Чуть более пяти лет назад президенты государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали решение Совета коллективной безопасности о создании Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) и утвердили положение о ней.

Комиссия была создана в целях объединения и координации усилий государств – членов ОДКБ по дальнейшему углублению и совершенствованию многостороннего сотрудничества в военно-экономической и военно-технической сферах. При этом должны были быть обеспечены необходимая преемственность и последовательность решения практических задач, связанных с разработкой, производством, поставками, эксплуатацией и утилизацией вооружений и военной техники. «Красная звезда» попросила председателя МКВЭС ОДКБ, заместителя министра промышленности и торговли РФ Юрия Борисова рассказать о работе комиссии и перспективах совершенствования кооперации по линии национальных оборонно-промышленных комплексов государств, входящих в состав ОДКБ.
- Юрий Иванович, удается ли межгосударственной комиссии воплощать в действительность задачи, определенные ей Советом коллективной безопасности?
- Будем откровенны. За пятилетний период удалось сделать далеко не все. Вместе с тем, несмотря на объективные и субъективные трудности, необходимая работа велась и определенные результаты достигнуты. Секретариат ОДКБ позитивно оценивает и нашу деятельность, и наши возможности. Впрочем, с его стороны имеется и ряд пожеланий, которые еще предстоит воплотить в жизнь. И здесь МКВЭС прежде всего необходимо отойти от декларативности в работе, перейти к практическому внедрению реальных и эффективных путей координации взаимодействия между ОПК государств – участников организации, так как комиссия потенциально и изначально способна регулировать весь круг взаимоотношений в этой сфере. Да и время диктует такую необходимость.
- То есть наступает переломный момент в работе МКВЭС?
- Да. Ситуация меняется уже сегодня. Это связано в том числе и с изменением облика Вооруженных Сил России. В связи с этим мы просто обязаны вывести уровень взаимоотношений с партнерами по ОДКБ на новый качественный виток своего развития. И здесь в первую очередь требуется принятие скоординированных руководящих документов, таких как программа развития сотрудничества стран-участниц в военно-экономической области, которая до сих пор не утверждена, а ведь это ключевой документ.
Есть и ряд других сопутствующих моментов, без которых просто невозможна полноценная интеграция. Я имею в виду вопросы стандартизации продукции военного назначения, распределения задач по разработке и созданию новых образцов вооружения и военной техники (с учетом имеющихся у партнеров возможностей), нюансы, связанные с ремонтом и утилизацией, и т. д.
- Юрий Иванович, следовательно все зависит от слаженности и упорядоченности совместных действий?
- Это основа основ. Государствам - членам ОДКБ необходимо договориться о правилах игры, разработать некую концепцию управления имеющимися силами и средствами. Работа в этом направлении ведется. Основные документы, которые должны лежать в основе работы комиссии, уже разработаны или находятся на завершающей стадии подготовки.
Без определения правил игры бессмысленно говорить о какой-либо реальной кооперации. Наши белорусские коллеги особо заостряют внимание именно на этом вопросе, имея в виду допуск своих предприятий к участию в работах, которые проводятся Россией в рамках Государственной программы вооружений и государственного оборонного заказа. В принципе при соблюдении необходимых условий это решаемо, как и вопрос допуска к участию в программе и других государств - членов ОДКБ.
- Насколько тяжело договариваться с партнерами по организации по данным направлениям деятельности МКВЭС? Насколько решающую роль в принятии решений играет позиция Москвы?
- Действительно, это не так просто. Ведь любая страна вправе выстраивать собственную военно-экономическую и военно-техническую политику исходя из своих национальных интересов, в том числе и государства, входящие в состав ОДКБ. Другое дело, что интересы стран - участниц организации во многом совпадают с интересами России, на нее смотрят как на ведущего игрока. И это действительно так. Россия в этой связке - экономически самая развитая держава, обладающая мощным и развивающимся военно-техническим потенциалом, страна, поступательно и вполне успешно модернизирующая свой ОПК. Поэтому она вправе задавать, но не навязывать, подчеркну это особенно, свой тон в решении тех или иных вопросов.
- Страны СНГ и ОДКБ унаследовали различные сегменты оборонно-промышленного комплекса СССР, что и определяет во многом тенденции развития их национальной оборонной промышленности. И у каждой из них разные возможности. На каком же принципе должно базироваться их взаимодействие?
- Главенствующими должны быть принципы разумности и целесообразности. Восстанавливать сегодня в полном объеме оборонно-промышленный комплекс бывшего СССР, с его разветвленными и многочисленными связями, никакого смысла нет. Использование же компетенции наших партнеров, которые когда-то участвовали в общей технологической цепочке, - открытый для обсуждения предмет. Рассматривать его необходимо через призму целесообразности привлечения коллег к работам по созданию новых образцов вооружений и боевой техники. Здесь все зависит от технического, технологического, производственного заделов, которые сохранены и развиваются на том или ином предприятии у союзников. И у нас есть определенный интерес к ряду таких предприятий в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Армении, в большей степени - в Белоруссии, удовлетворяющих требованиям сегодняшнего дня.
- Можно привести пример?
- Казахстан и Киргизия... Обе страны имеют предприятия, связанные с добычей и переработкой тех или иных природных ресурсов, в частности бериллия и кремния. В свое время они обеспечивали своей продукцией весь советский оборонно-промышленный комплекс. Следовательно, есть здравый смысл в том, чтобы рассмотреть возможность перехода на новые формы взаимодействия с ними.
- А какими они могут быть?
- Самая простая - хозяйственно-договорная. Когда «головник» нуждается в продукте того или иного предприятия, ему ничего не мешает заключить соответствующий договор и выстроить работу по принципу «деньги - товар».
Если интерес носит долгосрочный и стратегический характер, то формы взаимодействия могут углубляться и расширяться. Здесь и участие в капитале, и создание совместных предприятий с обязательством сторон по развитию и расширению производства на долгосрочную перспективу.
Все это обсуждаемо и решаемо. Главное в этом вопросе - отсутствие ненужной спешки и искусственного нагнетания обстановки. Жизнь сама должна расставить все на свои места.
- С формами понятно, а направления? Какие из них наиболее перспективные?
- Не секрет, что львиную долю вооружений и военной техники вооруженных сил стран - участниц ОДКБ составляет продукция еще советского ВПК или их модернизированные варианты уже российского производства. Более того, и сегодня все они являются покупателями российского оружия, которое на мировом рынке котируется очень высоко. В связи с этим смена поставщика гарантированно влечет за собой достаточное количество серьезных и весьма болезненных проблем. Следовательно данный вариант нецелесообразен и нелогичен. Гораздо прагматичнее выстроить долгосрочные, стратегические отношения и с Россией, и между собой. Более того, речь идет не только о продаже вооружений и техники, но и о послепродажном и гарантийном обслуживании, обучении персонала, ремонте, а также об утилизации. По всем этим направлениям есть о чем поговорить с коллегами, есть что обсудить и прийти в конечном итоге к общему знаменателю.
- Не могу не спросить об Украине, даже несмотря на то, что она не является участницей ОДКБ. Возможна ли полноценная кооперация ОПК стран - участниц организации без участия Украины, пусть и опосредованно, через формат СНГ?
- Это не просто возможно, но и необходимо. И подобная кооперация осуществляется уже на практической основе.
Вы прекрасно знаете, что с Украиной мы вышли на новый качественный виток развития взаимоотношений, в том числе и по вопросам взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов. У нас имеются взаимные интересы в области авиации, кораблестроения, электроники, обычных вооружений. Сегодня интенсифицируются реальные контакты между соответствующими структурами. Но опять же не стоит форсировать события. Здесь должны превалировать взаимный интерес, взаимная выгода, а не политическая конъюнктура.
- Есть ли основания беспокоиться по поводу приобретения государствами - участниками ОДКБ вооружения и военной техники в так называемом дальнем зарубежье?
- Не думаю. Тем более что и Россия приобретает некоторые образцы за пределами СНГ. В условиях глобализации, открытого рынка создавать новые и современные образцы оружия в одиночку - пройденный этап, да и неэффективно. Сегодня все ведущие страны и экономики активно используют накопленный партнерами в производстве вооружений и военной техники опыт, заимствуют современные технологии. Это мировая практика. Идет по этому пути и Россия. Но при этом ключевые позиции мы сохраняем за собой.
Считаю, нет ничего страшного в том, если мы, как и наши коллеги по ОДКБ, что-либо приобретем за границей, освоим технологию и наладим затем собственное производство. Солдат не должен остаться на поле боя без необходимого ему оружия и техники, даже если отечественная промышленность на современном этапе по каким-либо причинам не может предоставить Вооруженным Силам конкурентоспособную продукцию. При этом подчеркну, импорту вооружений необходимо противопоставлять импорт технологий. Только такая ситуация будет приемлема для российского ОПК, несмотря на всю свою болезненность для него фактов приобретения вооружений и техники за пределами России. В этом вопросе во главе угла должны стоять интересы конечного потребителя - солдата, сержанта, офицера, которым не объяснишь, по каким таким причинам ему вручили оружие, уступающее по своим параметрам образцам потенциального противника. Другой вопрос, что отечественная промышленность должна организовать свою работу таким образом, чтобы наши Вооруженные Силы имели вооружение и технику, соответствующие самым высоким мировым стандартам.
- Однако речь порой идет о закупках устаревающих образцов вооружений и военной техники... И обосновывается это срочностью приобретения подобных экземпляров, как, к примеру, в случае с транспортником «Геркулес-2» для вооруженных сил одной из стран ОДКБ.
- В вашем вопросе кроется и ответ на него: ждать не могут. У нас действительно есть определенные технические трудности с организацией массового производства российско-украинского проекта Ан-70. Потребуется еще год-два для их окончательного устранения. И если в самолете подобного класса существует острая практическая необходимость уже сегодня, то страна - участница ОДКБ вправе принять подобное решение, она свободна в своем выборе. Здесь, скорее всего, мы должны упрекнуть самих себя за то, что не смогли своевременно обеспечить появление на рынке сбыта более современной и конкурентоспособной продукции.
- Наши партнеры по ОДКБ, участвуя в работе комиссии, преследуют какие-то собственные интересы или все-таки они заинтересованы в углублении и расширении ВЭС с прицелом на далекую перспективу?
- В октябре у нас с коллегами состоялся серьезный разговор. Никто из представителей стран - участниц ОДКБ не высказал сомнений по поводу необходимости построения долгосрочных, рассчитанных на длительную перспективу, отношений. Более того, попытки решить какие-либо местечковые проблемы даже не предпринимались. Поэтому я не могу сказать о том, что какая-либо из стран, входящих в организацию, пытается решить за общий счет свои сиюминутные задачи.
- Юрий Иванович, в декабре состоится очередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Смогут ли президенты ознакомиться на ней с вашими наработками по вопросу дальнейшего совершенствования взаимодействия государств - участников организации в военно-экономической сфере?
- На последнем заседании комиссии мы пришли к мнению, что к декабрьскому саммиту глав государств - участников ОДКБ необходимо подготовить для обсуждения и согласования вопросы долгосрочного, стратегического характера взаимодействия в военно-экономической сфере. В частности, президентам будет предложено ознакомиться с Программой военно-экономического сотрудничества стран - участниц ОДКБ. Возможно, будут представлены и серьезно переработанные документы по стандартизации ПВН. Также мы предполагаем ознакомить Совет коллективной безопасности организации с разрабатываемой концепцией управления силами и средствами ОДКБ.