на главную страницу

10 Ноября 2010 года

Итоги учебного года

Среда

Военная инспекция: экзамен на пять лет

Беседу вела Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».



Заканчивается учебный год. В войсках подводят итоги, строят планы на следующий учебный период. О том, что сделать, чтобы они были реальными, а их выполнение эффективным, «Красная звезда» побеседовала с начальником инспекции Военной инспекции Министерства обороны генерал-майором Владимиром ПЕРЕКРЕСТОВЫМ. Он рассказал о результатах инспекторских проверок, основных недостатках и проблемных вопросах в состоянии войск, их причинах и возможных путях решения.


     - Владимир Иванович, в каких видах и родах войск проводились инспекторские проверки в этом учебном году?
     - Воинские формирования подвергаются инспекторской проверке, как правило, не более одного раза в пять лет. В течение этого года инспекторской проверке подвергались органы военного управления и войска ракетной армии РВСН и Центрального военного округа. Должен сказать, что инспекторские проверки являются наиболее трудным испытанием и охватывают практически все стороны деятельности войск и сил.
     - Какие выводы были сделаны в ходе проверок?
     - Переход на новый облик Вооруженных Сил России связан с повышением их качественного состояния: переводом всех воинских формирований в категорию содержания постоянной готовности, обеспечением требуемого уровня обученности личного состава. А это реализация новых повышенных требований, в первую очередь к уровню боевой готовности и боевой подготовки, обеспечивающих способность войск и сил в кратчайшие сроки привести себя в готовность и выполнить задачи по предназначению.
     В ходе проверок мы начинаем видеть новый облик Вооруженных Сил, которые становятся более подготовленными к выполнению задач по предназначению. В этом отношении удалось добиться серьезного повышения уровня укомплектованности личным составом, обеспеченности воинских частей вооружением, военной техникой и другими материальными средствами. Запланированные мероприятия боевой подготовки полностью обеспечены ракетами, боеприпасами и горючим. Для личного состава проверенных соединений и частей в целом созданы хорошие условия для размещения, жизни и быта, организации и осуществления питания, банно-прачечного обслуживания и медицинского обеспечения в соответствии с современными требованиями.
     Вместе с тем по результатам проведенных проверок состояния войск, отвечающего новому облику Вооруженных Сил, пока не достигнуто.
     Еще не полностью решены вопросы качества укомплектованности воинских должностей младшими специалистами, прошедшими подготовку в учебных соединениях и воинских частях. Ряд должностей, которые ранее комплектовались офицерами и прапорщиками, сейчас штатами определены как сержантские. Поэтому возникла необходимость определить порядок подготовки этой категории специалистов. И такие решения приняты на уровне Министерства обороны.
     В настоящее время создается институт сержантов. Мы, кстати, планируем по указанию министра обороны проверить ход решения данной задачи в семи вузах, которые занимаются этой работой, - военных академиях: Ракетных войск стратегического назначения; Космических войск; войсковой противовоздушной обороны; войск радиационной, химической и биологической защиты; связи; тыла и транспорта, а также в артиллерийской академии. Во время этой проверки предстоит оценить те нормативные и материальные условия, которые должны быть созданы для качественного обучения сержантов со средним профессиональным образованием.
     Учитывая годичный срок службы военнослужащих по призыву, необходимо совершенствовать порядок и сроки индивидуальной подготовки солдат и сержантов, слаживания подразделений для обеспечения постоянной готовности воинских частей к выполнению боевых задач.
     В ходе проведения большого объема организационно-штатных мероприятий в 2009 и 2010 годах не полностью решены вопросы подготовки основных должностных лиц управлений бригад и полков как соединений и воинских частей постоянной готовности к практическому выполнению должностных обязанностей. Пока еще не все командиры готовы самостоятельно грамотно организовать свой труд и труд подчиненных по комплексному решению задач, стоящих перед ними, организовывать и проводить подготовку органов управления, соединений и воинских частей в новом облике к выполнению задач по предназначению.
     Для принятия действенных мер по устранению имеющихся недостатков необходимо объективно оценивать состояние подчиненных воинских формирований, исключив при этом формализм в подходах к организации и проведению проверок и необъективность оценки состояния органов управления, соединений, воинских частей и подразделений, особенно в плане деятельности должностных лиц, которые оказывают отрицательное влияние на отношение офицеров к выполнению своих служебных обязанностей и не способствуют выяснению истинного состояния подчиненных подразделений и воинских частей.
     Если данную работу проводить формально, упущения и недостатки будут постоянно накапливаться, и своевременные меры к их устранению приниматься не будут.
     - Как проверяемые вами соединения и части выполняли задачи по переводу войск с мирного на военное время?
     - Способность осуществить приведение в высшие степени боевой готовности и выполнить задачи по предназначению является определяющим элементом при оценке любого воинского формирования. Должен сказать, что результаты тут разные.
     Высокий уровень подготовки командиров и штабов в управлении подчиненными соединениями, воинскими частями и подразделениями при их приведении в высшие степени боевой готовности, а также действий личного состава в практическом выполнении спланированных мероприятий пока не достигнут. Нельзя сказать, что войска не готовы выполнять ту или иную задачу. Если говорить, в частности, по проверенным ракетным соединениям, то основные мероприятия, определяющие их готовность к немедленному выполнению боевых задач, в целом проводились качественно, отдельные из них - с небольшим превышением установленного времени. Но есть мероприятия, которые не были выполнены, либо сроки их выполнения выходили за рамки установленных нормативов. Это, в первую очередь, относится к мероприятиям обеспечения.
     Для полной реализации порядка приведения войск в высшие степени боевой готовности, установленного министром обороны, необходимо обеспечить реальность планирования перевода органов управления, соединений и воинских частей с мирного на военное время. Кроме того, важно исключить необоснованные ограничения при проведении занятий и тренировок по боевой готовности, которые ведут к упрощенчеству и не обеспечивают подготовку личного состава к уверенному выполнению спланированных мероприятий.
     - Что изменилось в состоянии боевой подготовки войск?
     - Анализ боевой подготовки проверенных соединений и воинских частей показывает, что при наличии положительной тенденции к росту отдельных ее показателей кардинального изменения ее уровня не произошло, не обеспечено полное выполнение программ и курсов подготовки.
     Запланированные мероприятия боевой подготовки готовятся и проводятся при недостаточном качестве. В проверенных соединениях и воинских частях не полностью изжит формализм в организации и проведении командирской подготовки офицеров, не на должном уровне налажена и функционирует система участия органов управления в мероприятиях боевой подготовки подразделений.
     Мы встречались с тем, что материальная база для занятий по огневой подготовке и вождению в отдельных соединениях и воинских частях была развернута только накануне инспекторской проверки. Это значит, что люди не тренировались, должным образом не занимались в учебный период, поэтому и результаты сдачи письменных зачетов и практических нормативов оказались невысокими.
     Для того чтобы уровень индивидуальной подготовки военнослужащих и слаженности подразделений обеспечивал полное и качественное выполнение поставленных задач, необходимо иметь подготовленных руководителей занятий. Большинство офицеров стремится ответственно выполнять возложенные на них обязанности по службе, но пока не готовы самостоятельно их выполнять в полном объеме, так как не имеют необходимых для этого практических и методических навыков. Командирские, инструкторско-методические и показные занятия проводились на недостаточно высоком уровне, в результате чего не удалось добиться существенного повышения уровня методической подготовки офицерского состава и младших командиров.
     Основной причиной ненадлежащего состояния боевой подготовки проверенных соединений и воинских частей является отсутствие системного подхода к организации и проведению мероприятий боевой подготовки с активным участием в них должностных лиц органов управления.
     Командиры, начальники штабов, заместители командиров проверенных соединений и воинских частей не имеют необходимого практического опыта организации, подготовки и проведения мероприятий боевой подготовки и руководства ею в частях постоянной готовности, которая принципиально отличается от организации боевой подготовки частей сокращенного состава.
     На наш взгляд, причина этого кроется в неготовности командного состава проверенных воинских частей и соединений качественно организовать и проводить повседневную боевую подготовку. В первую очередь здесь идет речь о выполнении нормативных документов, определяющих данный порядок, который не в полном объеме реализован в проверенных войсках.
     Начальник Военной инспекции генерал-лейтенант Геннадий Сергеевич Борисов подготовил и доложил министру обороны предложения по совершенствованию системы боевой подготовки войск и сил, которая направлена на создание командующим армиями, командирам соединений и воинских частей благоприятных условий для ее нормального функционирования.
     Основная суть предлагаемых мер заключается в устранении перегруженности планов подготовки соединений и воинских частей на учебный год, предоставлении командирам большей самостоятельности в принятии решений на организацию подготовки подчиненных соединений и воинских частей с учетом их возможностей и возможностей имеющейся учебно-материальной технической базы по проведению мероприятий боевой подготовки, что обеспечит реальность планирования. Предлагается рассмотреть иной порядок организации командирской подготовки офицеров, основным содержанием которой необходимо иметь их методическую подготовку.
     - Как вы оцениваете готовность воинских формирований к несению боевого дежурства?
     - Если говорить о специальной подготовке расчетов (смен) проверенных соединений и воинских частей РВСН, то она обеспечивает решение задач по своевременному доведению установленных сигналов для выполнения поставленных задач. Дежурные силы ракетной армии в ходе командно-штабного учения с выполнением учебно-боевой задачи по обеспечению пуска ракет справились.
     В войсках Центрального военного округа проверялось состояние дежурства по воинским частям. Требования здесь несколько ниже, чем к боевому дежурству, и тем не менее эта работа в войсках в полной мере не организована. В ходе проверки практических действий были зафиксированы нарушения порядка действий должностных лиц.
