на главную страницу

3 Ноября 2010 года

От первого лица

Среда

Посты мира Приднестровье

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал старший военный начальник Российского воинского контингента миротворческих сил в Приднестровском регионе Республики Молдова полковник Анатолий ЗВЕРЕВ.


     - Анатолий Лаврентьевич, почему ваша должность именуется именно так – старший военный начальник, а не командир?
     - Так ее именуют в связи с тем, что силы у нас совместные и задачи по поддержанию мира выполняет не только российский контингент, но и воинские контингенты от Республики Молдова и Приднестровья. Одним из органов, который руководит миротворческой операцией, является объединенная контрольная комиссия. В связи с этим и должность называется не командующий, не командир, а старший военный начальник.
     Единую структуру представляет объеди
     ненное военное командование. Это представитель, старший начальник от России, старший начальник от Республики Молдова и старший начальник от Приднестровского региона. С 1998 года в рамках Одесского соглашения «Об укреплении мер доверия и развития контактов» Украина также стала участницей миротворческой операции, и группа ее военных наблюдателей стала входить в объединенное военное командование.
     Все воинские контингенты, совместные миротворческие силы подчинены объединенной контрольной комиссии. В соответствии с требованием этой комиссии и соглашения о принципах мирного урегулирования все контингенты, которые входят в состав совместных миротворческих сил, выведены из подчинения своих министерств обороны. Есть по этому поводу приказ министра обороны Республики Молдова, есть указ президента от Приднестровского региона. То же самое и у нас.
     - А не влияет ли такая ситуация на оперативность принятия решений? Если вспомнить события в Югославии, связанные с межэтническими конфликтами, то как раз миротворцев обвиняли в неоперативности. Требовалось немало времени для того, чтобы оценить обстановку, принять коллегиальное решение, поставить боевые задачи...
     - Мы также постоянно в круглосуточном режиме выполняем боевую задачу по поддержанию мира... И здесь на чашу весов ставится и оперативность, и правильность принятого решения, которое устраивало бы как одну сторону конфликта, так и другую. У нас на каждом участке зоны безопасности имеются военные комендатуры. Коменданту вменено в обязанность мгновенно выделять силы для прекращения, локализации какого-то инцидента, начало вооруженного конфликта. В документах объединенного военного командования говорится, что в случае вооруженного конфликта требуется немедленно принимать решение на его локализацию, блокирование и нейтрализацию. Если инцидент или конфликт начинается не в ярко выраженной вооруженной фазе, то решения принимаются в консенсусном плане в рамках объединенного военного командования. Но понимание необходимости поддержания мира еще ни разу нас не подводило. В каких-то экстремальных условиях, в какой-то ситуации, которая не требует отлагательств, мы оперативно принимаем решения.
     - Российские миротворцы, молдовские, приднестровские... Это единая боевая единица?
     - Да, это единая боевая единица. Мы – совместные миротворческие силы. И стоящие перед нами задачи выполняем совместно. И в мирное время, и в случае осложнения ситуации. В мирное время мы выполняем задачи на постах, контрольно-пропускных пунктах, которые являются совместными, то есть трехсторонними, где представлены военнослужащие от российской стороны, молдавской и приднестровской.
     Есть и двухсторонние. В направлении Республики Молдова - российско-молдавский пост. В направлении Приднестровья - российско-приднестровский пост...
     - А трехсторонние посты где выставлены?
     - В основном на реке Днестр, на паромных переправах, на узлах дорог.
     - А как вообще организационно выстроена ваша структура? Где находится зона безопасности? Какова ее протяженность?
     - Совместные миротворческие силы и российский контингент, в частности, выполняют задачи в зоне безопасности, то есть на местности, координаты которой определены объединенной контрольной комиссией. Это территория, простирающаяся вдоль линии Днестра от границы с Молдовой и Приднестровьем, на севере с Украиной и до границы Молдовы и Приднестровья с Украиной на юге. Общая протяженность зоны безопасности – 225 километров вдоль линии Днестра.
     - То есть вы контролируете берег?
     - Мы контролируем территорию, то есть зону безопасности, которая носит характер буферной зоны между конфликтующими сторонами. Вся зона безопасности разбита на три участка для удобства управления и принятия решений. Это северный, центральный и южный участки зоны безопасности. В силу того, что активных боевых действий между конфликтующими сторонами на северном участке не велось, контрольно-пропускных пунктов, комендатур сейчас на нем нет. Но этот участок все равно находится под контролем. Центральный участок и южный – это Дубосарский и Бендерский участки. Это те, на которых с декабря 1991 по август 1992 года велись ожесточенные бои, активные столкновения между двумя конфликтующими сторонами. И все структурные подразделения совместных миротворческих сил, посты, КПП и комендатуры размещены на этих двух участках. На Дубосарском, центральном, участке размещено 8 постов и КПП, военная комендатура российских миротворцев. На южном участке, Бендерском, – 7 постов и КПП, военная комендатура города Бендеры. Город Бендеры решением объединенной контрольной комиссии и соглашением отнесен к району с повышенным режимом безопасности, то есть это тот район, в котором на протяжении практически с 1992 по 2001 год, считайте, 9 лет, был режим комендантского часа. Только в сентябре 2001 года режим комендантского часа был отменен. Кроме постов и контрольно-пропускных пунктов на этих участках размещены еще группы оперативного реагирования. Это группы, которые находятся в постоянной боевой готовности со сроком 10 минут.
     - И они совместные?
     - Нет, от каждого контингента своя группа. Но каждой группе ставится задача на совместное выполнение задач. Задача этих групп – оперативное реагирование на любые инциденты, конфликты с применением оружия, какие-то массовые выступления, которые могут нанести ущерб стабильности в зоне безопасности.
     - А с того времени, как вы находитесь в своей должности, за прошедшие 9 лет были ли какие-то серьезные столкновения, конфликты?
     - Мы стараемся все задачи решать не силой, а убеждением людей. И пока нам удавалось все возникшие конфликты урегулировать мирными, дипломатическими, политическими или, скажем так, договорными средствами. И группам оперативного реагирования, и объединенному военному командованию, и объединенной контрольной комиссии удавалось мирными средствами разрешить ситуацию.
     - А какова специфика подготовки ваших подчиненных с учетом того, что они одновременно выполняют и политическую функцию?
     - Задачи по комплектованию российского миротворческого контингента возложены с 1996 года на оперативную группу российских войск, которая размещена в Тирасполе. До 1996 года комплектование шло из воинских частей на территории Российской Федерации. На начальном этапе это были десантники Тульской и Псковской дивизий. Затем миротворческие подразделения из 27-й мотострелковой дивизии. Они перебрасывались с помощью военно-транспортной авиации, железнодорожным транспортом. Приходили с полным снаряжением, боевой техникой, с запасами боеприпасов, продовольствия на полгода. Но в связи с тем, что требовались очень большие финансовые затраты на передислокацию, задачи были переложены на оперативную группу.
     В оперативной группе в течение года готовится миротворческое подразделение. Имеется программа подготовки миротворческих подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с этой программой идет подготовка личного состава подразделения, которое потом вольется в состав совместных миротворческих сил. При отборе военнослужащих в миротворческое подразделение проверяется состояние их здоровья, как физического, так и психического. Затем – профессиональная подготовка и морально-психологическая устойчивость. После того как скомплектованы подразделения, идет подготовка по этой программе. За полтора месяца до включения подразделения в состав совместных миротворческих сил командование российским миротворческим контингентом производит проверку готовности этого подразделения к заступлению на посты. Мы проверяем укомплектованность и по численности, и по качеству. Предъявляем те требования, о которых я уже сказал. Проводим с ними тактико-специальные занятия, тактико-специальные учения.
     Затем проверяется техника методом прогона, проводится марш бронированной и автомобильной техники. Это все делается для того, чтобы нам не оказаться в неприятной ситуации, когда где-то какая-то единица техники неожиданно станет. Затем составляем акт приема, который высылаем в адрес Главного командования Сухопутных войск. После этого издается приказ о прибытии воинского подразделения в состав совместных миротворческих сил и начале выполнения миротворческих задач.
     - А военнослужащие срочной службы проходят у вас службу? Каков вообще количественный состав российского контингента?
     - Согласно Указу Президента РФ в «горячих точках» служат только военнослужащие контрактной службы. Управление воинским контингентом составляет 30 человек. Это офицеры, которые прибывают в командировку с территории Российской Федерации из всех военных округов Вооруженных Сил нашей страны. В подразделении, которое приходит из состава оперативной группы, 56 офицеров. То есть всего 86. По положению на постах и контрольно-пропускных пунктах должен быть старший офицер или прапорщик.
     Всего же в настоящее время в составе российского миротворческого контингента 400 человек. А с учетом молдавского и приднестровского контингентов – 1.200.
     - То есть умножаем на 3, получаем 1.200...
     - В рамках Одесского соглашения «Укрепления мер доверия и развития контактов» был определен количественный порог для молдавского и приднестровского контингента – не более 500 человек. Российская сторона не ограничена этим соглашением в плане численности своего контингента. Но мы поддерживаем свой численный состав на уровне этих двух сторон.
     - А такого количества – 1.200 человек – достаточно?
     - Возможны политические решения по усилению составляющих контингентов и молдавского, и российского, и приднестровского. Но в настоящее время и объединенная контрольная комиссия, и главное военное командование исходят из принципа минимальной необходимости. Естественно, в случае возникновения каких-либо конфликтов предусмотрено выдвижение войск.
     - В прессе сообщалось, что в составе российского контингента был вертолетный полк. Это так?
     - Для выполнения миротворческих задач объединенной контрольной комиссией была переведена отдельная вертолетная эскадрилья из состава авиации, которая дислоцировалась в Тирасполе. И до сентября 2002 года отдельная вертолетная эскадрилья успешно выполняла задачи в рамках объединенной контрольной комиссии по контролю за зонами безопасности. Ей были определены задачи по огневой и авиационной поддержке подразделений миротворческих сил. Если вы помните события в Чеченской Республике, когда из-за усталости и износа несущих винтов произошло падение вертолета, Главный штаб ВВС летную деятельность прекратил, но отдельная вертолетная эскадрилья из состава совместных миротворческих сил не выводилась. Она до сих пор придана объединенной контрольной комиссии.
     - Значит, вертолеты есть, но не летают...
     - Имеем 4 вертолета Ми-24 и 4 вертолета Ми-8.
     - А вам они нужны? Для реального выполнения задач?
     - Одна из главных задач совместных миротворческих сил – контроль за выполнением договоренностей, которые были достигнуты. В зоне безопасности взяты гарантийные обязательства не осуществлять воинскую деятельность в плане маршей, учений, не возводить какие-либо фортификационные сооружения. И одним из методов контроля за соблюдением этих договоренностей был контроль группами военных наблюдателей в зоне безопасности. Они выполняли свои обязанности и с помощью вертолетов облетая зону безопасности. В одну сторону шли по молдавскому берегу зоны безопасности, в обратную – по днестровскому. И смотрели, с вертолета прекрасно видно, есть ли перемещение воинских подразделений, техники, вооружения. Сейчас контроля с воздуха нет, но тем не менее подвижные группы, мобильные группы военных наблюдателей на автомобильном транспорте выполняют ту же задачу, причем успешно.
     - Вы сказали о том, что с 1998 года в рамках Одесского соглашения «Об укреплении мер доверия и развития контактов» Украина также стала участницей миротворческой операции. Это участие ограничено только присутствием группы военных наблюдателей, которые входят в состав объединенного военного командования?
     - Было бы, конечно, неправильно, если бы государство, которое непосредственно граничит с Приднестровьем и Молдовой, осталось в стороне от всех тех политических мероприятий, всех тех событий, которые происходят в Молдавии и Приднестровском регионе. Поэтому в 1998 году в Одессе и было подписано соглашение между двумя конфликтующими сторонами, где в рамках этого документа к участию в миротворческой деятельности присоединилась и Украина. Кстати, активно настаивала на участии Украины приднестровская сторона, но она не настаивала, чтобы был и украинский миротворческий контингент. Украина ограничила свое участие группой военных наблюдателей в количестве 10 человек, что соответствует количественному составу и российских наблюдателей, и молдавских, и приднестровских...
     10 совместных групп по 4 человека: российские, украинские, молдавские и приднестровские наблюдатели, которые «бороздят», если можно так выразиться неформальным языком, зону безопасности на предмет обнаружения каких-то отступлений от договоренностей. В их задачу входит контроль воинских формирований, воинских подразделений одной и второй стороны, подразделений силовых структур – молдавской полиции и приднестровской милиции, работа с представителями местных органов власти на предмет выявления каких-то моментов, связанных с появлением неподконтрольных сторон и даже подконтрольных воинских формирований. Они составляют письменный доклад в адрес объединенного военного командования. Этот доклад мы в свою очередь обсуждаем, формируем и в виде доклада объединенного военного командования о состоянии дел в зоне безопасности за неделю кладем на стол объединенной контрольной комиссии для рассмотрения и принятия в случае необходимости каких-то решений.
     - В последнее время заговорили об изменении формата миротворческой операции. В каком направлении может идти коррекция этого формата?
     - 18 марта прошлого года в Москве было подписано соглашение, в одном из пунктов которого говорится, что Россия не возражает против смены формата миротворческой операции, но при условии определения статуса Приднестровья. То есть статус Приднестровья – это критерий для смены формата.
     Давайте проанализируем: кому и зачем необходима смена формата? Операция идет успешно. Нет гуманитарных катастроф, нет боестолкновений, люди живут в мире и согласии. Простой народ прекрасно осознает, для чего там находятся миротворческие силы. Нет никаких противоречий с местным населением. У нас средства общения, язык общие. Мы прекрасно понимаем друг друга, потому что говорим на одном языке – русском. Россия сегодня пользуется огромным авторитетом на территории Молдавии у простых жителей. У большей части населения сохраняется уважение, любовь к Российской Федерации, и, разумеется, доверие ей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex