100-миллиметровые снаряды ровно ложатся на дно глубокой воронки, на них аккуратно, в строгом порядке укладываются тротиловые шашки. Несколькими взмахами лопаты закладка присыпается землей, и специалисты инженерно-саперного взвода переходят к следующей воронке. Порядок действий тот же. Когда все двадцать точек размещения боеприпасов будут подготовлены, к закладкам с боеприпасами подключат электродетонаторы и после проверки электросетей и соблюдения всех требований безопасности на подрывной станции прозвучит команда «Взрыв!». На специально подготовленных площадках полигонов Балтийского флота продолжаются работы по утилизации боеприпасов, отслуживших положенный срок.
Заместитель начальника морской инженерной службы Балтфлота полковник Игорь Романов поясняет:
- Согласно приказу министра обороны и начальника Генерального штаба данный вид работ мы начали проводить с апреля. К этому времени были подготовлены площадки, проведено их ограждение, зачистка, проложены электровзрывные сети. Особое внимание уделяем спецподготовке личного состава, занятого на этих работах. Боеприпасы, у которых закончился срок хранения, уничтожались и прежде, но работа небольших групп саперов в арсеналах, конечно, не могла решить задачу оптимизации системы хранения боезапаса. Сейчас решается задача в короткие сроки и в необходимых масштабах освободить склады от боеприпасов, которые не только не годны к применению, но и могут представлять угрозу для населения. Поэтому, кстати, содействие в решении этой задачи оказывают нам органы местного самоуправления.
На Балтийском флоте утилизация боеприпасов номенклатуры РАФ производится на семи площадках силами специалистов морской инженерной службы. Параллельно боеприпасы своей номенклатуры уничтожают спецгруппы береговых войск и морской авиации. В общей сложности в работах по утилизации старых боеприпасов задействовано около трехсот военнослужащих. Зона ответственности отдельного морского инженерного батальона - полигон Хмелевка.
Ежедневно в начале восьмого утра по песчаной полосе Балтийского побережья к району утилизации вездеходный «Урал», доставляет группу военнослужащих. Позже за ним проследуют машины с боеприпасами - в целях безопасности их привезут ровно столько, сколько можно уничтожить за один день. От незваных гостей этот участок полигона защищен десятью постами двойного оцепления, повсюду упреждающие знаки, да и сама площадка тщательно огорожена. В период купального сезона близость песчаного пляжа доставляла саперам немало хлопот, приходилось десятки раз объяснять отдыхающим опасность проникновения в эту зону. Только максимальная бдительность военнослужащих позволила обойтись без происшествий, хотя и приходилось очищать площадку фактически дважды - сначала от людей, и только потом уже от снарядов. Сейчас на смену купальщикам пришли собиратели янтаря. И вновь свою работу саперы начинают с доскональной проверки территории, сохраняя неусыпное внимание в течение всего рабочего периода.
Матросы срочной службы к взрывным работам, конечно, не привлекаются, они заняты на разгрузке транспорта с боеприпасами, под руководством старших офицеров помогают раскладывать их на места уничтожения. Как только укладка закончена, личный состав убывает на безопасное расстояние за пост оцепления. Но даже для таких вспомогательных работ военнослужащие срочной службы проходят тщательный отбор. Помимо той учебной программы, что предусмотрена для каждой военной специальности, они двадцать один день проходят специальный курс обучения. Затем, сдав необходимые зачеты и экзамены, попадают на дополнительную медицинскую комиссию. Но даже отличники с богатырским здоровьем не будут допущены к этой работе, если свое добро не дадут психологи. Последний тому пример - в результате самых масштабных за последнее время саперных курсов на базе отдельного морского батальона допуск к взрывным работам получили только две трети курсантов.
Командир батальона подполковник Игорь Гришин считает, что так и должно быть:
- Самое главное в работе сапера - беспрекословное исполнение инструкции и умение сохранить в себе чувство опасности. Если даже у опытного сапера со временем «замыливается» глаз, появляется излишняя уверенность, мы стараемся освободить такого человека от данного вида работ, дать передохнуть.
Действительно, работу саперных взводов легкой не назовешь. Да и условия полигона - летом под палящим солнцем, а сейчас под проливными дождями и пронизывающим ветром - добавляют сложности. Но на авандюне, где расположены подрывная станция, блиндаж и подземное укрытие, есть все необходимое, чтобы личный состав мог отдохнуть, перекусить и попить горячего чаю, укрыться от непогоды.
Работают саперные взводы только до обеда, освобождая во второй половине дня полигон для занятий бригады морской пехоты. Но даже за это короткое время производится огромный объем работ. В день на Хмелевке уничтожается около 200 крупных боеприпасов, если же они меньшей номенклатуры, то количество достигает двух тысяч. И хотя новаторство в деле сапера не приветствуется, специалисты отдельного морского инженерного батальона на своем участке все же решили применить собственную тактику. Чтобы не доставлять никаких неудобств населению соседних поселков, снизили количество единовременно уничтожаемых боеприпасов. На Хмелевке допустимая граница - 50 килограммов в тротиловом эквиваленте, саперы закладывают лишь 35.
- Мы решили, что лучше сделать побольше дополнительных точек подрыва, но уничтожать опасные закладки меньшим зарядом, - рассказывает командир инженерно-саперного взвода инженерной роты лейтенант Михаил Белькевич. - И себя обезопасили, и население. Сначала проводим несколько пробных подрывов, находим оптимальный вариант закладки тротила для каждого вида боеприпаса, чтобы разрушить его полностью, без всяких остатков взрывчатого вещества. Эти наши «технические разработки» - новые методы закладки - позволяют проводить утилизацию качественно, надежно, со стопроцентным уничтожением.
На Хмелевке ежедневно взлетает на воздух, оседая темной гарью на прибрежном песке, почти восемь тонн снарядов, мин, патронов и других видов боеприпасов. В паспортах хранения некоторых из них стоит дата изготовления - 1954 год...
Каждый день после проведения взрывных работ на этом участке полигона в радиусе полукилометра проводится зачистка территории, еще и еще раз проверяется, нет ли где случайно неразорвавшегося снаряда. Поддерживая в зоне своей ответственности несколько степеней безопасности, саперы дают гарантию - больше здесь ничего не взорвется.
А гарантию немедленной помощи в случае чрезвычайной ситуации самим саперам обеспечивают медицинские и пожарные службы, которые дежурят наготове неподалеку. Например, пожарный расчет обязан прибыть к очагу возгорания за семь минут. На недавних учениях пожарные показали, что способны приступить к ликвидации огня уже на пятой. Причем тушить возгорание приходится лежа, дабы не попасть под ударную волну и не пострадать от разлетающихся осколков. Такова специфика этой работы.
У каждого из подлежащих уничтожению боеприпасов тоже своя специфика, особые характеристики. Прежде чем приступить к ликвидации, саперы досконально изучают особенности каждого вида боеприпасов. Учебно-материальная база отдельного морского инженерного батальона позволяет проводить занятия личного состава не только в учебных классах, но и в каждой роте на наглядных пособиях. Все офицеры ОМИБа проходят курс обучения минно-взрывному делу в специальном межведомственном учебно-методическом центре.
- Дело-то серьезное, - объясняет командир взвода разграждения инженерно-десантной роты лейтенант Денис Замарацкий, только что вернувшийся из центра. - Без абсолютного знания технологии утилизации сюда никто не может быть допущен. Работа, конечно, трудоемкая и опасная, но если четко исполнять инструкцию, не терять внимательности и сосредоточенности - ошибки невозможны. Вообще, для службы в инженерных войсках такие качества, как максимальная бдительность, собранность и ответственность, просто необходимы. Они - первооснова.
«Значит, инициатива у вас не приветствуется?» - задаю провокационный вопрос командиру бригады подполковнику Игорю Гришину.
- Инициатива должна быть разумной и обоснованной. Например, заряд к некоторым боеприпасам сначала закладывали несколько иначе, но практическим путем вычислили оптимальный вариант закладки, чтобы один заряд охватил весь боеприпас и уничтожил его полностью. У нас, безусловно, весь процесс утилизации находится под жесточайшим контролем старших офицеров, все действия саперов расписаны по минутам, но работа - это не бездумное исполнение инструкции. Например, как утилизировать боеприпас в воронке, наполненной дождевой водой, подскажут опыт и практика, умение учитывать обстоятельства.
...Фигурный заряд из шести килограммов тротила, оптимальный по количеству и своему действию для 100-миллиметрового боеприпаса, уложен так, что находящиеся в его головной части взрывчатые вещества будут уничтожены полностью. Саперы уходят к подземным укрытиям, на опасной территории не остается ни души. По команде «Взрыв!» будет нажата кнопка конденсаторной подрывной машинки. Уничтожена очередная партия ненужного и опасного арсенала, на флагштоке над подрывной станцией белый флажок сменяет красный - задача выполнена.
За истекшие полгода силами инженерных подразделений Балтийского флота уничтожено более 250 тысяч штук отслуживших свой срок боеприпасов - почти семь тысяч тонн. Работы продолжаются.
На снимке: очередная партия боеприпасов будет утилизирована.