на главную страницу

17 Ноября 2010 года

За кулисами истории

Среда

Из поколения фронтовиков

Владимир АНИСИМОВ.



26 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Николая Анисимовича Щелокова, который более 16 лет руководил Министерством внутренних дел СССР. Он был сыном своего сложного и противоречивого времени, что не могло не отразиться на его мировоззрении и поведении. Но, по свидетельству современников, нет оснований ставить под сомнение преданность этого главы МВД Родине, умение организовать слаженную работу огромного коллектива. В конечном счете министр стал жертвой сложных интриг в высшем советском руководстве, непрекращавшейся после смерти Сталина подковерной борьбы за власть между различными номенклатурными кланами.
Наш собеседник - Максим Брежнев, один из авторов книги «Министр Щелоков», написанной им в содружестве с Анатолием Вячеславовичем Науменко, генерал-лейтенантом милиции из МВД Украины. Работа увидела свет при поддержке Российского совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также Сергея Васильевича Саминского и Андрея Леонидовича Иванова (Группа «СТАРК Безопасность»).

     

     

     
Визитная карточка


     

     Брежнев Максим Александрович. Советник председателя Совета ветеранов Центрального аппарата МВД РФ по связям с ветеранскими организациями МВД стран СНГ. Автор книги «Министр Щелоков» - первой литературной биографии министра внутренних дел СССР Николая Анисимовича Щелокова. Лауреат премий ГУВД Московской области, кавалер ведомственных наград МВД РФ и МВД Украины. Лауреат премии Союза журналистов России, а также премии имени М.В. Ломоносова за вклад в развитие и укрепление отечественной культуры.




     

     

     - Максим Александрович, первый вопрос, вы случаем не родственник Леонида Ильича Брежнева?
     - Однофамилец.
     - Значит, в написании книги о человеке, близком к Генеральному секретарю ЦК КПСС, вы были движимы не родственными чувствами. Тогда чем?
     - Считаю, приходит время развенчания небезобидных мифов о нашем недавнем прошлом. Старшему поколению это имя знакомо, но, как правило, у большинства на памяти распространенные вокруг него мифы: друг генсека Брежнева, после его смерти снят с поста министра и обвинен в различных прегрешениях, исключен из партии, покончил жизнь самоубийством. Молодой же читатель практически не знает о нем ничего.
     В одной из новых биографий Брежнева я прочитал такие строки о министре Щелокове, ключевой фигуре в окружении генсека: до войны работал в Днепропетровске, во время войны - интендантом, и прямо указывается, что Брежневу нравилась жена Щелокова. Допустим, автор этой биографии на сто процентов прав. Но все же он обязан был сказать, что Щелоков до войны был председателем Днепропетровского горсовета. А предвоенные годы - это время очень напряженной работы. Ведь уже с 1940 года по приказу Сталина предприятия Днепропетровска переводились на выпуск военной техники.
     С началом войны, в 1941-м Щелоков организовывал эвакуацию заводов и населения, создавал оборонительные сооружения, проводил мобилизацию и т. д. Затем - действующая армия. Щелокову довелось быть начальником политотдела прославленной 218-й стрелковой Краснознаменной Ромодано-Киевской дивизии. Он участвовал во многих боях и сражениях, не раз поднимал бойцов в атаку.
     После Победы вместе с Брежневым руководил восстановлением разрушенной промышленности на Украине (заведующий отделом промышленности ЦК КП Украины). Когда Сталин направил Брежнева в Молдавию, туда поехал и Щелоков. Брежнев доверил ему один из самых сложных участков работы - создавать в республике промышленность, которой до этого не существовало вообще. После прихода к власти Брежнев поручил Николаю Анисимовичу заново создать союзное МВД, что и было с успехом сделано. Как видим, Брежнев не раз убеждался в возможностях Щелокова как руководителя, поэтому и опирался на него, очень ценил и даже по-братски любил. Вот вам и «жена понравилась».
     - В годы перестройки Щелокова «вычеркнули» из советской истории.
     - Имя Николая Анисимовича не просто вычеркнуто из отечественной истории, оно буквально втоптано в грязь. Создавались телепередачи, фильмы, книги, многочисленные статьи, в которых бывшего министра кем только не называли: жуликом, мафиози, взяточником, трусом. Правда, неясно, почему не был доведен до суда хотя бы один эпизод с его якобы «хищениями»? Почему не говорят, что золота и бриллиантов, приписываемых семье Щелокова, к огорчению следователей, не было найдено вообще?
     Казалось бы, официальной пропагандой за двадцать с лишним лет сделано все для его развенчания, но удивительная вещь: к Щелокову относятся с уважением в милиции и сохраняют о нем добрую память. Особенно часто о нем вспоминают ветераны МВД. Да и можно ли называть трусом человека, прошедшего всю войну, участвовавшего во многих боях?
     По-моему, это несправедливо. Я провел много бесед с сослуживцами и соратниками министра и видел, с какой теплотой и уважением они рассказывали о Николае Анисимовиче (Щелоковым мало кто его называл, в основном по имени-отчеству), характеризовали его как работоспособного, нестандартного руководителя, блестящего организатора, прекрасного человека. На посту министра он сделал больше, чем любой из его предшественников.
     Да и, как показало время, реформирование органов внутренних дел, проведенное под руководством министра Щелокова, оказалось наиболее удачным, целесообразным и эффективным за всю историю этого ведомства. Его дружба с Брежневым, доверие и взаимопонимание, существовавшие между ними, помогли сделать многое не просто для МВД, но и для всего дела борьбы с преступностью. Ему, например, принадлежала идея создания штаба МВД.
     - Штаба?
     - Да. Штаба. Ранее в МВД такой структуры не существовало. Щелоков везде, где бы ни работал, организовывал штаб. Этому научила армия, где штаб - неотъемлемая и весьма активная управленческая мозговая структура. Как-то в разговоре с министром иностранных дел Андреем Андреевичем Громыко Щелоков удивился: «Как это вы без штаба обходитесь? Это необходимый орган управления в каждой большой системе».
     Управляя сложным аппаратом, каким является МВД, руководство, коллегия Министерства не принимали при Щелокове ни одного серьезного решения, касалось ли это текущих или перспективных, стратегических вопросов, без большой предварительной, подготовительной работы штаба Министерства.
     Сразу же по приходе в МВД - это 1966 год - Щелоков начал осуществлять одну из главных своих задумок. Создать Штаб было непросто, потребовалось несколько лет, чтобы пробить идею «наверху». Все решения апробировались на уровне Отдела административных органов ЦК КПСС. В партийных и госорганах не все воспринимали нововведения в МВД с одобрением. Было много весьма влиятельных недоброжелателей. Как известно, добиваясь внедрения нового, нередко осложняешь жизнь не только себе, но и окружающим.
     Так, министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко высказался решительно против введения генеральских званий для высшего начальствующего состава Министерства охраны общественного порядка (МООП), преобразования Высшей школы МООП в Академию, установления на одном уровне с военнослужащими Советской Армии норм денежного довольствия и пенсионного обеспечения личного состава органов внутренних дел.
     - А разве тогда МВД не существовало?
     - При министре Дудорове (Николай Павлович Дудоров - министр внутренних дел СССР в 1956-1960 гг.; до этого, в 1954-1956 гг., возглавлял Отдел строительства ЦК КПСС. - Ред.) МВД как союзное министерство было упразднено. Это произошло в январе 1960 года. Это было в русле политики Хрущева, который считал, что борьбу с преступностью следует вести общенародными силами. «В социалистическом государстве, - говорил Никита Сергеевич, - каждый гражданин - агент милиции». Многочисленные народные дружины стали подменять деятельность милиции, численность которой из года в год сокращалась.
     После упразднения союзного МВД централизованное руководство борьбой с уголовной преступностью было нарушено. И это отрицательно сказалось на работе милиции, исправительно-трудовых учреждений, внутренних войск, пожарной охраны. Республиканские министерства охраны общественного порядка действовали разрозненно, взаимодействие, координация усилий резко ослабели. Это продолжалось около семи лет, понимание пагубности такой разобщенности в борьбе с преступностью становилось все более очевидным и в ЦК КПСС, и в союзных республиках. Все это привело к решению о создании Министерства охраны общественного порядка - МООП СССР.
     - Вы начали рассказывать о создании Штаба МВД...
     - Программа Щелокова по реформированию ведомства вызвала у многих высокопоставленных лиц, входивших в специально созданную комиссию Политбюро по рассмотрению этих вопросов, резкое неприятие. Поэтому многое из предложенного новым министром реализовывалось не сразу. В принципе все были заинтересованы в укреплении органов внутренних дел. Но не все одобряли новую структуру, особенно возросшие затраты. А Щелоков не уставал доказывать: нищая милиция опасна и для общества, и для государства.
     Когда организовывался штаб, Брежнев после доклада заведующего Отделом административных органов ЦК Николая Ивановича Савинкина потребовал от Щелокова объяснений.
     - Николай, что происходит? - позвонил он ему однажды по телефону. - Мне тут говорили, будто ты у себя второй Генеральный штаб создаешь...
     Надо сказать, что в советские годы крайне трудно было увеличить численность министерств, особенно в центральном аппарате. В ЦК и правительстве пришлось выдерживать настоящие битвы. Щелокову далеко не с первого захода удавалось выбивать по 10-15 единиц под новую структуру в центральном аппарате.
     Добавлю, что и генеральские звания тогда распределялись очень строго. Заместители союзного министра имели звания генерал-лейтенанта. Некоторые из них закончили карьеру в звании генерал-майора. Главе службы БХСС (по борьбе с хищениями социалистической собственности. - Ред.) Павлу Филипповичу Перевознику три раза отказывали в присвоении генеральского звания.
     В течение нескольких лет Щелокову пришлось доказывать необходимость образования штабной структуры. Он собирал необходимые бумаги, брал с собой специалистов и шел к партийному руководству убеждать в целесообразности, настоятельной необходимости Штаба.
     Изначально это структурное подразделение именовалось так: контрольно-инспекторский отдел (КИО). Подчинялся он непосредственно министру. В качестве самостоятельного отдела КИО вошел и в состав МВД СССР (25 ноября 1968 г. президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О переименовании Министерства охраны общественного порядка СССР в Министерство внутренних дел СССР». - Ред.) В обязанности отдела были вменены планирование, контроль и инспектирование служб и подразделений, то есть совершенствование управления.
     Каким Щелоков видел начальника штаба? Сошлюсь на слова Маршала Советского Союза Сергея Семеновича Бирюзова, которые Николай Анисимович взял себе на вооружение: «Командующий должен верить в своего начальника штаба, как в самого себя. Без этого работать нельзя. Начальник штаба - это не просто исполнитель. Он - дин из самых близких помощников командующего и непременно с творческим складом ума и характера. Со своим аппаратом на основе общего замысла командующего начальник штаба обдумывает все детали дела и готовит мотивированные предложения. С помощью его осуществляется контроль за исполнением приказов и обеспечивается управление войсками. Штаб можно сравнить с центральной нервной системой человека».
     - И кому министр доверил свой штаб?
     - Когда Щелоков подбирал кадры, зампред КГБ Георгий Карпович Цинев порекомендовал ему доцента Высшей школы КГБ Сергея Михайловича Крылова. Щелоков оценил его незаурядное мышление и предложил перейти в МВД, возглавить КИО. В феврале 1969 года на базе контрольно-инспекторского отдела образовывается качественно новый штабной аппарат - Организационно-инспекторское управление МВД СССР.
     Одновременно началось образование организационно-инспекторских аппаратов в регионах - в управлениях внутренних дел. В МВД Татарии впервые была создана специальная аналитическая группа, которая обобщала результаты и производила планирование деятельности оперативников. Разработали систему немедленного реагирования на серьезные преступления. Первым родился план «Перехват» по розыску и задержанию угнанных автомашин в Казани и пригородах. После его утверждения провели оперативную игру. На «угнанной» автомашине Виктор Ерин (будущий министр внутренних дел Российской Федерации. - Ред.) исколесил весь город и пригороды, но никто ее не остановил. Выводы были сделаны...
     Также родилось предложение о создании оперативного отделения в составе штаба республиканского министерства для руководства деятельностью дежурных частей и организации взаимодействия всех сил и средств для реагирования на происшествия любого характера. Затем пришла идея о разработке системы оперативного реагирования для организации взаимодействия служб при раскрытии тяжких преступлений и ликвидации побегов из мест лишения свободы и КПЗ, которую назвали «Сирена». И эта идея находит поддержку в МВД СССР.
     «Сирена» была внедрена в стране и до сих пор действует под своим первоначальным названием. Аналогично было и при разработке оперативных планов «Гром» - по задержанию вооруженных преступников, захвативших заложников и засевших в каких-либо строениях, «Защита» - по предупреждению и ликвидации массовых беспорядков.
     Организация штабов республиканских МВД и областных УВД на местах была, конечно, небезболезненным процессом. Особенно остро стоял вопрос комплектования новых подразделений. Оперативные службы неохотно уступали своих квалифицированных работников и перспективных молодых офицеров.
     Но Щелоков был категоричен: «Пусть недальновидные люди визжат и воют по поводу перестройки и нововведений, - подчеркивал он. - Им не понять, что при рубке большого старого леса иначе нельзя. Тем более, в истории еще ни одно глубокое преобразование не обходилось без грязной пены, без этакой накипи и наслоений. Других путей в ускорении решения поставленных задач нет. Так именно кадры, их подбор становятся главным и решающим фактором среди всех прочих в новых условиях».
     В сентябре 1971 года Организационно-инспекторское управление было переименовано в Штаб МВД СССР. Это была победа Щелокова! В 1972 году в его состав входили главная инспекция и семь отделов: организационно-аналитический, оперативный (включая дежурную часть МВД СССР), организационно-зональный, организационно-научный, организационно-штатный, нормативно-уставный, внешних сношений. В оперативное подчинение Штабу были переданы Главный научно-исследовательский центр управления и информации (позднее Главный информационный центр) и Организационно-методический центр МВД СССР по передовому опыту.
     - Значит, МВД как общесоюзная структура возродилось при Щелокове...
     - Именно так. Наследство ему досталось, повторюсь, незавидное. После так называемого реформирования, а фактически упразднения Хрущевым в 1960 году союзного МВД на улице оказались многие профессионалы, было ликвидировано союзное Главное управление милиции, координировавшее борьбу с криминальными структурами; разрушено профессиональное милицейское ядро центрального аппарата МВД СССР, накопившего огромный опыт борьбы с бандитизмом. Разрушенной оказалась и союзная структура службы БХСС - организатор усиливающейся борьбы с «цеховиками», расхитителями и дельцами экономического подполья. Все это благоприятствовало росту и развитию организованной преступности, теневого бизнеса и коррупции.
     

     (Продолжение следует.)
     


     

     К.С.Грушевой, Л.И.Брежнев, Н.А.Щелоков (слева направо, 1-й ряд). 1943 г.
     Н.А. Щелоков (справа), С.В. Щелокова. 1945 г.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex