
Свою родословную сам полковник Евгений Шипиленко называет вертолетной. Не без основания. Первую строку в нее вписал еще дед по материнской линии – ныне майор в отставке Иван Максимович Подкатилов. Фронтовой летчик-истребитель, орденоносец, он был в числе тех, кого в начале 1950-х годов в срочном порядке стали переучивать на вертолетчиков. Не без труда полк пересел на совершенно иную машину – первый серийный вертолет Ми-1. К слову, последний из них был списан только в 1983 году.
Потом в строй стал отец – Валентин Владимирович Шипиленко. Прошел и Афганистан, и Чернобыль. Награжден тремя орденами. Закончил службу подполковником, руководителем полетов. Правда, интенсивная работа на переднем крае в районе Чернобыльской АЭС сказалась – ушел из жизни в 2002 году.
Понятно, что, имея такие корни, сам Женя Шипиленко не раздумывал над выбором профессии – пошел на третий заход на семейную профессию: после школы стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ). Окончив его в 1995 году, сам попросился в уже неспокойный в то время Северо-Кавказский военный округ. Туда прибыло почти три десятка выпускников СВВАУЛ, и лейтенанта Шипиленко направили в Ханкалу в 176-ю авиационную комендатуру. Там его определили на должность отнюдь не штабную – назначили авианаводчиком армейской авиации. Обычно выполнять эту задачу назначают опытных пилотов из числа самих летающих вертолетчиков, но в Чечне была своя специфика и специалисты требовались на постоянной основе.
За полтора года молодой офицер прошел хорошую школу: одно дело – сидеть за штурвалом вертолета, и другое – с земли помогать решать задачи тем, кто в воздухе. В то время на «свободную охоту» вертолеты вылетали редко – основной задачей была поддержка войск, эвакуация раненых. И тут роль авианаводчика была очень велика.
- Особенно непросто приходилось в ночных условиях, – вспоминает Шипиленко. – Вертолет в санитарном рейсе нужно было точно посадить на площадку. При этом его самого при заходе не видно – все огни в целях маскировки отключены. Дашь зеленую ракету для ориентировки экипажу, и ее тут же дублируют – бандиты подключались. Приходилось что-то придумывать: поджигали ветошь или дизтопливо в гильзах от снарядов – расставляли по квадрату. Это сейчас появились какие-то проверенные наработки, а тогда приходилось действовать методом проб.
Из СКВО старшего лейтенанта (звание присвоили досрочно. – Прим. автора.) Шипиленко направили служить в вертолетный полк в ЛВО. Но не прошло и трех лет, как вернулся туда, где начинал офицерскую службу, – развернулась антитеррористическая операция на Северном Кавказе. Учитывая его прежний опыт, офицера-вертолетчика прикомандировали в качестве авианаводчика к 138-й отдельной мотострелковой бригаде, батальоны которой активно участвовали в боевых действиях.
- Многих ребят, которые тогда поднимались в небо, хорошо знал, – рассказывает Евгений Валентинович. – К примеру, командира экипажа капитана Сергея Стреша еще по училищу. Даже позывные друг другу частенько давали такие, которые были хорошо известны лишь однокашникам. Вообще, в армейской авиации сложно найти вертолетчика, который бы не побывал в «горячих точках» и не пересекался там с кем-то. Перечень длинный: помимо Северного Кавказа, это Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Югославия.
Под Ачхой-Мартаном рота, с которой он вышел на боевую операцию,
в ноябре 1999 года попала в окружение. Вырваться из кольца во многом помогла грамотная работа авианаводчика: вертолеты, корректируемые Шипиленко, ювелирно «пробили» коридор, по которому мотострелки с боем успешно выбрались из окружения. За участие в этой операции отважный авианаводчик был награжден орденом Мужества.
Правда, в той «командировке на войну» Шипиленко был контужен. Понятно, что жене Эльвире об этом не сообщил, но прибывший в вертолетный гарнизон генерал-майор Анатолий Филиппёнок на встрече с семьями военнослужащих нечаянно проговорился. Дескать, все у ваших мужей хорошо, вот только несколько авианаводчиков в госпитале лежат. После этого волей-неволей пришлось и фамилии уточнить. Словом, Эльвира Вячеславовна пережила не лучшие дни...
Затем у Шипиленко была служба на Дальнем Востоке. Там, опять же учитывая прежний опыт, его рекомендовали начальником группы боевого управления армейской авиации ДВО. Другой уровень ответственности, специфика региона – все это Шипиленко постигал на практике.
В 2003 году поступил в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, после окончания которой получил назначение начальником штаба вертолетного полка в МВО. Четыре с лишним года на этой хлопотной должности – серьезное испытание. Это в первую очередь работа с личным составом. Тем более, что если в истребительном полку связь и тыл – отдельные подразделения, не входящие в общую структуру, то в вертолетном они в штате. Считает, что повезло с командиром полка, у которого было чему поучиться: полковник Александр Жирнов – опытный офицер, по-житейски мудрый. Удалось сплотить настоящий коллектив, решать сложнейшие задачи.
В прошлом году подполковник Шипиленко прибыл в Санкт-Петербург для прохождения службы в штабе ЛВО. Сейчас он – начальник отделения в отделе подготовки и применения авиации ЗВО.
- Считаю, что с подчиненным мне повезло, – поделился начальник отдела полковник Игорь Ноздрюк. – Грамотный и исполнительный офицер, имеет богатый опыт службы, что позволяет быстро и качественно решать вопросы в войсках. Некоторых командиров частей в ЗВО лично знает. К примеру, полковник Игорь Кукк в свое время был у него в училище инструктором. Не так давно хорошо поработал со своим подчиненным капитаном Дмитрием Булко на учении «Восток-2010» – этот опыт тоже еще будет востребован.
К слову, и праздник полковник Шипиленко встретит в командировке – сразу после нашей беседы он отправлялся на Северный флот. Теперь и там поле его деятельности со своими нюансами и определенными сложностями.
Что радует Евгения Валентиновича сегодня? Бывая в войсках и поддерживая связь с однокашниками, он знает, что довольно успешно идет перевооружение – поступают новые вертолеты.
- Когда оканчивал Сызранское училище, то прогнозы были пессимистичные – средств на новые машины у страны не хватало, – вспоминает он. – К счастью, они не оправдались. Нынешние выпускники поднимают в небо новые машины, у них прекрасные перспективы и впереди интересная служба. Поэтому праздник ребята встречают с хорошим настроением. Ну а то, что много работы, так к этому вертолетчикам не привыкать. Главное, летают они днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. На аэродромах жизнь кипит, а значит, и результаты в боевой подготовке будут обязательно.
На снимке: полковник Евгений ШИПИЛЕНКО.