Среди множества книг, постоянно пополняющих информационный рынок, внимание офицера прежде всего привлекают книги на военную тему. И если по военно-исторической проблематике книг сегодня немало, в том числе с самыми смелыми оценками и версиями, то политологический срез военной тематики представлен слабо. Поэтому настоящим событием в этой области стало появление книги под общей редакцией профессора В.И. Анненкова
«Военная сила в международных отношениях», вышедшей в московском издательстве «Русавиа».
Книга, к сожалению, издана небольшим тиражом. Между тем она заслуживает, как представляется, широкого распространения в вузах в качестве учебного пособия, так как по глубине охвата самых актуальных проблем современных международных отношений, роли и места военной силы в них она, видимо, превосходит все написанное на эту тему за последнее десятилетие.
Авторский коллектив в составе В.И. Анненкова, С.Н. Баранова, О.П. Иванова, В.В.Круглова и
А.В. Моисеева сумел очень обоснованно изложить современные взгляды на войны и вооруженные конфликты, сущность и подход к анализу военно-политической обстановки. Авторами определены понятие, сущность военной безопасности и структурные элементы системы ее обеспечения, показаны взаимосвязь стратегической стабильности и ядерного сдерживания. Проведен системный анализ и показаны политические основы применения военной силы США. Рассмотрена сущность терроризма как асимметричное проявление силы в международных отношениях.
«В общественных науках, - указывают авторы во введении, - есть подтвержденные исторической практикой незыблемые истины и аксиомы. Так, например,
военная сила являлась и является определяющим фактором развития международных отношений, война (военный конфликт) есть продолжение политики иными, насильственными средствами. Источники и причины применения военной силы находят отражение и аккумулируются во внутренней и внешней политике государства. Поэтому решения на применение военной силы всегда формируются в недрах политики, так как вне политики никакого военного насилия быть не может. При этом состояние войны (вооруженного конфликта) между государствами или различными группами (классами) внутри общества возникает лишь тогда, когда начинается вооруженное насилие».
С таким взглядом на соотношение войны и политики можно согласиться. Он тем более своевременен в связи с наметившейся тенденцией считать возможным ведение войны и без применения военной силы.
Некоторые аналитики утверждают, что война сегодня - это в первую очередь экономическая, дипломатическая, психологическая и информационная борьба, а вооруженная борьба отодвигается на второй план. Согласно этой точке зрения войну характеризует «не вид насилия, а основные ее сущностные признаки: бескомпромиссная борьба с применением средств насилия, победа одной из сторон и поражение другой, существенное изменение соотношения сил, а в итоге - иная их расстановка на международной арене».
Однако, как указывают авторы книги, при этом игнорируется, что суть войны, главный ее признак - процесс вооруженной борьбы:
«Война в подлинном ее смысле связана с военными действиями. Возрастающая роль других видов борьбы не может изменить сущность войны. Во время войны при решающей роли вооруженной борьбы продолжают применяться и все другие виды борьбы (экономическая, идеологическая, психологическая, информационная и др.)».
Конечно, в последние годы существенно изменилось соотношение военной и невоенных сил, обеспечивающих достижение политических целей. И на это обстоятельство в книге акцентируется внимание. Значение и удельный вес невоенной силы значительно возросли. Появилась возможность достижения политического, экономического и духовного господства над народами и странами, навязывания им угодных для мировых центров силы моделей развития без применения военной силы. Для этого целенаправленно задействуют дипломатическую, экономическую, информационную и иные виды борьбы. Но и в этих новых исторических условиях военная сила не только сохранила свое значение, но даже усилила свои позиции. Сам факт ее наличия у того или иного государства придает больший вес его политическим, дипломатическим, экономическим акциям.
Оправданным представляется включение в книгу девяти приложений, в которых выражена квинтэссенция важных теоретических положений, сформулированных авторским коллективом. Прикладное значение имеет, в частности, то, что авторы сформулировали показатели оценки угроз военной безопасности Российской Федерации, изложили свой взгляд на проблему асимметрии в обеспечении национальной (военной) безопасности РФ, на новые средств ведения войны.
К этому надо добавить, что авторы книги - одни из немногих отечественных исследователей, которые не зацикливаются на рассмотрении особенностей военной политики ведущих стран западной цивилизации. Они справедливо отмечают, что мир стал ярко выраженно многоцивилизационным и западные ценности перестали видеться универсальными. Существует фундаментальная противоположность основных цивилизационных парадигм -
западной, латиноамериканской, восточноевропейской, исламской, индуистской, китайской и японской.
Можно согласиться с авторами книги и в том, что международную обстановку характеризует
растущая непредсказуемость. В книге идет речь о возможности реализации одной из трех моделей мироустройства.
Модель 1.
Однополюсный мир.
Основа - всемогущество США, которые в экономическом, финансовом, военном, информационном и социальном планах выглядят впечатляющим образом. Эта сверхдержава сознательно встала на путь глобальной гегемонии. Она умножает усилия, выделяя все более растущую долю ресурсов на интервенции в мировом масштабе. Умелая мобилизация ресурсов и своевременное ослабление потенциальных противников гарантируют США положение лидирующей державы мира как минимум на ближайшие 25 лет.
Модель 2.
Многополюсный мир.
Фаза подъема одного из субъектов мировой политики не может длиться бесконечно, что в конечном итоге приведет к становлению многополюсного мира. Многополярность станет свершившимся фактом в ходе противостояния за региональную гегемонию между мировыми центрами силы. Политическая структура многополюсного (или полицентричного) мира будет состоять из достаточно автономных центров, имеющих собственный арсенал ядерного оружия и космических систем, отчетливо выраженную самобытную культуру. Каждый центр обретет собственную сферу влияния.
Эта модель близка к классической модели баланса сил. Через 15-20 лет, отмечается в книге, можно будет говорить о следующих мировых центрах: США, Евросоюз, Российская Федерация, Китай, Индия и Япония.
Модель 3.
Семь цивилизаций.
Западная цивилизация. Пик - 1920 год. 25,5 млн. квадратных миль из 52,5 млн. общей земной поверхности. К началу XXI века зона контроля уменьшилась до 12,7 млн. квадратных миль (Западная и Центральная Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия). Пик промышленного доминирования пришелся на 1928 год - 84,2 процента мирового производства, 1950 год - 64,1 процента, 2000 год - 48,8 процента. К 2015 году доля Запада в мировом валовом продукте составит примерно 30 процентов. В 1990 году Запад командовал 44 процентами военнослужащих планеты, а в конце XX века - только 21 процентом.
Латиноамериканская цивилизация.Эта цивилизация пока мирится с некоей «второсортностью». Она маневрирует, привлекая японские и западные капиталы, соглашаясь на роль младшего партера Запада. В 1900 году охватывала 3,2 процента земного населения, в 2025 году, по прогнозу, - 9,2 процента. Это не обещает ей быстрого взлета.
Восточноевропейская цивилизация. Отличается православием, коллективизмом, особой трудовой этикой, отличающимся от западного менталитетом, различием взглядов элиты и народных масс. В 1900 году к православной цивилизации относились 8,5 процента населения Земли, в 2025 году, как прогнозируется, - всего 4,9 процента. В 1980 году в ней производилось 16,4 процента мирового валового продукта, в конце XX века - 6,2 процента.
Мусульманская цивилизация. В 1900 году численность населения в странах с доминированием ислама в духовной сфере составляла 4,2 процента, в 2025 году, по прогнозу, - 19,2 процента. Доля промышленного производства поднимется с 2,9 процента мирового валового продукта в 1950 году до 15 процентов в 2025 году.
Индуистская цивилизация. Она готова в духовной сфере противостоять буддизму на юге и востоке, исламу - на западе и севере. Индия через 15-20 лет будет самой населенной страной и в 2025 году окажется по валовому внутреннему продукту четвертой державой мира.
Японская цивилизация. На ее долю в 2025 году придется 1,5 процента мирового населения и 8 процентов мирового валового продукта.
Китайская цивилизация. Она осуществляет сплав новейших технологий и традиционного стоицизма (терпеливости и стойкости в жизненных испытаниях), демонстрирует исключительный рост самосознания, отрешение от прежнего комплекса неполноценности. В 1950 году на Китай приходилось 3,3 процента мирового валового продукта, к концу XX века - более 10 процентов. Через 25-30 лет Китай может стать первой экономической державой мира, в которой будет проживать не менее 21 процента мирового населения...
В порядке пожелания авторскому коллективу можно было бы указать на целесообразность еще больше внимания уделить в дальнейшем анализу эволюции политико-военной мысли Китая, обладающего своей национальной школой стратегического мышления, существенно отличающейся как от англо-саксонской, так и от российской. Это особенно важно с учетом сделанного в книге прогностического вывода о предстоящем геополитическом подъеме Китая.
При этом замечании надо оговориться, что авторы уже движутся по правильному пути. Они резонно поступили, поместив в качестве одного из приложений своей книги «Тридцать шесть стратагем» изложение древнекитайского военного трактата, позволяющего проникнуть в «ход мысли» китайских императоров и полководцев и в какой-то мере ознакомиться с особенностями менталитета национальной элиты Поднебесной.
Поясним: стратагема - это некий алгоритм политико-военного поведения, направленного на решение той или иной задачи с многоаспектным учетом особенностей ситуации, включая психологию противника.
«36 стратагем», как отмечают авторы книги, представляет собой трактат «о секретах победы над любым противником и в любых обстоятельствах, секретах власти». Присутствие в трактате большого количества «военных» слов, считают они, обусловлено чисто историческими причинами. Действительно: практически каждый древний правитель был предводителем своего войска, полководцем. Недостатка во врагах (внешних и внутренних) тогда, как, впрочем, и сейчас, не было. Поэтому борьба за существование приобретала первейшее и важнейшее значение и для отдельных индивидуумов, и для целых государств.
«Китайская мудрость - это наука бодрствования духа, чуткого отслеживания «текущего момента», - отмечают авторы. - Ее главный вопрос - не что, даже не как, но когда? Когда действовать и когда хранить покой? Когда «быть» и когда «не быть»? Ключевые понятия китайской мысли - это «случай», который в жизни мудрого оказывается неизменной судьбой; всеобъятная «сила ситуации», которая без видимого воздействия направляет движение всего мира; сокрытый импульс жизни, определяющий изнутри природу каждой вещи».
Древнекитайские стратеги исходили из того, что «случай - это встреча человека с его судьбой и мгновение, в которое решается, быть ли победе или поражению». Быть мудрым по-китайски - значит «просто уметь все делать вовремя, без остатка переносить себя в целокупное движение жизни», однако не выдавать своего присутствия, быть «некоронованным повелителем» мира, «драконом, сокрытым в облаках». Или, как говорится в древнекитайском трактате,
«все обнажить - значит все утаить».
Мудрого политика китайцы любили уподоблять зеркалу, которое выявляет все вещи, никак себя не выказывая. Видимая скромность, неприметность человека и есть лучший знак власти. Как гласит старинная китайская пословица, «настоящий человек не показывает себя, а кто показывает себя, тот не настоящий человек»...
Авторский коллектив сформулировал пять основных выводов из своего долгосрочного прогноза. В своем видении геополитических контуров будущего авторы исходят из того, что западная цивилизация в XXI веке
еще долго будет сохранять первенство, но потеряет всемогущество. Претензии на «всеобщность» своих ценностей сталкивает Запад прежде всего с исламской и китайской цивилизациями. Выживание Запада во многом будет зависеть от понимания им в целом уникального (а не универсального) характера своей цивилизации, от степени готовности к жертвенности и способности выработать эффективную стратегию.
Основные положения долгосрочного прогноза авторов книги таковы.
1. Цивилизационное и межгосударственное жесткое соперничество из-за земных пространств и невосполнимых ресурсов. Ближайший мировой кризис породит геополитический подъем Китая.
2. Начало упадка мировых лидеров нанесет удар по мировым фондовым биржам, приведет к хаосу в мировой торговле, вызовет деградацию производства. Все это ужесточит межгосударственные отношения, обострит конкурентное соперничество и может привести к вооруженным конфликтам и войнам.
3. Мировая стагнация экономики обусловит социальную поляризацию и сделает безнадежными попытки удержать социальный мир. Всеобщее ожесточение будет связано с неприятием Соединенными Штатами Америки своего относительного ослабления, что приведет к противостоянию - вплоть до глобального катаклизма.
4. Цивилизационные противоречия не поддаются компромиссам. Произойдет та или иная форма конфронтации Запада против коалиции китайской и исламской цивилизаций и даже более широкая конфронтация «Запад против не-Запада», ведущая к хаосу.
5. Запад будет усиливать противостояние прочему человечеству в условиях растущей многополярности. Конечный конфликт разразится вследствие того, что международный политический менеджмент, система международных организаций (начиная с ООН), третейский арбитраж станут неадекватны встающим перед человечеством проблемам.
«Вышеизложенное, - говорится в книге, - позволяет констатировать, что возникает ощущение кризисного грядущего развития». Этот вывод авторов воспринимается несколько пессимистично. Но, как принято говорить, «вооружен - значит вооружен». Тем более что будущее - как отдельного человека, так и государств и человечества в целом - всегда многовариантно.