на главную страницу

3 Ноября 2010 года

Культура

Среда

Леонид БРОНЕВОЙ:
«МОЛОДЫЕ НЕ КАЖУТСЯ МНЕ НА ОДНО ЛИЦО»

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Увидев народного артиста СССР Леонида Броневого перед входом в одну из петербургских гостиниц, я сразу вспомнил сетования коллег-журналистов на его неконтактность и некую суровость. И все же рискнул подойти и побеседовать с мэтром отечественного театра и кино. Оказалось, что Леонид Сергеевич - человек весьма душевный и слушать его - одно удовольствие. Благо и рассказать есть о чем.


     - Леонид Сергеевич, в военной форме вас легко представить - «Семнадцать мгновений весны» смотрели все. А в отечественной форме доводилось сниматься?
     - А как же! Правда, не все меня запомнили в «Небесах обетованных», где я снялся в роли полковника Семена Ефремовича. Вообще к людям военным отношусь с симпатией: у них непростая служба, это призвание настоящих мужчин.
     - Знаю, что у вас был непростой путь к актерскому признанию. Изначально стремились к этой профессии или же довелось попробовать себя и в каких-то других?
     - Мама у меня была бухгалтером, отец имел юридическое образование: семейных традиций я не продолжил. Но родители отправили меня учиться играть на скрипке в музыкальной десятилетке при Киевской консерватории. Правда, проучился недолго - всего два класса. Потом началась война, последовали эвакуация и сдача экстерном школьной программы, получение аттестата.
     Поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского. Студенческий период был голодным, поэтому приходилось подрабатывать: переводил стихи узбекских поэтов по русскому подстрочнику, потом работал диктором на радио. В шесть утра мы с приятелем-узбеком открывали эфир: я читал по-русски, он по-узбекски. Но вот как-то утром коллега не пришел. Ко мне вбегает редактор и спрашивает: «Ты можешь по-узбекски начать передачу?» Я говорю: «Не знаю, надо потренироваться».– «Некогда тренироваться, через три минуты эфир. Давай, поехали». До сих пор я помню то, что произнес, когда «поехал» в эфире.
     Работал в закусочной аккордеонистом: выучил все песни Вертинского, Лещенко и Козина, так как не только играл, но и пел. Вообще чем только не занимался! Помню период по приезде в Москву, когда мой приход в Театр им. А.С. Пушкина отложили на осень. А жить с дочерью на что-то надо. Пришлось подрабатывать в сквере на Тверском бульваре: летом там традиционно собирались любители поиграть в шахматы и домино. Ставки были невелики, и я зарабатывал за день около рубля, но на прокорм хватало...
     - Успех пришел к вам после сериала «Семнадцать мгновений весны». Каков, на ваш взгляд, нынешний уровень сериалов?
     - Что вы хотите ожидать, если за 12 часов надо снять полсерии, а за сутки - серию! Когда актеры просят: «Надо разобраться, надо понять...», а им отвечают: «Ничего не надо понимать! Текст есть - и играйте». А ведь еще должен быть свет, который надо грамотно установить, чтобы половина лица актера в кадре не была в тени. Много нюансов. От прежней щепетильности в работе над сериалами не осталось и следа.
     - Леонид Сергеевич, не удержусь, чтобы не отметить: вы в прекрасной творческой форме. Но знаю от ваших коллег, что нередко, несмотря на лестные отзывы, вы сами бываете недовольны игрой...
     - Да, не всегда получается. Через себя трудно перепрыгнуть, приложив все силы. Успех спектакля зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, от взаимоотношений актеров, их связи со зрительным залом. Впрочем, самочувствие из этого списка исключается: пусть у тебя болит желудок, но играть ты должен хорошо и с больным животом.
     В свое время прошел хорошую школу в театрах Магнитогорска, Оренбурга, Грозного и других. Там, в провинции, актер трудится куда больше, чем в столице: приходится готовить по 4—5 спектаклей в год. И нет приработков: ни в кино, ни на местном телевидении, ни на радио. Можно только в случае удачи драмкружок вести. В Иркутске мне удалось его организовать. Да и то потому, что за те же деньги - 60 рублей в месяц - пообещал еще и хор создать.
     - Вас радует включение в репертуар театра «Вишневого сада»? Это же классика, а значит, особая ответственность...
     - Наш художественный руководитель Марк Анатольевич Захаров никогда ничего не берет в репертуар, пока досконально не разберется в материале, общаясь с нами, со студентами в вузе, где он преподает. Совместно ищем ответы на вопросы: «Надо ли это брать? Для чего это брать? Как это выразить и в какой форме?» Мучительнейший процесс. Плюс, как учил великий режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко, успех на 50 процентов зависит от распределения ролей.
     На репетициях «Вишневого сада» мне казалось, что ничего не получается. Иногда это высказывал, иногда страдал молча. Но, как всегда, ошибался. Когда кажется, что в учебе ничего не получается, в бою получится. И наоборот, когда кажется, что все изумительно, на деле выходит плохое кино или плохой спектакль. «Вишневый сад» - это сложная машина, которая, если залить ее хорошим бензином, пойдет нужным ходом, и все будет прекрасно. Я поклонник этого спектакля, где замечательно играют Александра Захарова, Александр Збруев и другие мои партнеры. Молодые актрисы, которых пригласил Марк Захаров, прелестны каждая по-своему.
     - Для молодежи вы живая легенда. А как сам Броневой относится к начинающим коллегам?
     - Недавно замечательную актрису Аллу Демидову спросили: «Что такое возраст и старость?» Она ответила так: «Не смогу сформулировать сама, но один мудрый старик-грек мне сказал, что, во-первых, это бессонница, а во-вторых, одиночество. Но еще лучше сказал другой старик, на этот раз английский: «Возраст и старость, это когда все молодые нам кажутся на одно лицо и когда мы ненавидим их за это лютой ненавистью». Сказано здорово, но лично я с этим не соглашусь, потому что очень люблю молодых. Как и в целом в труппе, отношение к молодым самое доброжелательное. Не лезем к ним с лишними замечаниями: молодежь этого не любит.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex