Что касается первого, то, по мнению руководства НАТО, он изменит облик альянса. Как заявил в этой связи генеральный секретарь альянса Андерс фог Расмуссен, в португальской столице будут приняты решения по реформированию структуры военного командования, сокращению штата, уменьшению числа штаб-квартир и агентств. По словам генсека, будет пересмотрена и стратегическая концепция, которая определит основные цели и задачи организации. Старая стратегия была принята в 1999 году. С того времени число членов НАТО практически удвоилось, изменилась ситуация в мире, и новое стратегическое планирование стало просто необходимым. Теперь страны альянса снова определят, кого отнести к врагам, а кого приписать к партнерам.
Одним из главных пунктов в повестке саммита считается обсуждение и утверждение системы противоракетной обороны, отношение к которой внутри альянса неоднозначное. Например, Франция считает, что ПРО может быть только дополнением к силам ядерного сдерживания, и выступает за сотрудничество с Россией в создании ПРО. Генсек же НАТО заявил, что Североатлантический альянс не намерен создавать с Россией совместную ПРО, однако хочет, чтобы две системы взаимодействовали.
Еще одной важной темой дискуссий станет Афганистан. По данным американских СМИ, на саммите будут представлены детали подготовленного США поэтапного плана окончания военной миссии в Афганистане. Как пишет «Вашингтон пост» со ссылкой на источники в американских правительственных кругах, по новому плану вывод войск США и союзников предполагается осуществить в течение 18-24 месяцев, то есть до 2014 года. Передача правительственным службам безопасности и афганской армии ответственности за безопасность в отдельных регионах будет осуществляться поэтапно. Часть иностранных военных, скорее всего, останется в стране для обучения военнослужащих и полицейских, а также в качестве советников. Таким образом, может быть использована иракская стратегия, согласно которой к концу 2011 года в Ираке останутся около 50 тысяч американских военнослужащих, в их обязанности будет входить подготовка солдат и офицеров.
В повестке дня саммита также значится проблема ядерного оружия в политике безопасности НАТО, включая вопрос о том, соглашаться или нет на сохранение нескольких сотен единиц американского тактического ядерного оружия на шести базах в пяти европейских странах. Особенно учитывая тот факт, что это повлечет за собой многомиллионные расходы альянса на совершенствование хранилищ, самого тактического ядерного оружия и на замену тех самолетов, которые предназначены сегодня для доставки натовских атомных бомб.
Приходится сомневаться, что члены альянса добьются ясности в данной области. Слишком сложна сейчас эта проблема, ведь европейские военные бюджеты и так переживают серьезнейшие испытания, свидетельством чему является недавнее заявление Британии о мощном сокращении ассигнований на оборону.
Вероятно, в Лиссабоне затронут и вопрос о дальнейшем расширении НАТО. По крайней мере именно с такими ожиданиями отправился на саммит президент Грузии Михаил Саакашвили. Он надеется получить подтверждение готовности альянса принять республику в свои ряды. В свою очередь официальный представитель Североатлантического альянса Джеймс Аппатурай заявил, что «двери НАТО для вступления Грузии в эту организацию открыты», но, как неоднократно подчеркивалось, республика должна отвечать требованиям и стандартам, предъявляемым к членам альянса. А для этого Грузии потребуются годы.
От саммита же Россия - НАТО ждут, что стороны зафиксируют завершение периода после «холодной войны». Как известно, в ходе его еще сказывались рецидивы прошлого, были элементы недоверия, были элементы отхода от тех заверений, которые давались в 1990-е годы, прежде всего по вопросам неделимости безопасности. Поэтому в Москве рассчитывают, что в Лиссабоне будет не только подведена черта под этим периодом, но и сформулированы задачи по продвижению к стратегическому партнерству, которое должно строиться на равноправной основе. И прежде всего - на обязательстве не укреплять безопасность любой страны за счет ущерба для безопасности другого участника такого сотрудничества.