на главную страницу

10 Ноября 2010 года

Спорт

Среда




Кто примет эстафету у Потапыча?

    Сочи-2014

    Вся Россия от мала до велика поддержала конкурс идей талисманов Игр 2014 года в Сочи. Сейчас это уже сложно представить, но до 1968 года основным олимпийским атрибутом, отражающим характер предстоящих Игр, была только зарегистрированная в МОК официальная эмблема из пяти колец.


    В 1968 году на летних Олимпийских играх в Мексике впервые был представлен талисман – Красный Ягуар, созданный по скульптурному изображению, найденному при раскопках в Чичен-Ица (древней столице народов майя). В Интернете нередко можно найти ошибочные сведения об ином талисмане Мексиканских игр – Голубке Паломе, но подтверждения этому в авторитетных источниках нет. Так или иначе, но первый талисман не обрел особой популярности и не имел коммерческого успеха.
    В том же году на Олимпиаде в Гренобле был использован в качестве талисмана анимированный персонаж по имени Schuss (Шюсс или Шусс, в некоторых источниках Щусс и даже Чусс), автором которого считают художника Мориса Лафарга. Это была фигурка человечка на лыжах с красно-белой головой и Олимпийскими кольцами на лбу. Синее, изогнутое, как при старте в прыжках с трамплина, тело плавно переходило в лыжи. В результате окраска талисмана напоминала полосы французского флага. Этот талисман также не получил официального признания.
    Официально понятие «олимпийский талисман» было утверждено летом 1972 года на сессии МОК, проходившей в рамках XX Олимпийских игр в Мюнхене. Решением Комитета талисман стал обязательным атрибутом Олимпийских игр. Теперь же в качестве талисмана может выступать любое существо, отражающее особенности культуры народа страны, принимающей Олимпиаду. Это может быть животное, человек, мифологический или сказочный персонаж. Кроме того, талисман непременно должен символизировать ценности современного олимпийского движения.
    Говоря о талисмане будущих Игр, нельзя не вспомнить о Михаиле Потапыче Топтыгине – талисмане Олимпиады-80. А ведь его могло и не быть. Так как первоначально (в 1976 году) кандидатами в олимпийские талисманы были Конек-Горбунок, Матрешка и кукла Петрушка. Однако их быстро забраковали. Газета «Советский спорт» провела опрос населения с просьбой придумать талисман предстоящих Игр. Пришло около 45 тысяч писем, и большинство читателей предлагали нарисовать медведя.
    Автором окончательного варианта талисмана стал известный художник-иллюстратор Виктор Чижиков. Из сотни с лишним придуманных им различных образов он выбрал один, который и представил на итоговой выставке в Москве. На конкурсный отбор попало шестьдесят медведей разных художников. Миша Чижикова понравился всем. Именно его эскиз был выбран и официально утвержден на самом высоком уровне – в ЦК КПСС. Московский талисман первым из всех был повернут лицом к зрителям: он смотрел на них и улыбался.
    Атрибутом талисмана стал широкий пояс, окрашенный в олимпийские цвета, с пряжкой в виде пяти колец, хотя на первоначальном эскизе его не было. Чижиков дорисовал пояс уже на выбранном экземпляре. Кстати, за создание Олимпийского Мишки Виктору Чижикову первоначально был выплачен стандартный гонорар в 250 рублей. Однако потом, подписав отказ от авторских прав, художник получил сумму в две тысячи рублей.
    По замыслу организаторов Олимпиады-80 огромный медведь на церемонии закрытия был запущен на воздушных шарах в небо. Впоследствии долгое время талисман Олимпиады был выставлен в одном из павильонов ВДНХ. Существует легенда, что осенью 1980 года резинового медведя пыталась выкупить за крупную сумму западногерманская компания, но правительство СССР отказалось продавать национальный символ, и талисман Московской Олимпиады пришел в негодность в подвалах советского Олимпийского комитета.
    Кстати, мало кто об этом уже помнит, но в рамках XXII Олимпиады соревнования по парусному спорту проходили в Таллине, и у них был свой официальный талисман – морской котик Вигри.
    География нынешнего конкурса объединила все без исключения регионы России, а разница в возрасте участников составляет 74 года. Самому старшему участнику конкурса 77 лет, а самой младшей участнице – всего 3 года. Всего же на сайте конкурса размещено более 10.000 работ, и с каждым днем их число увеличивается.
    Самым старшим участником конкурса стал Геннадий Михайлович Стрекаловский, 77-летний художник из Новосибирска. На официальный сайт конкурса он прислал шесть вариантов олимпийских талисманов. Образы, предложенные сибирским художником, вполне традиционны: солнце, орел и девушка в русском народном костюме. Все работы выполнены кистью в красно-сине-белой гамме и обрамлены в багеты. На сайт мастер загрузил их фотографии в качестве конкурсной заявки.
    Юные участники конкурса, напротив, используют современные технологии для создания своих образов. Так, самая маленькая художница, трехлетняя Катя Егорова из Самары, нарисовала свой талисман компьютерной «мышкой» в графическом редакторе прямо на сайте конкурса. Она предложила на роль символа зимних Игр в Сочи свой вариант Чебурашки, «самого национального вымышленного мультипликационного персонажа» – именно такой комментарий оставлен к работе Кати ее папой.
    Стоит отметить, что лыжные гонки и хоккей с шайбой – наиболее часто встречающиеся виды спорта среди десяти с лишним тысяч идей талисманов зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, размещенных на сайте конкурса. Реже всего в работах авторов, присланных на конкурс, встречаются керлинг и бобслей. На данный момент в галерее работ конкурса на сайте talisman.sochi2014.ru представлено 632 талисмана-лыжника и 387 персонажей-хоккеистов. Бобслейная трасса или поле для керлинга менее популярны: 52 и 34 варианта соответственно. Несмотря на относительную «молодость» снежной доски по сравнению с фигурными коньками, талисманов-фигуристов 202, а сноубордистов – 220.
    Кстати, помимо обычных граждан России к Всероссийскому конкурсу идей талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи присоединились и послы «Сочи-2014». Александр Овечкин, Наталья Водянова, Федор Бондарчук, Диана Гурцкая, Оксана Домнина, Максим Шабалин, Альберт Демченко и многие другие послы Игр активно поддержали конкурс идей талисманов Олимпиады в Сочи и приступили к работе над своими талисманами.
    Некоторые из послов уже сейчас поделились идеями о том, как должны выглядеть талисманы.
    Например, Александр Овечкин заявил в качестве талисмана веселую овцу на сноуборде или с клюшкой, уточнив, что она непременно должна быть забавной. «Я поддерживаю Конкурс идей талисманов Игр 2014, потому что понимаю, насколько он важен для того, чтобы создать символ Игр в Сочи. Олимпиада в Сочи – это «домашняя» Олимпиада, ответственный момент для спортсменов и всех жителей страны, которые будут за нас болеть. Не удивлю поклонников, сказав, что «мой» талисман олимпиады – это овца. Веселая, с клюшкой или на сноуборде», – сказал форвард сборной России и «Вашингтона».
    Максим Шабалин полагает, что талисман должен быть добрым зверем с трогательным и застенчивым взглядом. «Игры в Сочи станут праздником для всей страны, поэтому и выбор талисмана должен стать всенародным проектом, – сказал фигурист. – Я призываю всех приложить максимум творческих усилий, чтобы создать тот самый символ, который представит нашу страну и наши Игры на мировой арене. На мой взгляд, талисман должен быть каким-то добрым существом. Ведь Игры – это вклад в будущее наших детей, и талисман должен им нравиться. Мишка Олимпиады-80 умилял меня и когда я был ребенком, и даже сейчас. Когда буду работать над своим талисманом, сделаю акцент на взгляде. Он должен быть добрым и трогательным».
    Напарница Максима Шабалина Оксана Домнина верит, что талисманом станет дельфин, который олицетворяет красоту сочинской природы, но только на «своего» дельфина она непременно наденет фигурные коньки. «Я с удовольствием поддержала конкурс талисманов, – отметила Оксана. – Мне кажется, что талисманом должен стать дельфин. Это символ города Сочи – уникального места с необыкновенной природой. Как фигуристка я, конечно, «надену» на своего дельфина фигурные коньки».
    Саночник Альберт Демченко остановился на исполняющей желания золотой рыбке, которая сможет принести много побед российской сборной на Играх в Сочи. «Я рад поддержать конкурс, считаю это важным начинанием для страны. Наша история показывает, что мы привыкли надеяться на чудо, поэтому в качестве талисмана предлагаю золотую рыбку: и желания исполняет, и в Черном море наверняка обитает», – подытожил Демченко.
    Посмотреть на работы участников, проголосовать за понравившийся вариант талисмана Олимпийских и Паралимпийских игр или предложить собственную идею можно на сайте talisman.sochi2014.ru. Сразу возникает вопрос, что должно быть в творческой работе отправленной в Оргкомитет.
    В творческой работе должно содержаться изображение талисмана, являющееся результатом творческого труда участника. Работа может быть выполнена как в цветном, так и в черно-белом изображении, в любой технике, включая компьютерную графику.
    Талисманом может быть любой существующий или вымышленный, одушевленный или неодушевленный предмет, который должен:
    - способствовать продвижению олимпийских и паралимпийских идеалов;
    - являться отражением национальных и культурных особенностей России, а также духа времени;
    - до, во время и после проведения Игр символизировать для мировой общественности образ России и ее национальный характер;
    - вызывать позитивные эмоции, быть интересным и оригинальным.
    Еще один немаловажный вопрос. Можно ли направить несколько творческих работ? Можно, так как количество заявок от одного участника не ограниченно. Тем более что участником конкурса могут быть предложены две работы: одна – в номинации «Олимпийский талисман», другая – в номинации «Паралимпийский талисман». При этом одна и та же творческая работа не может участвовать одновременно в двух номинациях.
    Свои работы также можно отправить по почте на адрес: 105275
    г. Москва, а/я «Талисман Сочи 2014». Работы принимаются до 5 декабря, а победитель будет окончательно выбран 7 февраля.
    Отметим, что победители конкурса получат сертификаты на получение двух билетов на открытие XXII Олимпийских зимних игр или XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи в зависимости от победы в номинации «Олимпийский талисман» или номинации «Паралимпийский талисман».
 ||  Роман БИРЮЛИН, «Красная звезда».



Приключения в трущобах

    Автоспорт

    Бразилия - страна контрастов. Фешенебельные районы с шикарными особняками и небоскребами из стали и бетона соседствуют с бедняцкими кварталами, куда без полицейского сопровождения лучше не заходить. Фавелы - те самые фанерные трущобы - обложили бразильские мегаполисы, словно стаи слепней. Вот в таких условиях уже 30 с лишним лет проходит Гран-при Бразилии чемпионата мира по автогонкам «Формула-1». Гонки здесь всегда отличались самобытностью и особым, ни с чем не сравнимым колоритом.


    Начать с того, что автодром Интерлагос был построен на окраине Сан-Паулу в 1938 году – эдакий «дедушка» современных детищ Германа Тильке в Южной Корее, Арабских Эмиратах или Китае с Малайзией, а уж для будущей трассы в Сочи он точно станет «прадедом». Тогда, 70 лет назад, два местных бизнесмена купили участок земли, на котором была расположена... помойка, с идеей постройки на этом месте жилого микрорайона города. Однако почва оказалась излишне болотистой и непригодной для постройки жилых домов. Тогда и было принято решение построить на данном месте автодром, чье название переводится как «находящийся между озер».
    За прошедшие десятилетия гоночный комплекс Интерлагоса подвергался серьезным изменениям, однако, несмотря на все усилия организаторов, в нынешнем календаре чемпионата автодром выглядит атавистическим пережитком прошлого: инфраструктура устарела настолько, что никакая реконструкция не поможет. Осмелимся заметить, что бразильская трасса на фоне Яс-Марины в ОАЭ или Марины-Бэй в Сингапуре выглядит формулической фавелой. Вдобавок серьезных изменений конфигурации или подъездных путей не изменить из-за геодезических особенностей – трасса вписана в естественный холмистый рельеф Бразильского нагорья.
    И все же главный промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун не устает повторять, что гонке в Бразилии ничто не угрожает. Заметим, например, что куда более современная французская трасса в Маньи-Куре уже два года как не принимает Гран-при.
    А еще вокруг Интерлагоса – те самые трущобы. В этом году жертвами местных хулиганов стали инженеры «Заубера». Их микроавтобус остановили по дороге из Интерлагоса в Морумби (пригород Сан-Паулу), и им пришлось отдать грабителям свои кошельки и сотовые телефоны. Неприятная история случилось и с прошлогодним чемпионом мира Дженсоном Баттоном. Он тоже возвращался в Морумби, когда на машину, в которой он ехал, едва не напала вооруженная банда грабителей.
    - Сначала я увидел симпатичную собаку, а в следующее мгновение – человека с оружием, – рассказывал Баттон после инцидента. – Наш водитель не растерялся, он свернул в сторону и сразу нажал на газ. В тот момент мы увидели шестерых бандитов с оружием, которые и устроили засаду. Водитель был очень хорош, мы зацепили пять машин, но смогли выбраться.
    Будем надеяться, что через четыре года, когда состоится первый Гран-при России, гонку в Сочи гонщики будут вспоминать совсем по-другому, а безопасность проведения соревнований организаторы обеспечат на самом высоком уровне.
    Накануне старта Гран-при в паддоке опять говорили о погоде. Прогноз обещал серьезные осадки в день квалификации. Впрочем, о повторении японской истории, когда квалификация из-за сильных ливней была перенесена на утро воскресенья, не было и речи.
    Первые две практики проходили на сухом асфальте, и по их итогам первые строчки протоколов, как и ожидалось, оккупировали пилоты «Ред Булла». Оба раза лучшее время показывал Себастьян Феттель. Его напарник Марк Уэббер был вторым. Второй по силе командой была «Феррари», отставание лидера итальянской «конюшни» и лидера чемпионата мира Фернандо Алонсо составило порядка трети секунды.
    Однако на следующий день, когда должна была пройти квалификация, над Интерлагосом стояли дождевые тучи, и они порядком намочили его асфальт. Решающий сегмент начался тогда, когда небесная канцелярия взяла передышку и полотно авто-
    дрома стало просыхать. И тут выяснилось, что в таких условиях нет равных дебютанту сезона немцу Нико Хюлькенбергу на «Вильямсе». Он очень быстро прогрел свои покрышки и провел несколько потрясающих кругов, на которых его превосходство над Феттелем достигало одной секунды! На счету Уэббера было третье время, Хэмилтон показал четвертое, а вот Алонсо из-за помарки на втором секторе заключительного круга мог рассчитывать только на пятую стартовую позицию.
    Россиянин Виталий Петров, выступающий за «Рено», попал в третий сегмент квалификации, но извлечь из этого выгоду не сумел, установив 10-е время, позади своего напарника Роберта Кубицы, которому предстоял старт с седьмого места.
    В день гонки небо над трассой было почти безоблачным, и рассчитывать на вмешательстве природы не приходилось. Хюлькенберг, который выиграл свою первую поул-позицию в карьере, процедуру старта откровенно завалил. То ли перегорел, когда стоял под стартовым светофором, то ли растерялся по неопытности, но Феттелю не составило труда обойти своего земляка еще до первого поворота. Уэббер прошел дерзкого выскочку чуть позже: Нико слишком широко зашел в 4-й поворот, и этим воспользовался австралиец. Зато Алонсо, который вышел на четвертую позицию, пришлось с немцем повозиться. Полдесятка кругов Хюлькенберг отчаянно сопротивлялся натиску испанца, несколько раз оба болида были на грани контакта, но, к счастью, столкновения гонщики избежали. Пилот «Феррари» все-таки опередил Нико, но отрыв от умчавшейся вперед пары «Ред Булл» был уже слишком велик – более 10 секунд – и мало-помалу продолжал расти.
    Хэмилтон же прошел Хюлькенберга за счет раннего пит-стопа. Наибольшую выгоду от этого извлек Баттон: он заехал самым первым, уже на 12-м круге, но впоследствии оказался на пятом месте, вслед за своим напарником по «Макларену». Хюлькенберг же после посещения боксов обосновался во второй половине десятки.
    Петров стартовую фазу гонки провел не слишком удачно. Заминка в первой связке, носящей имя Айртона Сенны, когда он уходил от столкновения с Хайме Альгерсуари, обошлась россиянину слишком дорого – с 10-го стартового места он откатился в самый хвост пелотона и больше не претендовал на результативный финиш.
    Гонка уже перевалила свой экватор, когда в «эске» Сенны свой болид разбил гонщик «Форс Индии» Витантонио Лиуцци. Авария оказалась серьезной (к счастью, итальянец не пострадал), и дирекция гонки выпустила на трассу машину безопасности. «Макларен» решил рискнуть и зазвал своих пилотов на пит-лейн, где им установили свежие комплекты покрышек. Лидирующая тройка примеру соперников не последовала. После рестарта Хэмилтону и Баттону пришлось продираться сквозь толпу отставших на круг, и, когда они наконец вышли на оперативный простор, Алонсо успел оторваться на 8 секунд, к тому на изношенных шинах он и пилоты «Ред Булл» шли в одинаковом ритме с «Маклареном». Риск английской «конюшни» не оправдался. Первая пятерка финишировала в таком порядке: Феттель – Уэббер – Алонсо – Хэмилтон – Баттон.
    Теперь в преддверии последней гонки сезона – Гран-при Абу-Даби, который состоится уже 14 ноября, – ситуация в личном зачете обострилась до предела. Алонсо сохранил лидерство, но Уэббер отстает на 8 очков, а Феттель – на 15. У Хэмилтона остались чисто теоретические шансы на титул – он проигрывает Фернандо 24 очка, а вот Баттон из гонки уже выбыл.
    Интересно, что после финиша Себастьян Феттель не дал четкого ответа на вопрос, поможет ли он при необходимости своему напарнику Марку Уэбберу в Абу-Даби. В том случае, если последняя гонка завершится так же, как и бразильская, чемпионом станет Алонсо. Руководство «Ред Булл», который в Бразилии завоевал первый в своей истории Кубок конструкторов, пообещало приложить максимум усилий для победы в личном зачете, однако при нынешнем раскладе, когда может победить и Уэббер, и Феттель, заявление это выглядит двусмысленным. Кому именно будут помогать в команде, неясно. Что ж, развязка не за горами. В Абу-Даби будет жарко во всех смыслах этого слова.
    Личный зачет. 1. Алонсо («Феррари») – 246 очков; 2. Уэббер – 238; 3. Феттель – 231 (оба – «Ред Булл»); 4. Хэмилтон – 222; 5. Баттон – 199 (оба – «Макларен»); 6. Масса – 143 («Феррари»); ...15. Петров («Рено») – 19.
    Кубок конструкторов. 1. «Ред Булл» – 469; 2. «Макларен» – 421; 3. «Феррари» – 389; 4. «Мерседес» – 202; 5. «Рено» – 145.
    

    

    На снимке: это трио - слева направо: Марк УЭББЕР, Себастьян ФЕТТЕЛЬ и Фернандо АЛОНСО - 14 ноября решит судьбу титула.
 ||  Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



Как премьер стал пилотом

    Автоспорт

    Как известно, первый Гран-при России должен состояться в Сочи в 2014 году, через полгода после окончания зимней Олимпиады. Популяризировать «королеву автоспорта» взялся сам председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин. В прошедшее воскресенье премьер-министр лично опробовал болид «Формулы-1», предоставленный командой «Рено», за которую выступает Виталий Петров. Путин умело управлял гоночной машиной и на одном из участков разогнался до 240 километров в час.


    В Санкт-Петербурге 6 и 7 ноября на площади Островского были выставлены три болида команды «Рено» – два юношеских, которые участвуют в гонках молодежных классов, и один болид, участвовавший в Гран-при «Формулы-1». В рамках состоявшейся презентации премьер-министр самостоятельно управлял болидом на одном из автодромов в Ленинградской области. Перед тем как сесть в кокпит пилота, он прошел подробный инструктаж. Техники и эксперты команды объяснили основные приемы управления, рассказали о специфике вождения.
    Премьер надел профессиональный комбинезон гонщика «Рено» желто-черного цвета, на котором были вышиты его инициалы, и шлем с гербом Российской Федерации и надписью «Россия». Желтый цвет гоночного автомобиля напомнил о канареечной «Ладе Калине», на которой глава правительства летом преодолел более 2 тысяч километров по новой трассе Чита – Хабаровск.
    Сев в кокпит болида, Путин ответил на вопрос техника, удобно ли ему на месте пилота. «У меня в старом «Запорожце» и то было больше места», – пошутил премьер.
    На протяжении нескольких часов он ездил по специализированной трассе. На одном из поворотов болид развернуло, но Путин выровнял машину и продолжил заезд.
    После окончания заездов эксперты-телеметристы на компьютере, который считывает с машины все показатели, продемонстрировали Путину максимальную скорость, которую развил болид под его управлением, – 240 километров в час.
    - Неплохо для первого раза, – такова была реакция Владимира Владимировича.
    Напомним, что месяц назад в Сочи глава правительства присутствовал на церемонии подписания соглашения, в соответствии с которым один из этапов Гран-при «Формулы-1» впервые за всю историю чемпионатов мира пройдет в Сочи. Ранее Путин неоднократно заявлял, что проведение подобных соревнований, безусловно, будет давать импульс для развития российского автопрома и привлечения в автомобильную промышленность новых технологий.
    Пресс-секретарь председателя Правительства РФ Дмитрий Песков после подписания договора отметил:
    - Мы очень ценим интерес крупных компаний к спонсорской поддержке проекта, а также деятельное участие в нем местных властей Краснодарского края. Этот проект важен в имиджевом отношении не только для региона, но и для всей страны. Множество людей приедет в Сочи, они увидят, какой это красивый город, как гостеприимны местные жители. Так что в этом соглашении есть множество плюсов с точки зрения имиджа, кроме того, люди будут тратить здесь деньги, бизнес – перечислять больше налогов, это позитивно отразится на экономической жизни. Я уверен – это очень интересный и полезный проект.
    По плану трассу, на которой с 2014 по 2020 год будет проходить Гран-при России, построят в Олимпийском парке в Имеретинской долине. Контракт предусматривает опцион на продление проведения гонки и после 2020 года.
    Интересно, что болид «Формулы-1» – не первый гоночный автомобиль, за руль которого садился Владимир Путин. В 2005 году он управлял КамАЗом, на котором российские спортсмены участвовали в ралли «Париж – Дакар».
 ||  Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».
Фото с сайта председателя Правительства РФ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex