодействия силовых структур с Русской Православной церковью. Все первые значимые шаги в этом направлении были осуществлены с участием многих военных вузов, ВАГШ, академии РВСН, Военного университета, Общевойсковой академии и др. И сегодня Вооруженные Силы должны находиться в общей парадигме развития взаимоотношений Русской Православной церкви с государством и обществом.
     Иногда высказываются предположения, что священнослужители возьмут на себя часть функций офицеров структур по работе с личным составом. Подобное может исходить от абсолютного незнания как обязанностей и задач этих должностных лиц, так и задач и функций военного духовенства. Военный священник не может и не должен брать на себя никаких не свойственных священнослужителю обязанностей и обязательств.
     В связи с этими хотел бы привлечь внимание к одной проблеме, которая меня как военного профессионала очень беспокоит. Речь идет об упорно навязываемой некоторыми общественными деятелями, а также СМИ идеи, что священники придут в армию для укрепления воинской дисциплины и борьбы с неуставными взаимоотношениями, «дедовщиной» и т.п. Это очень опасная идея и не что иное, как попытка дискредитировать Церковь и саму идею военного духовенства.
     На основании знаний и опыта утверждаю, что «дедовщина» в армии всегда была - это явление закономерно, и оно присуще всем армиям мира. Речь может идти только о ее формах. Неуставные взаимоотношения всегда были и будут, т.к. люди не могут общаться только по уставу, и воинскую дисциплину они всегда будут нарушать. Проблема превращения «нормальной (!) дедовщины» и «нормальных (!) неуставных взаимоотношений» в издевательства и преступления сложная, зависящая от нравственного здоровья всего общества, и никакой священник в полном объеме ее решить не сможет.
     К сожалению, из-за нашей духовной и исторической необразованности подобные мысли находят поддержку. К еще большему сожалению и некоторые священнослужители проявляют готовность укреплять воинскую дисциплину, бороться с «дедовщиной» и неуставными взаимоотношениями. Большая ошибка, с далеко идущими сугубо отрицательными последствиями. Возложить эти задачи на военных священников – значит дать повод для упреков и обвинений их в бессилии и неумении работать. Это недопустимо. Не дело священников укреплять воинскую дисциплину. Заниматься этим должны командиры и их заместители по работе с личным составом.
     Священнослужители, несомненно, будут положительно влиять на положение дел в войсках, в т.ч. и на воинскую дисциплину, если они будут заниматься исключительно своим делом: духовным воспитанием военнослужащих, проповедью Слова Божьего, индивидуальной душеспасительной работой с военнослужащими, их духовно-религиозным образованием.
     Занимаясь с 1992 года по зову души и по благословлению духовного отца вопросами взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной церкви, я часто задавал себе вопрос: «Зачем в армии священнослужители?» Лично для меня всегда, независимо от звания и занимаемой должности, важнее всего было получить от священника утешение души, успокоение сердца и ума, которые часто бывали в смятении. Все мы осознанно или неосознанно ждем от общения со священнослужителем соприкосновения с Божьей Благодатью, жаждем духовного возрастания и морального совершенствования и бываем жестоко разочарованы, обманувшись в своих ожиданиях. Священник в армии - это прежде всего носитель духовного опыта и духовный утешитель, в любой ситуации он призван наполнять сердца воинов Благодатью Духа Святаго, помогать спасению их душ, укреплять их морально-нравственную устойчивость. Сегодня это особенно важно и трудно.
     Важно потому, что, не успев освободиться от государственной атеистической идеологии, наш народ подвергся страшной духовной агрессии. Над основополагающими духовными ценностями народа и защитников России нависла опасность их полной утраты. Это надо остановить.
     Нельзя не сказать и о том, что по инерции доминирующие у нас взгляды на войну, подготовку и воспитание личного состава опираются на методологию исторического материализма и другие догмы государственной идеологии нашего недавнего прошлого.
     В то же время мы не можем не видеть, как война неумолимо меняет свое лицо. Еще недавно вооруженная борьба играла главную и решающую роль в ходе и исходе войны, а сегодня ее роль все чаще носит обеспечивающий и подстраховывающий характер, а итог определяется использованием других сил, средств и способов борьбы. Основным содержанием войны все больше становится противоборство в духовной, нематериальной сфере, когда победа будет достигаться за счет духовного превосходства, несгибаемой моральной и психологической стойкости одной из противоборствующих сторон. Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе специальных тренировок (такая подготовка тоже нужна), а полное превосходство духовного, морального характера на основе глубокого осознания правоты и справедливости воинского служения Отечеству, на основе понимания, что твое дело освящено Божьим Промыслом.
     Для общества и Вооруженных Сил является опасным духовное, морально-нравственное опустошение военных людей, потеря ими духовных основ, нравственных ориентиров своего служения. Как ни больно об этом говорить, но Россия сегодня стоит перед вполне реальной перспективой уничтожения духовной основы воинской деятельности, воинского служения Отечеству.
     Вот почему так необходим приход в армию и на флот православных священнослужителей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex