на главную страницу

10 Ноября 2010 года

Культура

Среда

Время веры, надежды, любви

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото автора.




     Ключевский в свое время заметил: «Высшая задача таланта – своими произведениями дать людям понять смысл и цену жизни». Эти слова известного историка вспомнились на спектакле «Так и будет», поставленном по пьесе Константина Симонова во МХАТе им. М. Горького, где художественным руководителем уже много лет служит народная артистка СССР Татьяна Доронина. Премьера спектакля состоялась в год 65-летия Великой Победы, и это абсолютно правильно. Ведь, как сказал народный артист России Валентин Клементьев, именно эта пьеса – самая «юбилейная» и оптимистическая, буквально пронизанная духом грядущей Победы. И здесь слова ведущего артиста МХАТ им. М. Горького важны еще и потому, что он играет в спектакле, пожалуй, самую важную роль – полковника Дмитрия Ивановича Савельева, фронтовика-орденоносца, что называется, «соль земли русской». Такие, как он, – и есть народная сила и духовное богатство нашего Отечества.
     Пьесу свою, названную изначально «Возвращение», Симонов написал в 1944 году. Когда до мая 1945 года шагать предстояло еще сотни километров, когда до родных и любимых «дойти нелегко, а до смерти четыре шага», как писал другой краснозвездовец – поэт Алексей Сурков. В те дни слова известного стихотворения Константина Симонова понимались еще пронзительнее: «Жди меня, И Я ВЕРНУСЬ...» Вот почему «Возвращение». Но, будучи великолепным психологом, предвосхищая силой таланта будущее, поэт и журналист поменял название – «Так и будет». Словно бы утвердив таким образом предопределенность грядущего...
     Казалось бы, Симонов рассказал о времени, которое сегодня для большинства памятно разве что по фотографиям в семейных альбомах. Но генетическое эхо, чья основа как раз и выстроена глубокими, сильными характерами народа российского, пробивает толщу веков и сметает измышления тех, кто пытается заявить о себе переписыванием исторических фактов. Тех, кто силится принизить не только роль нашей страны-победительницы в разгроме фашизма, но и, что более страшно, растоптать саму Память. И так важно, что когда смотришь этот спектакль, то словно бы сам оказываешься где-то рядом с его героями, в соседнем доме или квартире, ощущаешь себя в том военном времени. И вместе с ними слушаешь сводку Информбюро: «Сегодня наши войска освободили...» И радуешься, и переживаешь, что это не ты на фронтах Великой Отечественной громишь ненавистного врага.
     Тогда каждый для Победы делал все, что мог. В том числе и обитатели квартиры, из которой мы на сцене видим всего две комнаты. Предполагается, что семья, обитавшая здесь, погибла в самом начале войны. И сюда переселили из разбомбленного дома известного архитектора, академика Воронцова (нар. арт. России В. Ровинский) и его дочь Олю (засл. арт. России И. Фадина). Но эти две комнаты создают интересное временное пространство: как было, как есть и как будет. Просто в одной комнате новые хозяева оставили все как было – вещи, фотографии счастливой семьи строителя Савельева (нар. арт. России В. Клементьев). Вдруг вернутся люди, ведь всякое случалось в то лихолетье. И в самом деле теперь уже фронтовик полковник Савельев решает «проведать пепелище». И как же трудно ему переступить порог квартиры, где еще недавно царила радость: его родные погибли. Но новые обитатели встречают его как близкого и дорогого человека, как героя, прибывшего с передовой. И оказалось, что счастье не покинуло этот дом, что война никак не может убить ни любовь, ни саму жизнь, где всегда были, есть и будут «синее небо и зеленая трава», о которых как о своеобразных символах мирной жизни, вспоминает Савельев.
     Ольга тоже знает, что такое терять: война отняла у нее первую любовь. Трогательно и бережно прописывает Симонов зарождение отношений между Ольгой и Савельевым. И вот что интересно. Принято считать, что невозможно показать идеального героя. А вот в образе Савельева, созданном великолепной игрой Клементьева, идеальный герой предстает перед нами. В его отношениях с фронтовыми товарищами, даже с предполагаемым соперником, коллегой Ольги, проявились лучшие нравственные качества, свойственные обожженному войной поколению.
     В этой радушной квартире, где через голос Левитана и сводки с фронтов, через звучащие по радио любимые нами и поныне песни в исполнении Лемешева, Утесова, Козловского, через великолепную работу художника по костюмам
     К. Шамрина, многое можно понять и о войне, и о мире, пусть действие и не выходит за границы квартиры. Столь точно подметить самые важные реалии того времени, услышать живые диалоги мог только Симонов, который, будучи военным корреспондентом «Красной звезды» знал, что называется, жизнь и фронта, и тыла. Благодаря этому спектакль становится художественным документом эпохи. Великая сила искусства навеки сохранила образы людей того времени: майора медицинской службы Анны Григорьевны Греч (Т. Миронова), бескорыстно и тайно влюбленной в Савельева, настоящего Теркина – полковника Иванова (засл. арт. России
     А. Самойлов), славного мальчишки, приемного сына Савельева, его юного ординарца Вани (П. Клементьев), мечтающего стать артистом лейтенанта Каретникова (Ю. Болохов)...
     Пьесе уже без малого семь десятилетий, но она по-прежнему современна. Вроде и нет у нас ныне явных войн. Но жизнь штилем не балует. И так же нам нужны вера, надежда и любовь. А Симонов нам подсказывает: они же рядом. Они были, есть и будут. Надо только всегда и везде оставаться человеком.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex