на главную страницу

16 Ноября 2010 года

Страна и мир

Вторник

Право на статус

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



     В четверг в Баку пройдет третий саммит глав государств Прикаспийского региона. В нем примут участие президенты Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. В ходе встречи Ильхам Алиев, Махмуд Ахмадинежад, Нурсултан Назарбаев, Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухамедов продолжат разговор по основному вопросу, стоящему перед пятью государствами долгих 18 лет, - определению правового статуса Каспийского моря (озера), а также обсудят тему сотрудничества в сфере региональной безопасности.
     Напомним, что первый подобный саммит состоялся в Ашхабаде в 2002 году. Тогда были заявлены позиции сторон, однако это не привело к какому-либо консенсусу. Спустя пять лет состоялась встреча в Тегеране, где была принята декларация, ограничивающая присутствие в регионе Каспийского моря третьих стран. За этот период с границей недр между собой определились: Россия, Казахстан и Азербайджан по принципу: «Делим дно, вода общая». Туркменистан, по официальным данным, выступает за разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы (зоны) на основе принципа срединной линии по договоренности сопредельных и противолежащих государств. В свою очередь, Иран предлагает разделить море на пять равных частей по 20 процентов каждому прибрежному государству.
     Накануне встречи в Баку политологи выразили надежду, что саммит приблизит окончательное и справедливое решение вопроса о правовом статусе Каспийского моря и это станет гарантией прочного мира и стабильности в регионе. А планирующееся в его ходе подписание соглашения по сотрудничеству в сфере безопасности и правоохранительным органам на Каспии, по их мнению, свидетельствует о твердой решимости и политической воле стран региона максимально быстро решить проблему.
     Впрочем, проект соглашения не предусматривает регулирования военно-политических аспектов на Каспии. Он включает в себя разработку механизмов сотрудничества между различными компетентными структурами государств - таможенными, пограничными, внутренних дел, МЧС - с целью борьбы с преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, контрабандой и незаконной деятельностью на Каспии. Тем не менее подписанное в этой области соглашение несомненно сблизит позиции сторон и откроет обнадеживающие перспективы на будущее.
     Придерживаются этой точки зрения и эксперты, выразившие в целом сомнение в том, что нынешний саммит станет поворотным в отношении пяти стран и на нем будет решен вопрос о правовом статусе Каспийского моря. Причины этого кроются в том, что отсутствие противоречий по этому вопросу в «треугольнике» Азербайджан - Казахстан - Россия не снимает остроты проблемы. Как не снимает ее и прагматичность двусторонних взаимоотношений Москвы с остальными государствами «пятерки».
     Пока остаются непреодолимыми противоречия между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном, которые чреваты серьезным осложнением ситуации. При этом жесткая позиция Ирана, который, напомним, добивается раздела Каспия на равные доли по 20 процентов, располагающего всего 16 процентами побережья моря (озера) и желающего поделить в том числе и воду, не является непреодолимой. Здесь для начала движения вперед достаточно, чтобы между собой договорилась «постсоветская «четверка» и потом вышла со своими согласованными предложениями к Ирану.
     Однако в настоящее время консенсусность в выработке общей позиции «четверки» также затруднена. Сказываются противоречия между Азербайджаном и Туркменистаном по нефтяному месторождению Кяпаз (Сердар). Кроме того, Ашхабад в своей позиции явно учитывает прогнозы ученых по поводу роста мирового потребления газа на 25 процентов в предстоящие 30 лет. Обладая значительными разведанными и доказанными запасами газа на Каспии, Туркменистан продолжает придерживаться особого мнения.
     В том, что каждая из прикаспийских стран преследует при решении вопроса раздела Каспия прежде всего свои национальные интересы, ничего удивительного нет. Как нет ничего удивительного и в том, что и в согласованном «треугольнике» Азербайджан - Казахстан - Россия есть свои взгляды на вопрос прокладки нефте- и газопроводов по дну Каспия. Тем не менее это не помешало им договориться по основополагающим и принципиальным моментам.
     Отметим, что согласованность позиций Баку, Астаны и Москвы позволила «подтянуться» и Ашхабаду - он уже не против раздела Каспия по срединной линии. Есть подвижки и у Ирана. Так, официальный представитель МИДа Ирана Мехманпараст недавно отметил, что «в результате определения окончательного статуса моря прибыль одной из стран может увеличиться или сократиться».
     Во всех пяти столицах прикаспийских государств прекрасно понимают, что отсутствие правого статуса Каспия облегчает проникновение в регион третьих сил, ведь здесь пересекаются интересы не только прибрежных стран, но и многих стран Ближнего Востока, государств Западной Европы и США. Внешние факторы стремятся найти выход к эксплуатации нефтегазовых и биоресурсов Каспия. В результате их действий, особенно на уровне двусторонней дипломатии в отношениях с прикаспийскими государствами, вопросы поиска, освоения и эксплуатации потенциальных месторождений нефти и газа Каспия и экспорта данных углеводородов на мировые рынки уже давно перешли из чисто экономической плоскости в политико-стратегическую. Зачастую именно их стараниями и формируется атмосфера недоверия в Каспийском регионе, набирает обороты процесс его милитаризации.
     По мнению генерального директора Института каспийского сотрудничества Сергея Михеева, у «прикаспийской «пятерки», как у всего региона в целом, сегодня есть только два реальных выбора. Первый - инерционный сценарий, в рамках которого все имеющиеся ныне негативные тенденции будут и дальше развиваться, постепенно ведя к обострению напряженности на Каспии. Способствовать этому будут прежде всего внерегиональные силы, которые, как всегда, играют на простом принципе: «Разделяй и властвуй». Их не волнует, что стимулируемое ими соперничество может привести к вооруженным конфликтам.
     Второй сценарий - внутрирегиональная кооперация «пятерки». Только те, кто действительно заинтересован в процветании и спокойствии региона, способны за столом переговоров выработать оптимальную и гармоничную модель взаимоотношений на Каспии. Только таким образом - через региональную интеграцию - можно избежать конфликтов и непоправимых ошибок. Только так можно добиться лучшего будущего для этого региона планеты.
     В подобной ситуации, по мнению Михеева, как никогда актуальна инициатива России по созданию Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС), которая была выдвинута в 2008 году. В конце августа этого года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в своем интервью азербайджанским СМИ заявил, что «есть все основания для того, чтобы объединяющие нас вопросы, касающиеся сотрудничества в торговле, транзите и многого другого, рассматривались в рамках структуры, которая будет не обременительна, а будет достаточно гибкая, которая позволит вести разговор в пятистороннем формате по тем проектам, которые требуют такого многостороннего сотрудничества».
     Судя по всему, вопрос о создании ОКЭС Россия будет выносить на предстоящий каспийский саммит. Возможное же принятие предложения России о создании ОКЭС может стать весьма серьезным катализатором ускорения процесса определения правового статуса Каспийского моря (озера). Так или иначе, считает Михеев, других альтернатив для сохранения благоприятной во всех отношениях атмосферы на Каспии и противостояния воздействию негативных внешних сил у прикаспийских государств в настоящее время нет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex