на главную страницу

13 Ноября 2010 года

Память

Суббота

Военно-исторический конкурс "Победа - 65"



     
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ КОНКУРСА!

     Как ни жаль, но пришла пора подводить итоги. Но сначала даем ответы на задание-8:
     1. «Коктейль Молотова» - это горючая смесь для поджога бронированной и автомобильной техники. В Финляндии считают, что идея создания зажигательной смеси принадлежит командиру отдельной саперной роты финской армии капитану Ээро Куиттинену (Eero Kuittinen). Это он в 1939 году опубликовал в техническом журнале, издаваемом в Выборге, статью о применении бутылок «polttopullo» - «горящая бутылка» - с горючей жидкостью. А имя председателя Совнаркома СССР этому «коктейлю» якобы дали за то, что именно В.М. Молотов, по мнению финнов, был инициатором решения проблемы безопасности Ленинграда военными средствами.
     Майору Бегали Якубжанову мы благодарны за редкий снимок - это «хлебница Молотова» (смотри фото). Вот что он пишет: «В разгар войны Хельсинки подвергался постоянным бомбардировкам советской авиации. Между тем Молотов в одном из своих радиовыступлений заявил, что Советский Союз доставляет продовольствие голодающим финнам. Финны немедленно стали называть советскую авиационную бомбу РРАБ-3 «хлебная корзина Молотова», а кассетные бомбы - «хлебницами Молотова». Бомба была длиной 2,25 метра и диаметром 0,9 метра, содержала 60 маленьких зажигательных бомб. За счет хвостового оперения бомба при падении крутилась, и центробежной силой эти бомбы разбрасывались...
     Согласно другой версии (СССР) название было дано бутылкам с самовоспламеняющейся жидкостью КС или БГС. 7 июля 1941 года Государственным Комитетом Обороны было издано постановление за подписью Молотова: «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)», которое обязало Наркомпищепром организовать с 10 июля 1941 года снаряжение литровых стеклянных бутылок огнесмесью по определенной рецептуре.
     А если заглянуть в глубину веков, как это сделал Евгений Антропов, то можно узнать следующее. Первооткрывателями зажигательного оружия стали древние греки. Во всяком случае, первое по хронологии упоминание о горшке с загорающейся от удара смесью восходит именно к ним. Первый прототип «коктейля» появился предположительно в 424 году до н. э. в битве при Делии: тогда из полого бревна выпускалась смесь сырой нефти, серы и масла. Второе упоминание относится уже к VII веку эры нашей. В 673 году византийцы в битве с арабами при Киликии использовали так называемый греческий огонь.
     В 1893 году известный русский изобретатель Зигер-Корн создал ранцевый огненный прибор, а впервые в большом количестве огнеметы (или пламеметы, как тогда говорили) были использованы на поле боя германскими войсками в 1915 году. Впоследствии огнеметы были приняты на вооружение всех воюющих армий и использовались для усиления огня пехоты и подавления противника там, где действие ружейно-пулеметного огня оказывалось недостаточным.
     Бутылки с зажигательной смесью применяли испанские республиканцы в ходе гражданской войны в Испании против франкистских танков. Летом 1939 года советские танкисты столкнулись с японскими «бутылочниками» на Халхин-Голе...
     В августе 1941 года в Саратове А. Качугин, М. Щеглов и П. Солодовник разработали удобный в применении вариант зажигательной смеси. Потом тульские оружейники разработали и внедрили в производство (в полукустарных условиях прифронтовой полосы, когда почти все оборудование было эвакуировано в тыл) запал для бутылок...
     История с «горючими бутылками», к сожалению, и сегодня имеет продолжение - в той же Франции, где при проведении антиправительственных демонстраций «коктейли» снова идут в ход...
     2. «Ленинградский «максим»... История такова. Из-за нехватки металла в блокадном Ленинграде обычный «максим» на заводе полиграфического оборудования имени Макса Гельца выпускали на «деревянном ходу»: делали колеса из дерева или просто ставили пулемет на санки.
     3. Маршал войск связи Андрей Иванович Белов в своей (к сожалению, тоненькой и малотиражной) книге «Воспоминания маршала войск связи» среди прочих интересных и важных моментов описывал следующий эпизод. Осенью 1941 года артиллеристы пожаловались Сталину на нехватку сильных биноклей с маркированной сеткой для точного целеуказания. «Кто у нас этим занимается?» - спросил вождь.
     Наш друг из Болгарии полковник-инженер запаса Красимир Тошев, чтобы ответить на вопрос, что же произошло дальше, дозвонился до Санкт-Петербурга, нашел директора Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Крылова Валерия Михайловича, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента РА РАН.
     С его помощью получил координаты Мартынова Анатолия Александровича - начальника отдела фондов, научной обработки и хранения экспонатов инженерных войск и войск связи и уже от него получил следующую информацию:
     «...На странице 109 воспоминаний маршала Белова А.И. говорится о том, что в начале войны Василевский (будущий маршал) докладывал Сталину об острой нехватке биноклей, прицелов и другой специальной техники. И Сталин поставил задачу директору ГОМЗ выпустить через 30 дней 60.000 биноклей...»
     Директор побледнел: «Товарищ Сталин, у меня весь завод на платформах, эвакуация!» Сталин, сделав вид, что не слышит, повторил цифру и сроки и предупредил: «Не выполните задачу особой государственной важности - мы вас расстреляем». Бедный директор ринулся по кабинетам Совнаркома собирать подписи на выделение предприятию всех потребных строго лимитированных материалов. И везде просьбу Н.Д. Семенова удовлетворяли: слух о возможном его расстреле уже прошел по кабинетам, и каждый начальник выполнял последнюю волю «приговоренного»...
     Ровно через 30 дней Н.Д. Семенов доложил Сталину о том, что ГОМЗ поставил фронту 60.000 биноклей.
     4. «Голубая дивизия», или «Синяя», - это 250-я испанская добровольческая пехотная дивизия, сформированная в Испании, но воевавшая в составе вермахта под командованием немецких офицеров. Была разгромлена, но ее остатки продолжали сражаться на советско-германском фронте, в том числе и защищая Берлин в 1945-м. О солдатах и офицерах «Голубой дивизии» написано немало. В частности, сочетание высокой боеспособности испанцев и их разгильдяйства было отмечено после боя в Красном Бору генералом Гальдером: «Если вы увидите немецкого солдата, небритого, с расстегнутой гимнастеркой и выпившего, не торопитесь его арестовывать, - скорее всего, это испанский герой». Эта фраза до сих пор висит в клубе ветеранов «Голубой дивизии» в Мадриде.
     Но мы-то надеялись, что хотя бы кто-нибудь из участников конкурса скажет: в ней воевали не только испанцы...17 итальянцев из этой дивизии после ее разгрома в 1943-м на Северо-Западном фронте маршал С.К. Тимошенко отпустил с миром восвояси.
     5. Известный дипломат и историк Валентин Фалин - человек, чрезвычайно осведомленный в международных вопросах, долгое время служивший послом СССР в ФРГ. Красимир Тошев дозвонился и в Германию, разыскал там Валентина Михайловича Фалина и получил от него исчерпывающие разъяснения.
     «Предложение об устройстве Большого Берлина внесла Англия. Это было сделано в 1947 г. на заседании Союзного Контрольного Совета на совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции. Предложение рассматривало два вопроса:
     1. О согласовании всех спорных вопросов, связанных с заключенным соглашением об определении временных зон контрольных органов в границах Большого Берлина.
     2. Признание, что Большой Берлин в дальнейшем будет столицей Советской оккупационной зоны.
     Об этом и была достигнута договоренность в ходе Потсдамской конференции, и всеми союзными сторонами подписан соответствующий Протокол.
     Но впоследствии этот Протокол почему-то так и не представили Сталину. Какой бы была судьба послевоенной Европы, если бы это исполнилось?..
     Этот Протокол в 1958 г. Валентин Михайлович показал Н.С. Хрущеву, а в 1959 г. он попал в руки А.А. Громыко. Министр иностранных дел СССР сразу проявил большой интерес к этому документу и позвонил Валентину Михайловичу: «Почему вы сразу не дали мне этот Протокол?» В.М. Фалин, работавший в те годы в другом ведомстве, ответил: «Потому что я не работаю для вас». После этого В.М. Фалина сразу перевели на службу в МИД.
     А Берлин стал, как и прежде, Большим только после сноса Стены и объединения ГДР и ФРГ...»
     Жюри искренне благодарит Валентина Михайловича ФАЛИНА за участие в нашем конкурсе посредством консультации и желает ему крепкого здоровья и как можно дольше радоваться жизни!
     А ТЕПЕРЬ ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
Мы выражаем благодарность за участие в конкурсе Татьяне Марьясиной, Константину Холодилову, подполковнику Дмитрию Анатольевичу Самосвату из Костромы, полковнику А.К. Андрееву, Тихомировым Андрею Борисовичу и Андрею Андреевичу из Подмосковья, Валентину Федоровичу Гужову из-под города Шенкурска и матросу срочной службы А.П. Ваганову из Северодвинска - оба из Архангельской области. Правда, не на все вопросы хорошо начавшие конкурс участники нашли правильные ответы...
     Ну а теперь фанфары! Победителями военно-исторического конкурса «ПОБЕДА-65» объявляются: полковник-инженер запаса ТОШЕВ Красимир из Софии - первое место. Второе и третье места поделили АНТРОПОВ Евгений Александрович из Барнаула и майор ЯКУБЖАНОВ Бегали Хатамович, заместитель командира учебной роты по воспитательной работе 978-го учебного спасательного центра из поселка Новогорный Челябинской области. Победители получат подарки, ценность которых определят они сами.
     Виват победителям! С уважением ко всем участникам
     
NikolayPal@redstar.ru.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex