
20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс - международный судебный процесс над бывшими руководителями нацистской Германии. Требование о создании Международного военного трибунала содержалось в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 года «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы». Именно СССР настоял на проведении международного судебного процесса. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль, как известно, считал, что нацистская верхушка должна быть казнена без суда. Но, по мнению И. Сталина, «что бы ни произошло, на это должно быть... соответствующее судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам»...
Впервые за всю историю к судебному процессу были привлечены в качестве подсудимых политические деятели, ответственные за планирование, подготовку и развязывание агрессивных войн. Нюрнбергский трибунал рассмотрел более трех тысяч подлинных документов, допросил около 200 свидетелей (еще несколько сот были допрошены особыми комиссиями по его поручению), принял 300 тыс. письменных показаний. По обвинению политических руководителей рассмотрено около 38.000 письменных показаний, по делу СС - 136.213; отрядов штурмовиков (СА) - около 10.000, службы безопасности (СД) - 7.000, генерального штаба и верховного командования вермахта - 3.000, гестапо - 2.000.
Международный трибунал изобличил германский нацизм в совершении тягчайших преступлений. Документально было доказано, что преступная клика преднамеренно планировала развязывание агрессивной войны, массовые убийства, рабский труд, зверское обращение с военнопленными и мирным населением, ограбление оккупированных земель. Признание агрессии Германии международным преступлением, установление персональной ответственности виновных в ее развязывании стало важной вехой развития принципов международного права.
Нацистское государство было признано ответственным и за военные преступления (к ним были отнесены нарушения законов и обычаев войны). За месяц до нападения на Советский Союз верховное командование вермахта разработало специальную директиву, предусматривавшую уничтожение всех захваченных политработников Красной Армии. Столь же преднамеренно и планомерно совершались преступления против человечности - убийства, истребление и другие жестокости в отношении гражданского населения. Так, инструкцией к плану «Барбаросса» от 13 марта 1941 года создавались специальные эсэсовские формирования для массового истребления советских людей.
Приказом Гитлера от 7 сентября 1941 года, получившим название «Мрак и туман», предписывалось добиваться устрашения мирного населения. Немецким войскам вменялось в обязанность применять любые средства даже против женщин и детей. Массовые расстрелы, умерщвление в газовых камерах и «душегубках», нечеловеческие условия содержания и изнурительный труд, рассчитанные на гибель людей от истощения и болезней, «медицинские эксперименты», проверки на людях химических веществ - все это не действия отдельных изуверов, а специально разработанная система преступлений против человечества, совершавшихся силами государства. Нацисты создали специальные концентрационные лагеря для организованного, систематического убийства, в которых уничтожались миллионы людей. Только на оккупированных территориях таких лагерей существовало около 10 тысяч.
Представителям западных держав хотелось замолчать обстоятельства прихода Гитлера к власти, избежать обсуждения вопроса об экономических корнях нацизма и войны, особенно щекотливого для них вопроса о международных связях немецкой экономической элиты с бизнесменами США и других западных стран. На заседаниях трибунала благодаря представленным доказательствам, прежде всего материалам обвинителей от СССР, было установлено, что еще до прихода Гитлера к власти он неоднократно встречался с промышленными и финансовыми магнатами. Представленные трибуналу доказательства так убедительно разоблачили преступную сущность германских монополий, что даже обвинитель от США вынужден был признать: «Крупные промышленники Германии виновны в преступлениях, изложенных в обвинительном заключении столь же, сколько и ее политические деятели, дипломаты и солдаты».
Особое внимание Нюрнбергский трибунал уделил анализу и осуждению фашистской идеологии. Главный обвинитель от СССР Р.А. Руденко заявил в своей вступительной речи: «...В лице подсудимых мы судим не только их самих, но и преступные учреждения и организации, ими созданные, человеконенавистнические «теории» и «идеи», ими распространяемые в целях осуществления давно задуманных преступлений против мира и человечества».
Предусматривалось, что после окончания Нюрнбергского процесса международный военный трибунал рассмотрит дела других военных преступников: крупных промышленников, финансовых магнатов, генералитета вермахта. Однако западные союзники начали чинить препятствия выполнению этого решения.
Тем не менее суд народов в Нюрнберге внес свой вклад в дело морального разгрома фашизма. Выработанные в Нюрнберге принципы способствуют и сегодня противостоянию нацистской идеологии, отстаиванию идей демократии и гуманизма, служат предостережением зачинщикам новых военных авантюр.