на главную страницу

12 Ноября 2010 года

Армия и общество

Пятница

ПОПАДАНИЕ - В ДЕСЯТКУ

Вице-адмирал Адам РИМАШЕВСКИЙ, начальник Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова».



Принципиальные требования, которые предъявляются к системе подготовки кадров в связи с формированием нового облика Вооруженных Сил, удается реализовывать в Военном учебно-научном центре ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». С момента его создания 15 июля 2009 года прошло уже больше года. Поэтому есть возможность обобщить полученный опыт и подвести некоторые итоги.

     Завершено формирование территориально-распределенной структуры Военного учебно-научного центра ВМФ «ВМА». Напомню, что в него входит 12 учебных и научных учреждений. Это Военно-морская академия, Высшие специальные офицерские классы, пять военно-морских институтов, три НИИ, Нахимовское военно-морское училище и Кронштадтский морской кадетский корпус.
     Впервые за многие годы столь разные организации стали жить и работать под единым командованием, а значит, и по единым требованиям. Начали функционировать новые для образовательных учреждений ВМФ структурные подразделения: Учебно-методический центр, Центр организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, Научно-исследовательский центр проблем развития и функционирования ВМФ, Научно-исследовательский центр образовательных и информационных технологий.
     На практике удалось воплотить в жизнь единение науки и образования. При этом выиграли и наука, и образование. Образование пополнилось отрядом научных сотрудников, которые принесли новые знания. В то же время созданы условия, которые позволили курсантам участвовать в научной работе.
     В работе по модернизации содержания профессионального образования мы исходим из следующих положений.
     Первое. Необходимо организацию и содержание подготовки офицеров привести в соответствие с современным характером вооруженной борьбы. Это и появление феномена «сетецентрических войн», и межвидовой характер вооруженной борьбы не только на стратегическом уровне, но и на оперативном и тактическом.
     Второе. К деятельности, связанной с обеспечением военного дела, привлекаются сторонние организации, внедряется аутсорсинг. В наших филиалах в г. Петродворец - ВМИРЭ имени А.С. Попова, в
     г. Пушкин - ВМИИ, в г. Калининград - БВМИ имени Ф.Ф. Ушакова аутсорсинг уже внедрен путем передачи забот по обеспечению питания курсантов «Военторгу». А в филиале в г. Владивостоке - в ТОВМИ имени С.О. Макарова - эта схема реализуется еще с 2006 года. Завершена передача функций по обслуживанию жилищно-казарменного фонда, тепловых фондов и электрических сетей сторонним организациям.
     Третье. Развитие системы подготовки кадров осуществляется с учетом достижений национальной системы образования и мирового опыта. Результаты комплексного анализа работы делегаций Министерства обороны РФ по изучению опыта подготовки военнослужащих ведущих армий мира (США, Франции, Великобритании, Германии, Турции) позволяют взять лучшее из иностранных систем подготовки.
     Безусловно, сегодня уровень требований и к военно-учебному заведению, и к его научно-педагогическому составу, и к слушателям, и к курсантам, особенно старших курсов, возрастает. С 1 сентября этого года во всех образовательных подразделениях ВУНЦ ВМФ «ВМА» учебный процесс выстроен по кредитно-модульной схеме, внедрена балльно-рейтинговая система оценивания. И это сразу заставило слушателей и курсантов подтянуться, поскольку без промежуточной аттестации они не будут допущены к экзаменационной сессии.
     Четвертое. Мы намерены начать дифференцированную подготовку специалистов в зависимости от их будущих военных специальностей и перспектив дальнейшего служебного роста. Выработан замысел непрерывного образования и подготовки офицеров (обучение в вузе, командирская и боевая подготовка на флотах и в войсках, профессионально-должностная подготовка в органах военного управления), получения дополнительного образования или повышения квалификации в зависимости от вышестоящей воинской должности и перспектив службы каждого. Главным ориентиром в этой работе будет Единый квалификационный справочник воинских должностей ВМФ.
     Связанные с этой работой предложения одобрены на заседании военного совета Военно-морского флота в апреле текущего года. В Военном учебно-научном центре ВМФ создается система управления карьерно-образовательными траекториями специалистов ВМФ на весь период их службы. Таким образом, нам удастся сформировать единое информационно-образовательное и научное пространство ВМФ, интегрированное в аналогичную среду Вооруженных Сил РФ.
     Пятое. Для подготовки офицеров будут использоваться возможности гражданской высшей школы для снижения нагрузки и уменьшения затрат в ВМФ. В ВУНЦ ВМФ «ВМА» будут готовиться офицеры для замещения командных должностей и большинства должностей, связанных с эксплуатацией вооружения и военной техники. Специалистов обеспечения, гуманитарного, экономического профилей планируется готовить по четырехгодичным программам бакалавриата в учебных военных центрах ведущих гражданских вузов. В ВУНЦ ВМФ «ВМА» им затем будет достаточно пройти специализацию в течение двух лет.
     Здесь же продолжится подготовка старшин (сержантов) для ВМФ по наукоемким специальностям со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Также должна быть учтена необходимость прохождения старшинами (сержантами) индивидуального обучения в системе дополнительного образования один - шесть раз в зависимости от продолжительности службы (до 5, 10 и 20 лет).
     Шестое. Решается задача по формированию более гибкой системы подготовки офицеров для занятия конкретной воинской должности. Предполагается использовать систему сертификации получаемых компетенций и готовности человека к выполнению обязанностей по новой воинской должности. Над созданием структуры подобной системы оценивания или сертификации для ВМФ мы работаем с весны этого года.
     Предстоит отказаться от необходимости получения первого-второго-третьего высшего профессионального образования для занятия определенной воинской должности. Такое образование нужно давать офицерам только при смене объектов, сферы и видов военно-профессиональной деятельности через магистерские программы со сроком обучения два года.
     Седьмое. Идет внедрение информационной системы ВУНЦ ВМФ. В первоочередном порядке это осуществляется в наших филиалах. Например, в 2010 году в ТОВМИ будут установлены автоматизированные системы «Интеграция-СВО», включающие цифровые каналы связи и систему видеоконференций, «Жетон» - управление кадрами и «Ирбис» - электронную библиотеку.
     На повестке дня - так называемый «Электронный вуз». Он предназначен для обеспечения функционирования территориально-распределенного военного учебного заведения (факультета, кафедры) и внедрения инновационных образовательных технологий. Иными словами, с помощью электронной сети будет выстроено единое образовательное пространство ВУНЦ ВМФ.
     Уже скоро мы будем иметь электронную систему управления учебным процессом. Она будет включать в себя электронный деканат и электронный портфель обучающегося (электронные расписания, журнал, зачетную книжку, аудит), а также электронные кафедру и кейс педагога (распределение нагрузки преподавателей, их индивидуальные планы, планы занятий), электронную систему проверки качества образования с кредитно-модульной организацией и балльно-рейтинговой системой оценивания, многофункциональный портал.
     В январе следующего года исполнится 310 лет военно-морскому образованию. Оно берет свои истоки от Школы математических и навигацких наук, основанной в 1701 году. Система военно-морского образования не раз давала ответы на вызовы времени. Способна на это и сегодня.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex