на главную страницу

17 Ноября 2010 года

Геополитика

Среда

Энергетика: смена приоритетов

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».




     В СФЕРЕ нефтяного бизнеса один из самых уважаемых экспертов - шейх Ахмед Заки Ямани. Он возглавлял более 20 лет министерство нефти и природных ресурсов Саудовской Аравии и столько же председательствовал в Организации стран - экспортеров нефти. Ему принадлежит высказывание, которое, несомненно, станет хрестоматийным: «Каменный век закончился совсем не потому, что у человечества закончились камни». Это касается сегодня добычи «черного золота», экспорт которого гарантирует пока богатым нефтью странам экономическое благополучие.
     Нефтяной век завершится не по причине нехватки нефти - такое мнение все чаще высказывается ныне экспертами, которые следят за тенденциями в сфере новейших технологий. По их мнению, вопрос не в том, на сколько десятилетий хватит нефти мировой экономике, а в том, как быстро достижения современной науки позволят человечеству перейти на новые источники энергии. Сам факт неизбежности этого перехода никем не ставится под сомнение.
     Поэтому долгосрочные прогнозы развития топливно-энергетического комплекса, основанные только на показателях разведанных запасов углеводородного сырья и оценке перспектив геологоразведки, весьма приблизительны. Арабские шейхи уже давно поняли, что связывать будущее социально-экономическое благополучие своих стран с экспортом углеводородного сырья, весьма недальновидно.
     В энергетике неумолимо грядет смена технологий. Газ, правда, еще долго останется важным источником энергии, но доля нефти начнет уже в следующем десятилетии постепенно снижаться из-за уменьшения потребности в моторном топливе. Она будет востребована в прежних объемах лишь в нефтехимии. В повестке дня - организация промышленного производства аккумуляторов высокой емкости для электромобилей. В сообщениях мировых информационных агентств заметной становится тема электроавтомобиля.
     В США, сообщало агентство ИТАР-ТАСС, экспертами считается достижимым обеспечить переход страны на электроавтомобили к 2040 году. Предполагается, что к этому времени 75 процентов всего пробега пассажирских автомашин в США будут складываться из «электрических миль». А к 2030 году половина всего парка легковых и грузовых автомобилей в стране будет электрифицирована, что снизит спрос на нефть в США примерно на одну треть.
     Президент Барак Обама поставил цель: к 2015 году по американским дорогам должен ездить один миллион электроавтомобилей. В Белом доме считают, что это не только путь к созданию новых рабочих мест, но и возможность добиться для сверхдержавы конкурентного преимущества на мировом рынке. И это не только риторика, рассчитанная на избирателей. В США при покупке электромобиля каждому покупателю выделяется субсидия в размере 7,5 тысячи долларов. Калифорнийская компания «Тесла» получила от федеральных властей заем в 465 млн. долларов на разработку электроавтомобилей, для «Форда» открыта кредитная линия в 6 млрд. долларов на производство новых двигателей, в том числе электрических. Даже японская «Ниссан» получила 1,6 млрд. долларов на производство аккумуляторных батарей на своих американских заводах.
     Еще в 2005 году губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер запустил в своем штате десятилетний план по развитию возобновляемой энергии «Миллион солнечных крыш» и проект по развитию водородных заправочных станций «Водородное шоссе». «Мы учим людей использовать солнечную энергию, ездить на машинах с гибридным двигателем или на водородном топливе...» - сказал он, выступая недавно в Москве перед студентами Высшей школы экономики. Вопросами развития возобновляемой энергетики он намерен заниматься и после окончания губернаторского срока.
     КОНЕЧНО, в США существуют и более сдержанные настроения относительно электроавтомобилей - возможно, не без влияния нефтяных корпораций. В компании «Форд» считают, что к 2020 году на полноценные электромобили будет приходиться лишь 1-2 процента глобального спроса, на машины с гибридными двигателями - от 20 до 25 процентов, а с двигателями внутреннего сгорания - 75 процентов. Подсчитано, что зарядка электроавтомобиля удвоит ежедневный расход электроэнергии в семье, и в стране нынешняя инфраструктура электросетей с таким спросом не справится. На данном этапе такой автомобиль будет экономичным, если он используется для каждодневных поездок на работу, расположенную недалеко от дома (при возможности подзарядки ночью от обычной электрической розетки). Если путь до работы и обратно превышает 100 миль, то выгоднее обыкновенный автомобиль.
     В Японии также заняты внедрением электромобилей. Хорошо известные в России автомобилестроительные концерны «Мицубиси» и «Ниссан» уже приблизились к созданию машин, которые сопоставимы по ценам с «бензиновыми» автомобилями. Пока электромобили «Мицубиси» и «Субару» стоят 40 тысяч долларов, но на подходе «Ниссан» с ценой около 30 тысяч долларов - с учетом правительственных субсидий на экологически чистые машины и льгот.
     Основной недостаток современных электроавтомобилей - потребность в частой подзарядке. «Ниссан Лиф» и «Мицубиси-ай-Мив» на одной подзарядке могут проехать 150-160 километров. Сейчас создается электромобиль на 300 км, конструкция которого очень интересна: в движение его приводит система экономичных и компактных по размерам электродвигателей, встроенных в каждое из четырех колес пятиместной машины.
     В Японии, как и в США, усилия концернов в области разработки электроавтомобилей поддерживает правительство. На улицах Токио появились электромобили-такси, электроавтобусы, в стране строятся «электрозаправки». Японцы намерены восстанавливать мощность батарей на 80 процентов за 15-30 минут. По прогнозам, число электромобилей в Японии в 2020 году превысит 2 млн. и утроится к 2030 году.
     Но на пути к «электрификации» Япония встретила серьезную преграду. Для производства ионно-литиевых батарей требуются редкоземельные металлы, а свыше 90 процентов мировых запасов лития, ванадия и других редких металлов находится на территории Китая. Отношения между этими азиатскими державами далеко не простые. В сентябре этого года, например, возникла напряженность после задержания вблизи спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао) китайского траулера. Японская сторона заявила, что Китай якобы ограничил поставки в Японию редкоземельных металлов.
     Японцы сейчас ставят перед собой задачу создания общенациональной системы, призванной объединить усилия правительства и концернов «при проведении дипломатии обеспечения страны ресурсами и выработке в этой сфере долгосрочной стратегии». В срочном порядке принимаются меры по диверсификации импорта стратегического сырья. Среди потенциальных партнеров для заключения соглашений называются Вьетнам, Монголия, Казахстан и Южно-Африканская Республика.
     В УСЛОВИЯХ обострившихся проблем мировой экономики это вполне объяснимое явление. Ведущие державы, несмотря на декларируемые их лидерами на мировых саммитах заверения в готовности к взаимодействию, фактически держат курс на экономическое обособление, чтобы пережить «смутные времена», если потребуется, за счет других. Некоторые аналитики даже утверждают, что мир исчерпал возможности для развития за счет глобализации. Во всяком случае в энергетической сфере на смену периоду глобализации приходит время региональной энергетической самодостаточности.
     Характерен пример США, которые уже не полагаются на поставки энергоресурсов из арабских стран и придерживаются стратегии обеспечения национальной энергетической безопасности за счет собственных ресурсов и поставок из соседних Канады и Мексики. Администрация Обамы отменила мораторий на бурение на внешнем континентальном шельфе, введенный в июле после катастрофической утечки нефти в Мексиканском заливе. Резко возросла добыча сланцевого газа. Прогресс в технологиях бурения позволил существенно снизить цену. Объем добычи газа на территории США вплотную подошел к уровню потребления (около 650 млрд. кубометров в год). Это позволило резко сократить импорт сжиженного природного газа (СПГ).
     Евросоюз следует примеру США - стремится обеспечить энергетическую безопасность за счет сокращения импорта, прежде всего из России. Осуществляется диверсификация источников энергоресурсов, изучается американский опыт добычи сланцевого газа, делается также ставка на энергосберегающие технологии. Каждый евро, вложенный в обеспечение эффективности энергетического комплекса, позволит, как ожидается, сэкономить вдвое больше на инвестициях в производство энергии.
     Особое внимание в Европе, как и в США, уделяется альтернативным источникам - таким, как солнце и ветер. В Европе в прошлом году 60 процентов новых энергетических мощностей было создано за счет возобновляемых источников, в США - 50 процентов. Перспективным направлением развития в этой области рассматривается ветряная энергетика, увеличиваются объемы мощностей солнечной энергетики. Лидерство здесь принадлежит Германии, за ней в Евросоюзе следуют Чехия и Бельгия. Многие дома в Европе уже используют систему нагрева воды посредством энергии солнца.
     Наша справка. В 2010 или 2011 году объем новых мощностей, созданных в мире в сфере альтернативной энергетики, превысит объем мощностей, созданных за счет традиционных источников (нефть, газ, уголь и т. п.). За период 2005-2009 годов объемы капиталовложений в ветроэнергетику в среднем ежегодно росли на 27 процентов, в солнечную энергетику - на 21 процент, в производство биотоплива - на 51 процент. В 2009 году почти 25 процентов электроэнергии, выработанной на планете, пришлось на альтернативную энергетику.
     В Японии совместно с США ведутся интенсивные работы над проектами «умных энергосистем», пилотные объекты таких систем пройдут испытания на острове Окинава. Предполагается оснастить большую часть домашних хозяйств автономными мини-электросистемами, работающими на солнечных панелях и располагающими ионно-литиевыми накопителями энергии. Излишки электроэнергии, наработанной ими, будут поступать в региональные энергосети по специально установленному льготному тарифу.
     ЗАПАДНЫЕ эксперты отмечают также активность Китая в освоении альтернативной энергетики, объем государственных и частных инвестиций в этой области увеличился в прошлом году на 53 процента. Эта азиатская держава не так бедна, как принято считать, и традиционными энергоресурсами. Запасы нефти в последние три года увеличивались ежегодно примерно на 1 млрд. тонн. В стране развернуто масштабное строительство крупных газо- и нефтехранилищ. В комплексе с введением в эксплуатацию нефтепроводов из Казахстана и России, газопровода из Туркмении это позволяет Поднебесной довольно уверенно чувствовать себя даже в случае, если временно не удастся использовать морские коммуникации для доставки нефти и СПГ.
     Кроме того, в КНР значительные усилия прилагаются для повышения технического уровня добычи и использования угольных месторождений. Китайцы обладают достаточно эффективной технологией сжижения угля, запасы которого в стране значительны и благодаря геологоразведке продолжают расти (в 2007 году - на 40,6 млрд. тонн, 2008-м - 23,1 млрд., 2009-м - 50,4 млрд.).
     Таким образом, основные центры мировой экономики (США, Евросоюз, КНР, Япония) стремятся обрести максимальную автономность в энергетической сфере, полагаясь в первую очередь на новые технологии. К этому надо добавить, что на подходе создание водородных двигателей для автотранспорта. Уже упоминавшийся шейх Ахмед Заки Ямани указывает, что «нефтяная эра» окончательно завершится, когда человечество сумеет перейти на использование водородных двигателей. «В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться, - сказал он не так давно в интервью японскому информационному агентству «Киодо». - В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических автомобилей. Нефтяная эра окончательно закончится, если удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить».
     Безусловно, вопрос этот в техническом аспекте очень непрост. Топливные батареи такого типа гораздо тяжелее обычных двигателей. Производство «водородных» автомобилей при нынешних технологиях нерентабельно и из-за дороговизны платины, используемой в качестве катализатора в топливных элементах. Барак Обама, став президентом, распорядился закрыть Фонд развития автомобилей с водородными двигателями, созданный президентом Джорджем Бушем. Министр энергетики США лауреат Нобелевской премии по физике Стивен Чу придерживается мнения, что водородные автомобили если и появятся на дорогах в большом количестве, то лет через 15-20, а гибриды с электродвигателями - дело сегодняшнего дня.
     Но работы в этой области продолжаются. Британская инновационная компания сумела создать модель городского автомобиля (Riversimple Urban Car - RUC), использующего в качестве топлива водород, преобразуемый в электроэнергию с помощью небольшого топливного элемента. На массовый рынок он выйдет через два года. А президент французской компании «Пежо-Ситроен» Жан-Мартин Фольц недавно представил публике первый в мире компактный водородный топливный элемент, который при заправке 54 литрами сжатого водорода (его вес всего 5 кг) позволит машине ехать на одной заправке 500 км.
     В НАУЧНОЙ среде идут разговоры и о возможности развития технологий прямого получения энергии из окружающего пространства. Опыты физика Николы Теслы, проводившиеся им в США еще век назад, свидетельствуют о существовании в принципе такой возможности. Тогда в силу комплекса причин, в том числе из-за сопротивления производителей электропроводов, его теоретические наработки не нашли применения, но в ближайшие два-три десятилетия на качественно новом технологическом уровне казавшиеся фантастикой задумки великого физика могут быть реализованы. Так что «нефтяная эра» объективно подходит к концу. Роль нефти в энергобалансе Евросоюза, куда идет основной поток экспорта российской нефти, неумолимо уменьшится независимо от того, сколько нефти еще сохранится в месторождениях.
     В этих условиях ориентация богатых энергоресурсами стран на продолжение экспорта жидких углеводородов чревата в долгосрочном плане - негативными последствиями. Перед этой группой государств уже сегодня встает вопрос, чем компенсировать предстоящее в недалеком будущем падение доходов. Этот вопрос, очевидно, актуален и для России. Возобновившийся рост цен на нефть (сейчас баррель стоит около 85 долларов) создает лишь временную иллюзию долговременности стабильности. К тому же рост цен - не столько следствие повышения спроса на нефть, сколько стремление крупных игроков на рынке пристроить свои миллиарды долларов. Федеральная резервная система США решила включить печатный станок и выбросит на финансовый рынок 600 млрд. долларов до середины будущего года. Часть этих гигантских средств банкиры вложат в нефтяные фьючерсы...
     


     

     P.S. Японские и российские специалисты, сообщил на днях ИТАР-ТАСС из Токио, продвигают уникальный проект создания на Сахалине крупной ветряной электростанции для налаживания на ее основе промышленного производства водорода как одного из самых перспективных видов топлива будущего. Станцию построят на юге Сахалина, где зафиксирована уникальная роза ветров. Она будет давать энергию для масштабного производства водорода из воды. По японской технологии его будут превращать в водородистое соединение, пригодное для транспортировки в танкерах при обычной температуре и давлении. Совместное предприятие начнет работать в середине 2013 года.
     Главным покупателем выступит Япония. Ее ежегодные потребности в этом топливе, по оценкам, к 2030 году достигнут 65,3 млрд. кубометров. Водород предполагается использовать в топливных батареях, которые будут вырабатывать энергию за счет соединения этого газа с кислородом из атмосферы. Побочным продуктом такой реакции будет только безвредный водяной пар.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex