Биографическая справка
ШЕВЦОВА Татьяна Викторовна родилась в г. Козельск Калужской области в семье военнослужащего. В 1991 году окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.
На государственной службе с 1991 года. Прошла путь от государственного налогового инспектора до заместителя руководителя Федеральной налоговой службы РФ. Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса, кандидат экономических наук. Награждена орденом Почета. Удостоена звания «Заслуженный экономист Российской Федерации».
В мае 2010 года в порядке перевода из Федеральной налоговой службы приказом министра обороны РФ была назначена советником главы оборонного ведомства.
В августе 2010 года указом Президента Российской Федерации назначена заместителем министра обороны Российской Федерации.
- Татьяна Викторовна, какие изменения предусмотрены приказом? Какова была необходимость менять действовавшую до его подписания систему обеспечения военнослужащих жильем?
- В первую очередь приказом оговорены меры, приводящие нормативную базу по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями в соответствие с действующим законодательством России.
Главными его аспектами являются применение принципа социальной справедливости при распределении жилья военнослужащим и создание системы максимальной прозрачности при решении данного вопроса. То есть сведен к минимуму личностный фактор во взаимоотношениях военнослужащих и лиц, принимающих решение при распределении жилья. Новый механизм исключает возможность злоупотребления на местах.
В связи с этим отменен институт жилищных комиссий, через которые ранее жилье распределялось, и создана единая для военнослужащих очередь. Принцип ее построения - дата признания военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье и избранное им место жительства.
- Поясните, пожалуйста...
- Раньше в каждой воинской части была своя очередь на жилье. При переводе к новому месту службы военнослужащий должен был сняться с нее, чтобы стать в новую очередь уже в другой воинской части, становясь при этом последним в порой очень длинном списке очередников. И такая ситуация могла повторяться несколько раз, ведь постоянные переезды - неизменные спутники жизни военнослужащего. При этом по старому месту службы военнослужащий мог находиться вторым-третьим, а то и первым в очереди на получение жилья, а при переезде попадал в самый конец списка. И, на наш взгляд, это было несправедливо. Создание же единой очереди эту проблему исключает.
Далее нами определен четкий и понятный перечень документов, необходимых для получения квартиры. Они все перечислены в утвержденной приказом инструкции.
Приказом также ликвидирована многоуровневая система распределения жилья. Если ранее квартиры выделялись пропорционально по видам и родам Вооруженных Сил, то теперь военнослужащий напрямую получает персональное извещение от Министерства обороны о предоставленной ему квартире исходя из избранного им места жительства и норм предоставления жилья, предусмотренных законодательством, независимо от того, к какому виду и роду войск он относится.
- А что станет с теми, кто состоял на учете до введения в действие нового приказа?
- Все они сохраняют право состоять в очереди до получения жилья без каких-либо дополнительных процедур и перерегистрации.
- Татьяна Викторовна, кто и как будет формировать уполномоченный орган по созданию единого реестра очередников на жилье?
- В мае этого года при Министерстве обороны создан Департамент жилищного обеспечения, который будет заниматься и уже занимается вопросами обеспечения жильем.
Одновременно в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хабаровске и Ростове-на-Дону созданы территориальные органы, действующие в границах новых военных округов.
- Будет ли в реестре очередников предусмотрен единый подход к выделению жилья для генералитета и для остальных категорий военнослужащих?
- Ценность единой очереди - единый подход к процессу распределения жилья исходя, как я уже отметила, из даты признания военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье и избранного места жительства.
- Однако может случиться и так, что сразу у нескольких военнослужащих могут совпасть и дата признания нуждающимися в постоянном жилье, и избранное место жительства. Кто тогда будет иметь преимущественное право на его получение?
- К примеру, если 100 военнослужащих признаны нуждающимися в жилье в один и тот же день и все эти сто человек избрали местом жительства, допустим, Московскую область, то приоритет получат те, у кого на данный момент будет больше общая продолжительность военной службы.
- Татьяна Викторовна, каким образом выбираются регионы и площадки для постройки жилья в интересах Министерства обороны?
- Мы исходим из потребности военнослужащих в жилье в избранном ими месте жительства.
- Интересно, что произойдет, если военнослужащий, пользуясь своим законным правом в выборе места жительства, отказался от предлагаемой жилплощади?
- Изменение военнослужащим ранее заявленного им места жительства влечет за собой обеспечение его жильем в более поздние сроки, ведь квартиры приобретаются под фактическую потребность, заявленную военнослужащими на начало планового периода.
- Хотелось бы знать, будет ли доступен для ознакомления всеми очередниками создаваемый единый список?
- Да. И эту норму мы ввели в первую очередь в интересах самих военнослужащих. Очереднику будет предоставлена возможность через Интернет удостовериться на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в том, что он действительно внесен в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье.
Также у военнослужащего будет возможность проверить дату постановки на учет, число принятых на учет членов его семьи, избранное им место жительства. При этом будут соблюдены требования законодательства о защите персональных данных.
- Татьяна Викторовна, неоднократно озвучивалось, что для военнослужащих, ставших в очередь на получение жилья до 2005 года, квартирная проблема будет решена до конца этого года. Получится ли?
- Выполняя задачу, поставленную Президентом России, Министерство обороны взяло на себя обязательство в 2009-2010 годах обеспечить постоянным жильем 90 тысяч 700 военнослужащих.
На сегодняшний день 37 тысяч из них уже заселились в квартиры, 22 тысячи находятся в процессе заселения - оформляют все необходимые для этого документы и более 31 тысячи получат извещения о распределении им жилья до конца года.
Таким образом, Министерство обороны держит данное слово и выполняет взятые на себя обязательства.
- Не так давно некоторые СМИ заявили, что Министерство обороны имеет сегодня на балансе 135 тысяч незаселенных квартир...
- Сразу обращу ваше внимание на несоответствие этой информации существующей действительности. Кто-то и что-то недопонял...
Речь идет о 35 тысячах квартирах, повторю - о 35 тысячах, которые имеют высокую степень строительной готовности и будут введены в эксплуатацию до конца текущего года. Они-то и будут распределены военнослужащим.
- А что будет с теми, кто только сегодня приобретает право на получение жилья? Каковы их перспективы на получение жилья в обещанные сроки?
- Категорию военнослужащих, не являющихся участниками накопительно-ипотечной системы кредитования, мы планируем обеспечить жильем в течение 2-3 лет. В этом году необходимые финансовые средства уже выделены. Выделение заявленных Министерством обороны средств на 2011 год в сумме 59,3 млрд. рублей правительством поддержано. Средства, необходимые на 2012-2013 годы, Министерством обороны просчитаны, заявка направлена на правительственную комиссию.
- Спасибо за интервью, Татьяна Викторовна!