     - Каковы результаты проверки готовности к отражению антитеррористических угроз в войсках?
     - Должен сказать, что в целом результат проверок положительный. Войска способны выполнять данную задачу. Мы прекрасно понимаем, что в воинских частях нет профессиональных подразделений, обученных противодействовать терроризму, но тем не менее условия в войсках для организации антитеррористической деятельности созданы.
     Неплохо эта работа организована в войсках ЦВО. Наиболее высокие результаты отмечены в Ракетных войсках стратегического назначения. Иного и быть, на мой взгляд, не должно. Чтобы оценить готовность к отражению террористических угроз в проверенном соединении РВСН в сложных условиях обстановки днем и ночью проводились практические мероприятия с привлечением подразделений специального назначения, антитеррора и усиления с использованием авиации. Но даже в этих воинских формированиях требуется более высокая оснащенность техническими средствами охраны и связи, ведения поисковых действий в ночных условиях и непогоду. Ведь одними автоматами и бронежилетами террористов не остановишь.
     В целях повышения уровня противодействия террористическим угрозам мы не только оценивали действия войск, но и проводили анализ эффективности предупредительно-профилактических мероприятий. И в этом нам помогали офицеры, руководившие силами обозначения террористических формирований.
     - Проверялась ли мобилизационная готовность войск?
     - Этот элемент является обязательным во всех проверяемых соединениях и частях. Несмотря на то что проверенные воинские формирования являются соединениями и воинскими частями постоянной готовности, в каждом из них может быть текущий (временный) некомплект личного состава. Поэтому необходимо регулярно проводить мобилизационную работу в части их доукомплектования до штатов военного времени.
     - Проводились ли проверочные сборы военнослужащих запаса?
     - Нет. Последние два года мы их не проводили, так как в войсках осуществлялись организационно-штатные мероприятия. Кроме того, все воинские части стали формированиями постоянной боевой готовности, поэтому эта задача не является столь актуальной, как прежде. Но готовить администрации пунктов приема личного состава и военкоматы к выполнению этой задачи необходимо.
     - Как вы оцениваете морально-психологическое состояние войск?
     - Морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины в проверенных соединениях и воинских частях в целом обеспечивают поддержание в них требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, организованное проведение мероприятий боевой подготовки и других мероприятий в ходе их повседневной деятельности.
     В ходе каждой проверки мы проводим инспекторский опрос личного состава, изучаем все жалобы, заявления, предложения военнослужащих и членов их семей, родителей военнослужащих по призыву, проводим социологические опросы различных категорий личного состава, анализируем систему воспитательной работы, выявляем факторы, негативно влияющие на морально-психологическое состояние военнослужащих, для принятия соответствующих мер.
     - Каковы выводы Военной инспекции по состоянию казарменного фонда, социальных объектов, подготовки их к зиме?
     - Я не говорю, что весь он современного уровня (самый лучший казарменный фонд пока мы встречали на космодроме Плесецк, неплохие условия для размещения военнослужащих по призыву созданы в большинстве объединений Сухопутных войск и в РВСН), но в целом объекты, на которых мы работали, обеспечивают нормальную жизнь солдат и сержантов. В то же время нельзя говорить, что все соцобъекты (столовые, бани...) находятся в отличном состоянии. Мы выдели такие объекты, которые просто надо снести: они не отвечают в первую очередь безопасности личного состава. Сейчас в войсках вводится система аутсорсинга, которая призвана взять на себя ответственность за содержание и обеспечение подобных объектов, но на практике оказывается, что механизм взаимодействия с гражданскими компаниями, особенно в экстренных случаях, пока не отлажен.
     - Владимир Иванович, какие изменения произошли в структуре самой Военной инспекции в связи с переходом на новый облик Вооруженных Сил?
     - Наша структура не изменилась. Задачи, которые перед нами стоят по проверкам органов военного управления и войск, не поменялись. Приоритетное направление для нас - проверка выполнения решений Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, министра обороны, коллегии Минобороны по вопросам строительства и развития Вооруженных Сил РФ, формирования условий для перехода на новый облик, взаимодействия с предприятиями промышленности, создания наукоемких видов вооружения. Причем эти вопросы предполагают серьезную работу с нормативными документами непосредственно в войсках, в центральных органах военного управления, в научно-исследовательских учреждениях и организациях, на предприятиях промышленности. Задача очень сложная и требует самой высокой квалификации, мобильности, работоспособности и ответственности специалистов Военной инспекции. Поэтому мы стремимся приглашать на эту работу только лучших офицеров из центральных органов управления видов и родов войск, которые прошли соответствующий командно-штабной путь в войсках, имеют достаточный практический и военный кругозор, а также высокий образовательный уровень.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex