на главную страницу

17 Ноября 2010 года

Они живут небом

Среда

Третий заход

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.




     Свою родословную сам полковник Евгений Шипиленко называет вертолетной. Не без основания. Первую строку в нее вписал еще дед по материнской линии – ныне майор в отставке Иван Максимович Подкатилов. Фронтовой летчик-истребитель, орденоносец, он был в числе тех, кого в начале 1950-х годов в срочном порядке стали переучивать на вертолетчиков. Не без труда полк пересел на совершенно иную машину – первый серийный вертолет Ми-1. К слову, последний из них был списан только в 1983 году.
     Потом в строй стал отец – Валентин Владимирович Шипиленко. Прошел и Афганистан, и Чернобыль. Награжден тремя орденами. Закончил службу подполковником, руководителем полетов. Правда, интенсивная работа на переднем крае в районе Чернобыльской АЭС сказалась – ушел из жизни в 2002 году.
     Понятно, что, имея такие корни, сам Женя Шипиленко не раздумывал над выбором профессии – пошел на третий заход на семейную профессию: после школы стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ). Окончив его в 1995 году, сам попросился в уже неспокойный в то время Северо-Кавказский военный округ. Туда прибыло почти три десятка выпускников СВВАУЛ, и лейтенанта Шипиленко направили в Ханкалу в 176-ю авиационную комендатуру. Там его определили на должность отнюдь не штабную – назначили авианаводчиком армейской авиации. Обычно выполнять эту задачу назначают опытных пилотов из числа самих летающих вертолетчиков, но в Чечне была своя специфика и специалисты требовались на постоянной основе.
     За полтора года молодой офицер прошел хорошую школу: одно дело – сидеть за штурвалом вертолета, и другое – с земли помогать решать задачи тем, кто в воздухе. В то время на «свободную охоту» вертолеты вылетали редко – основной задачей была поддержка войск, эвакуация раненых. И тут роль авианаводчика была очень велика.
     - Особенно непросто приходилось в ночных условиях, – вспоминает Шипиленко. – Вертолет в санитарном рейсе нужно было точно посадить на площадку. При этом его самого при заходе не видно – все огни в целях маскировки отключены. Дашь зеленую ракету для ориентировки экипажу, и ее тут же дублируют – бандиты подключались. Приходилось что-то придумывать: поджигали ветошь или дизтопливо в гильзах от снарядов – расставляли по квадрату. Это сейчас появились какие-то проверенные наработки, а тогда приходилось действовать методом проб.
     Из СКВО старшего лейтенанта (звание присвоили досрочно. – Прим. автора.) Шипиленко направили служить в вертолетный полк в ЛВО. Но не прошло и трех лет, как вернулся туда, где начинал офицерскую службу, – развернулась антитеррористическая операция на Северном Кавказе. Учитывая его прежний опыт, офицера-вертолетчика прикомандировали в качестве авианаводчика к 138-й отдельной мотострелковой бригаде, батальоны которой активно участвовали в боевых действиях.
     - Многих ребят, которые тогда поднимались в небо, хорошо знал, – рассказывает Евгений Валентинович. – К примеру, командира экипажа капитана Сергея Стреша еще по училищу. Даже позывные друг другу частенько давали такие, которые были хорошо известны лишь однокашникам. Вообще, в армейской авиации сложно найти вертолетчика, который бы не побывал в «горячих точках» и не пересекался там с кем-то. Перечень длинный: помимо Северного Кавказа, это Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Югославия.
     Под Ачхой-Мартаном рота, с которой он вышел на боевую операцию,
     в ноябре 1999 года попала в окружение. Вырваться из кольца во многом помогла грамотная работа авианаводчика: вертолеты, корректируемые Шипиленко, ювелирно «пробили» коридор, по которому мотострелки с боем успешно выбрались из окружения. За участие в этой операции отважный авианаводчик был награжден орденом Мужества.
     Правда, в той «командировке на войну» Шипиленко был контужен. Понятно, что жене Эльвире об этом не сообщил, но прибывший в вертолетный гарнизон генерал-майор Анатолий Филиппёнок на встрече с семьями военнослужащих нечаянно проговорился. Дескать, все у ваших мужей хорошо, вот только несколько авианаводчиков в госпитале лежат. После этого волей-неволей пришлось и фамилии уточнить. Словом, Эльвира Вячеславовна пережила не лучшие дни...
     Затем у Шипиленко была служба на Дальнем Востоке. Там, опять же учитывая прежний опыт, его рекомендовали начальником группы боевого управления армейской авиации ДВО. Другой уровень ответственности, специфика региона – все это Шипиленко постигал на практике.
     В 2003 году поступил в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, после окончания которой получил назначение начальником штаба вертолетного полка в МВО. Четыре с лишним года на этой хлопотной должности – серьезное испытание. Это в первую очередь работа с личным составом. Тем более, что если в истребительном полку связь и тыл – отдельные подразделения, не входящие в общую структуру, то в вертолетном они в штате. Считает, что повезло с командиром полка, у которого было чему поучиться: полковник Александр Жирнов – опытный офицер, по-житейски мудрый. Удалось сплотить настоящий коллектив, решать сложнейшие задачи.
     В прошлом году подполковник Шипиленко прибыл в Санкт-Петербург для прохождения службы в штабе ЛВО. Сейчас он – начальник отделения в отделе подготовки и применения авиации ЗВО.
     - Считаю, что с подчиненным мне повезло, – поделился начальник отдела полковник Игорь Ноздрюк. – Грамотный и исполнительный офицер, имеет богатый опыт службы, что позволяет быстро и качественно решать вопросы в войсках. Некоторых командиров частей в ЗВО лично знает. К примеру, полковник Игорь Кукк в свое время был у него в училище инструктором. Не так давно хорошо поработал со своим подчиненным капитаном Дмитрием Булко на учении «Восток-2010» – этот опыт тоже еще будет востребован.
     К слову, и праздник полковник Шипиленко встретит в командировке – сразу после нашей беседы он отправлялся на Северный флот. Теперь и там поле его деятельности со своими нюансами и определенными сложностями.
     Что радует Евгения Валентиновича сегодня? Бывая в войсках и поддерживая связь с однокашниками, он знает, что довольно успешно идет перевооружение – поступают новые вертолеты.
     - Когда оканчивал Сызранское училище, то прогнозы были пессимистичные – средств на новые машины у страны не хватало, – вспоминает он. – К счастью, они не оправдались. Нынешние выпускники поднимают в небо новые машины, у них прекрасные перспективы и впереди интересная служба. Поэтому праздник ребята встречают с хорошим настроением. Ну а то, что много работы, так к этому вертолетчикам не привыкать. Главное, летают они днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. На аэродромах жизнь кипит, а значит, и результаты в боевой подготовке будут обязательно.
     

     

     На снимке: полковник Евгений ШИПИЛЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex