на главную страницу

10 Ноября 2010 года

Дела ветеранские

Среда

Он жил полетом

Владимир КРИВУЛИН, член Союза журналистов России.



«Верников Яков Ильич - Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации».
За этой предельно лаконичной информации в «Энциклопедическом словаре» - долгая и героическая жизнь одного из ведущих летчиков-испытателей нашей страны.
Он пришел в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) в Жуковском в начале 1946 года, когда ему исполнилось всего двадцать пять лет. Молодой, невысокого роста, чубастый гвардии майор со звездой Героя Советского Союза на кителе сразу пришелся ко двору «старикам», работавшим в те годы в ЛИИ. Среди их были такие многоопытные летчики-испытатели, как В. Коккинаки, М. Галлай, С. Анохин, А. Якимов.
Боевой истребитель, за плечами которого были четыре года войны, вскоре стал одним из первых наших реактивщиков.


     ...Лейтенант Яков Верников встретился с противником в воздухе утром 22 июня 1941 году в небе Белоруссии, а в июле участвовал в Смоленском оборонительном сражении.
     Смоленск. Этот город был для него родным. Здесь прошли его детство и юность. Еще в школьные годы он увлекся авиамоделизмом и парашютным спортом. Неизгладимый след в его жизни оставила поездка в Коктебель на состязания планеристов. Окончив смоленский аэроклуб, он был оставлен там летчиком-инструктором.
     В октябре 1938 года, провожая сына в Одесскую военно-авиационную школу летчиков, Раиса Моисеевна Верникова напутствовала его словами: «Яша, помни, у тебя верхняя полка, смотри ночью не свались». Могла ли она тогда подумать, что ее сын Яков станет Героем Советского Союза, кавалером многих орденов, а его имя будет золотыми буквами написано в Музее на Поклонной горе благодарными потомками.
     За годы Великой Отечественной войны истребитель Яков Верников совершил 424 боевых вылета, провел около 70 воздушных боев и лично сбил 16 самолетов противника.
     Вот лишь один боевой эпизод из военной биографии командира эскадрильи капитана Верникова. Летом 1943 года во время боев на Левобережной Украине, прикрывая свои войска, в паре с ведомым он встретил 11 немецких истребителей. Смелой атакой в лоб он сбил один самолет и, развернувшись, сбил другой. В этом же бою его ведомый С. Дураков сбил еще два самолета противника. Остальные повернули назад.
     Теперь, когда война была позади, военному летчику-истребителю предстояло овладеть новой для него, сложной и исключительно ответственной профессией летчика-испытателя. Она требовала от человека максимального морального и физического напряжения. В полете испытатель должен быть всегда готовым на подвиг и часто его совершать, сам того не замечая. Особо ценится в испытательной работе человеческая совесть и, конечно, храбрость. Все эти качества были у Якова Верникова в полной мере.
     Всего за несколько лет работе в ЛИИ он вошел в когорту лучших летчиков-испытателей. В эти годы он провел испытания первого советского реактивного истребителя МиГ-9, испытания МиГ-15 на прямой и перевернутый штопор, став признанным мастером исполнения этого элемента высшего пилотажа.
     С именем Верникова связана отработка системы заправки самолета в воздухе, в том числе и ночью. И, наконец, он первым в стране достиг сверхзвуковой скорости в горизонтальном полете.
     Во второй половине 50-х годов Яков Верников активно сотрудничает с ОКБ О.К. Антонова, выполняет первые полеты и проводит заводские испытания в этой фирме.
     В 1960 году полковник Верников в числе первых в стране был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
     Отдав двадцать лет жизни работе в ЛИИ, в 1966 году он перешел в ОКБ С. В. Ильюшина на должность старшего летчика-испытателя. Здесь он поднял в небо и провел испытания пассажирского самолета Ил-62М, участвовал в испытаниях самолетов Ил-18 и Ил-76.
     Считалось, что перешагнуть за роковую для летчика-испытателя 40-летнию возрастную черту и остаться в строю - это уже личное достижение. Генерал-майор авиации Яков Верников раздвинул возрастные рамки активной и творческой деятельностью испытателя.
     В 1975 году в возрасте пятидесяти пяти лет он установил 4 мировых рекорда подъема груза на высоту на самолете Ил-76. Эти рекорды были утверждены Международной федерацией авиационного спорта (ФАИ), и на кителе летчика заблестел знак «Заслуженный мастер спорта СССР».
     Без малого четыре десятилетия жизни Якова Ильича Верникова были связаны с авиацией. Он поднял в небо и провел испытания около 200 типов самолетов выдающихся советских авиаконструкторов: А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, О.К. Антонова.
     Имя прославленного летчика, к сожалению, очень редко появлялось на страницах газет и журналов, не говоря уже о телевидении, хотя его достижения в освоении новой авиационной техники этого заслуживали. Объяснение очень простое - многое из того, что испытывал Яков Верников, было засекречено. Этого требовало время.
     Нельзя не упомянуть, что Яков Ильич достойно представлял новинки нашей авиационной техники на Международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции. Он был ярким представителем советской школы летчиков-испытателей. В нем гармонично сочетались умение анализировать ситуацию и моментальная реакция на происходящие в полете, трезвый расчет и храбрость.
     И уйдя в запас, генерал Яков Верников не порвал с авиацией. Он продолжал активно трудиться и в течение десяти лет был начальником летно-испытательного комплекса ОКБ А.С. Яковлева. Здесь его опыт был востребован в полной мере.
     Якова Ильича Верникова не стало 30 сентября 1993 года в трудное для страны время, страны, для величия и безопасности которой он отдал всего себя без остатка.
     Согласно завещанию его прах захоронен на Быковском кладбище в Жуковском рядом с теми, кто, как и он, своими героическими делами прославляли наше Отечество.
     31 октября Якову Ильичу Верникову, человеку устремленному в небо, исполнилось бы 90 лет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex