на главную страницу

9 Ноября 2010 года

Страна и мир

Вторник

В преддверии двух саммитов

Владимир ОЛЬГИН.



Накануне предстоящего саммита НАТО (19-20 ноября) и саммита Совета Россия - НАТО (20 ноября) в Лиссабоне военно-политическое руководство альянса предприняло попытку еще раз прояснить позицию Москвы по ключевым аспектам российско-натовских отношений.
2 ноября в российской столице побывал и провел встречи с руководством Министерства обороны РФ верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис. А на следующий день - генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен, который был принят Президентом России Дмитрием Медведевым и который провел отдельные переговоры с главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым. С чем же выходят обе стороны к Лиссабону? И чего нам ждать от НАТО?

     
Позитивный настрой

     Квалифицируя нынешнее состояние российско-натовских отношений, Дмитрий Медведев заявил в ходе беседы с Андерсом Расмуссеном в Кремле, что за последнее время отношения между Россией и альянсом «стали более продуктивными, более насыщенными». «И нас это радует, потому что это дает возможность более внимательно развивать сотрудничество и создавать более прочную систему безопасности в Европе и мире», - подчеркнул он при этом.
     В ответном слове его натовский гость высказал мнение, что лиссабонский саммит, в котором намерен принять участие и Президент РФ Дмитрий Медведев, не только даст «свежий старт отношениям между НАТО и Россией, но и ознаменует модернизацию взаимных отношений». И для этого, заявил он, есть все возможности. Он согласился с мнением российского лидера о том, что в последнее время в отношениях между НАТО и Россией достигнут существенный прогресс, и выразил надежду на то, что они будут развиваться в том же направлении. Дмитрий Медведев отметил, что ему понравилось прозвучавшее слово «модернизация» российско-натовских отношений. «Слово «модернизация» сейчас у нас в стране очень популярно», - напомнил он Андерсу Расмуссену.
     Российское руководство заявило о своей заинтересованности в том, чтобы на лиссабонской встрече на высшем уровне были приняты ответственные и дальновидные решения, в которых был бы зафиксирован переход от этапа преодоления последствий «холодной войны» к этапу выстраивания реального стратегического партнерства, необходимого для решения общих задач в сфере безопасности. Действительно, такая договоренность сказалась бы в позитивном ключе на всей международной атмосфере, и прежде всего на процессе реального укрепления глобальной и региональной безопасности в новых геополитических условиях. Напомним: такая безопасность, как считает Москва, должна быть равной, а с военно-политической и географической точек зрения - неделимой, то есть исключающей появление зон с разной степенью безопасности для различных групп государств.
     Москвой особо была подчеркнута важность строгого следования принципам взаимовыгодного взаимодействия с трансатлантическим союзом, которые были утверждены в российско-натовском Основополагающем акте, принятом в 1997 году, и в Римской декларации «Отношения России и НАТО: новое качество», согласованной пять лет спустя после этого. Было высказано и твердое пожелание о превращении Совета Россия - НАТО, созданного в 2002 году и являющегося основным политическим консультативным органом сторон, в эффективно работающую структуру «при любой политической погоде», что имело бы большое практическое значение для укрепления региональной и глобальной безопасности.
     Встречи в Москве показали наличие обоюдной заинтересованности в выведении отношений России с трансатлантическим союзом на качественно новый уровень прежде всего в таких сферах, как противодействие терроризму и пиратству, распространению оружия массового поражения и наркотических средств. В последнем случае активное участие НАТО имело бы большое значение, так как альянс практически мало что сделал в плане искоренения опиатов в Афганистане, что привело к многократному увеличению объема их производства после ввода туда натовских контингентов девять лет назад.
     У Андерса Расмуссена особый оптимизм прозвучал относительно возможности достижения договоренности с нашей страной по трем первоочередным направлениям: расширению транзита военных грузов
     НАТО через российскую территорию в Афганистан (и даже в обратную сторону) с последующим подписанием нового соглашения по этому вопросу; углублению антинаркотического сотрудничества в этой стране, особенно в сфере подготовки наркополицейских, и обеспечению поставок российских вертолетов для нужд афганской армии.
     
Приглашение
     к участию в ПРО

     Гость из штаб-квартиры альянса более предметно, чем прежде, изложил дополнительные соображения относительно возможного участия России в создании совместной системы противоракетной обороны на европейском континенте.
     В частности, Андерс Расмуссен высказался за возобновление практики проведения совместных командно-штабных учений России и
     НАТО, которые велись в 2003-2008 годах с использованием средств компьютерного моделирования ситуаций, в ходе которых отрабатывались элементы защиты их миротворческих сил от гипотетических ракетных ударов, наносимых по ним неким условным противником. Эти учения, прошедшие на том этапе, по мнению обеих сторон, весьма успешно, тем не менее были заморожены из-за планов прежней американской администрации по развертыванию элементов ПРО в Польше и Чехии. Гость из НАТО подтвердил известную позицию трансатлантического союза о проведении анализа ракетных вызовов и угроз, выразив надежду на то, что он будет завершен до конца текущего года, после чего разработчики системы «евроПРО» смогут более предметно ответить на военно-технические вопросы российской стороны.
     Обращает на себя внимание заявление натовского руководителя, что именно страны НАТО будут принимать решение о развертывании противоракетных систем в Европе. По его словам, «рука Москвы не будет нажимать кнопку использования системы ПРО ТВД альянса» и что «она будет держать руку только на своей кнопке», сохраняя полную самостоятельность лишь в использовании национальных средств ПРО. Он также отметил, что НАТО не ожидает от России на саммите в Лиссабоне четкого согласия на предложение об участии в совместном проекте монтажа «территориальной» ПРО и предложил действовать в два этапа, начав с предварительной работы на встрече в верхах, а затем разработать конкретное решение по дальнейшему сотрудничеству где-то в будущем.
     Вполне может быть, что детали взаимодействия в сфере создания такой «региональной» системы ПРО натовцы представят после принятия соответствующего решения на лиссабонском саммите, по отдельным аспектам которого у них до сих пор сохраняются разногласия. В том числе по вопросу об отражении в итоговом документе встречи взаимосвязи между системами ПРО и стратегией ядерного сдерживания, а также о поименном упоминании отдельных государств, обладающих ракетными средствами, против которых она может быть направлена (с этим не согласен целый ряд членов НАТО).
     Российская сторона подтвердила готовность изучить предложения натовской стороны относительно своего возможного участия в создании совместной системы ПРО, обратив особое внимание на целесообразность проведения предварительного и совместного анализа ракетных вызовов и угроз, без чего невозможно перейти к следующему этапу дискуссии. С нашей стороны был сделан акцент и на императиве равноправного построения такой системы, которая была бы нацелена на нейтрализацию общих вызовов и угроз подобного рода и которая не угрожала бы России. Была подчеркнута мысль и о том, что возможное российско-натовское сотрудничество по ПРО, равно как и любые другие формы сотрудничества, не будут направлены против какой-либо третьей стороны.
     Разумеется, практический интерес для России представят и другие детали предполагаемого взаимодействия с НАТО: какие информационно-разведывательные и ударно-боевые средства «совместной» ПРО предполагается развернуть; когда и где они должны появиться; какова будет степень российского участия в принятии военно-политических решений на применение противоракетных систем и как будет осуществляться оперативное взаимодействие тактической системы ПРО НАТО и стратегической системы ПРО США, если принципиальное решение об их «сцепке» уже принято. Немаловажно знать и о том, каким образом наша страна сможет обеспечивать защиту от удара баллистических ракет «всех вооруженных сил и всего населения стран - членов НАТО», если она не собирается вступать в эту организацию? И если ее там не ждут.
     Следует внимательно взвесить и заявление представителя НАТО о том, что натовская и российская системы ПРО могли бы быть связаны друг с другом только путем совершения обмена разведывательными данными, «помогая, таким образом, друг другу эффективно нести общий [противоракетный] зонтик». Из этого следует, что в альянсе не допускают иного сотрудничества в военно-технической и военной областях. Да и о каком сотрудничестве в таком случае может идти речь, если, как считает Андерс Расмуссен, перспектив слияния в единую натовско-российскую систему ПРО ТВД «вообще не существует»? Интересно и другое: как отнесутся к созданию «противоракетной коалиции» все 30 государств, располагающих потенциалом создания баллистических ракет, против которых собирается выступить широким фронтом НАТО? Например, Индия и КНР?
     
Другие темы

     Натовский посланец подтвердил, что в своей политике альянс будет по-прежнему руководствоваться принципом обеспечения безопасности всех его государств-участников не только исключительно в географических рамках «военной зоны ответственности» блока, но и за пределами его границ, что означает повторение формулировки прежней Стратегической концепции блока, принятой одиннадцать лет назад. «Вопрос о том, расширит ли НАТО сферу своей деятельности до всемирных масштабов, уже решен. Дело сделано», - заявил недавно постоянный представитель США при НАТО Иво Даалдер, призвав запустить в Лиссабоне «третью версию» альянса или, как он выразился: «НАТО 3.0».
     Андерс Расмуссен пообещал, что трансатлантический блок не будет размещать ядерное оружие на территории «государств-новобранцев». Но из его слов следует, что лиссабонский саммит одновременно подтвердит особое значение ядерного оружия в политике альянса, в соответствии с которой он должен продолжать сохранять «гарантированные и надежные ядерные силы до тех пор, пока они существуют у других государств». Примечательно, что в специально подготовленном докладе «группы мудрецов» НАТО во главе с бывшим государственным секретарем США Мадлен Олбрайт, который был обнародован в мае этого года и содержал рекомендации о развитии альянса на последующие десять лет, были на корню пресечены прозвучавшие в этом году на официальном государственно-политическом уровне требования отдельных стран блока вывести американские тактические ядерные средства из Европы. Интересно: как эта тема будет отражена в лиссабонских документах?
     В ходе интервью российским СМИ Андерс Расмуссен заявил, что на встрече на высшем уровне в португальской столице каких-либо решений в отношении приема в альянс новых конкретных членов приниматься не будет. Но он одновременно сообщил о том, что «двери для получения членства в нем остаются открытыми» и что, мол, «каждая отдельная страна имеет право сама решить, будет ли она вступать в НАТО или не будет», но в том случае, если она будет соответствовать критериям приема в организацию. То есть он повторил ранее озвученную блоком формулу его последующего расширения.
     В штаб-квартире альянса по-прежнему четко обозначают Грузию и ряд балканских государств в качестве первоочередных кандидатов на вхождение в альянс. «Грузия может ожидать, что мы вновь подтвердим то, что было решено в 2008 году во время встречи в верхах в Бухаресте. Как вы, наверное, помните, мы приняли решение в 2008 году, что Грузия станет членом НАТО, конечно же, при условии, что Грузия будет соответствовать необходимым критериям для того, чтобы стать членом НАТО», - заявил Андерс Расмуссен в Москве.
     Коснувшись позиции Североатлан
     тического союза относительно событий на Кавказе в августе 2008 года, он отметил, что она остается неизменной. Блок по-прежнему будет проводить политику непризнания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых и самостоятельных государств и параллельно выступать за сохранение территориальной целостности Грузии. В его словах, по существу, не исключается возможность оказания Тбилиси моральной и военно-технической поддержки с целью восстановления прежнего статус-кво в регионе. Такой подход в корне противоречит курсу на восстановление отношений Североатлантического союза с Россией, миротворцы которой также стали жертвами военной авантюры режима Саакашвили, предпринятой более двух лет назад против южноосетинского народа.
     
Краткие итоги

     Главным итогом проведенных переговоров стало обоюдное подтверждение готовности руководства России и НАТО развивать равноправные и взаимовыгодные отношения, а также стремление к максимально эффективному использованию потенциала Совета Россия - НАТО. Проведенные переговоры с Андерсом Расмуссеном в Москве также в целом подтвердили готовность сторон работать по конструктивной повестке дня (с оговоркой: по крайней мере как следует из заявлений представителя альянса). Естественно, что это предполагает принятие дополнительных мер по восстановлению и укреплению политического доверия, повышению предсказуемости в военно-политической области между Россией и НАТО.
     При этом следует учесть, что между двумя сторонами все еще остаются проблемные вопросы. И прежде всего в подходах к перспективному развитию систем противоракетной обороны США и НАТО, сокращению тактического ядерного оружия и преодолению дисбалансов по пяти видам обычных вооружений в Европе, военно-стратегическим установкам альянса и его ведущего члена - Соединенных Штатов, в расширении НАТО. Все эти направления вызывают определенную обеспокоенность у россиян. Конечно, существующие проблемы не должны отменять или откладывать «в долгий ящик» продолжение конструктивного и предметного диалога между Россией и НАТО. Но, с другой стороны, они также не могут оставаться вечно нерешенными, поскольку это обстоятельство самым непосредственным образом затрагивает национальную безопасность России.
     Всемерная же забота о ней - это главное, что должно определять субстантивное содержание любых будущих договоренностей российского государства с Североатлантическим союзом - этим крупнейшим военно-политическим блоком Запада, полностью не отошедшим от некоторых постулатов времен «холодной войны» и сохраняющим свои сильные многоплановые и многовекторные военные амбиции.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex