на главную страницу

19 Ноября 2010 года

Время и судьбы

Пятница

Во главе ВВС

Генерал-полковник авиации Михаил ОДИНЦОВ, дважды Герой Советского Союза, председатель Союза ветеранов войн и военной службы ВВС. Генерал-лейтенант авиации Николай ОСТРОУМОВ.



Так уж совпало, что в один и тот же день, 19 ноября 1900 года, родились два главных маршала авиации – Павел Федорович Жигарев и Александр Александрович Новиков. О Павле Федоровиче «Красная звезда» расскажет завтра, а сегодня – штрихи к портрету Александра Александровича Новикова, дважды Героя Советского Союза.


     Александр Александрович Новиков родился в деревне Крюково, ныне Костромской области, учился в учительской семинарии, после окончания которой преподавал в сельской школе. В Красной Армии – с 1919 года. После окончания пехотных курсов и курсов «Выстрел» командовал взводом, ротой, батальоном, а по окончании Военной академии имени М.В. Фрунзе в 1930 году служил в штабе стрелкового корпуса. В 1933 году Новиков был переведен в ВВС на должность начальника штаба авиационной бригады, в дальнейшем был командиром легкобомбардировочной эскадрильи, с 1938-го – начальником штаба ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в советско-финляндской войне в должности начальника штаба ВВС Северо-Западного фронта.
     Великую Отечественную войну он встретил командующим ВВС Ленинградского военного округа. На Ленинградском фронте продемонстрировал высокие организаторские способности, в сложных условиях умело руководил боевой деятельностью авиационных частей. Став в 1942 году заместителем наркома обороны по авиации, осуществил организационную перестройку центрального аппарата и соединений ВВС. На базе ВВС фронтов и общевойсковых армий были созданы крупные оперативные объединения – воздушные армии и мощные авиационные резервы – авиационные корпуса и отдельные авиационные дивизии РВГК.
     Ему же принадлежит заслуга широкого внедрения в практику управления войсками маневра силами и средствами авиации во фронтах, между фронтами и театрами военных действий, наиболее эффективного применения объединений и соединений ВВС в зимних условиях. Александр Александрович стал инициатором создания специальной системы управления авиацией над полем боя с помощью радиосредств с передовых пунктов управления, всячески содействовал введению в практику новой, хорошо зарекомендовавшей себя во время войны формы оперативного применения авиационных сил во фронтовой наступательной операции – авиационного наступления.
     На основе полученных результатов использования системы наведения была разработана «Инструкция для Военно-воздушных сил по управлению, оповещению и наведению самолетов по радио» и введена приказом народного комиссара обороны СССР в действие. Этим было положено начало новому направлению в организации управления истребительной, а несколько позже штурмовой и бомбардировочной авиацией.
     В битве под Сталинградом, на ее втором этапе, была использована новая форма оперативного применения авиации во фронтовых наступательных операциях – авиационное наступление. Большим достижением в оперативном применении различных видов авиации явилась организованная по его инициативе воздушная блокада окруженной группировки противника.
     Талант А.А. Новикова раскрылся и в последующих операциях. Весной 1943 году на Кубани при его непосредственном участии были применены новые способы групповых воздушных боев и проведены три воздушных сражения; под Курском проведены две крупные воздушные операции ВВС по разгрому основных авиационных группировок противника на аэродромах и массированные авиационные удары по наступавшим вражеским танковым войскам.
     Восточно-прусская стратегическая наступательная операция – особая строка в биографии талантливого военачальника. В ней он участвовал и как представитель Ставки ВГК. Наибольшую сложность в этой операции представляли разгром кенигсбергской вражеской группировки войск, и прежде всего взятие города-крепости Кенигсберг. При непосредственном участии Новикова в штабе 1-й воздушной армии были разработаны единый план боевых действий и план взаимодействия всех участвовавших авиационных объединений со стрелковыми и танковыми соединениями и артиллерией фронта.
     Однако до 7 апреля 1945 года метеоусловия не позволяли развернуть широкие боевые действия авиации. Командующий 3-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза A.M. Василевский, придавая большое значение действиям авиации, был вынужден отсрочить штурм Кенигсберга. Когда погода улучшилась, Новиков принял решение осуществить массированный удар бомбардировщиками 18-й воздушной армии днем, а не ночью, как обычно.
     Согласовав свое решение с Василевским, он отдал приказание командующему 18-й воздушной армией приступить к действиям в 13 часов 10 минут 7 апреля 1945 года. Для непосредственного обеспечения удара в небо были подняты 232 истребителя. Точно в назначенное время 514 бомбардировщиков сбросили на цели более 3,7 тысячи бомб, что позволило разрушить многие опорные пункты и форты, а войскам успешно продвигаться к центру города. 9 апреля советские войска штурмом овладели Кенигсбергом.
     Высокие организаторские способности главного маршала авиации Новикова с особой силой проявились в Берлинской операции. Для решающей схватки с врагом Ставка ВГК выделила четыре воздушные армии. Силы огромные. Но сложность состояла в том, что на подготовку операции отводилось всего около двух недель.
     В этот короткий срок предстояло до малейших деталей согласовать вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и воздушных армий между собой, передислоцировать на Берлинское направление авиакорпуса резерва Верховного Главнокомандования, подготовить десятки аэродромов, создать резервы боеприпасов, горючего, продовольствия. Требовалось также провести в полосе наступления 1-го Украинского фронта тщательную аэрофотосъемку тактической зоны обороны противника, а в полосе действия 1-го Белорусского фронта завершить эту работу. Результат – воздушные армии успешно справились с поставленной перед ними задачей.
     Маршал Новиков руководил действиями привлекаемых сил авиации и в кампании по разгрому японских войск на Дальнем Востоке в 1945 году. За умелое руководство боевыми действиями ВВС на Дальнем Востоке он был удостоен второй медали «Золотая Звезда».
     Александр Александрович Новиков стал в Советском Союзе первым маршалом авиации (17 марта 1943 г.) и главным маршалом авиации (21 февраля 1944 г.). Дважды Герой Советского Союза (17 апреля и 8 сентября 1945 г.).
     В 1946 году вследствие обострившегося соперничества внутри партийного руководства в стране начались новые аресты. Они коснулись и командования ВВС. Весной командующий ВВС главный маршал авиации А.А. Новиков был снят с должности и арестован. В мае 1946-го на судебном процессе в рамках так называемого дела авиаторов он был приговорен к тюремному заключению вместе с министром авиационной промышленности СССР А.И. Шахуриным и группой генералов ВВС. После смерти Сталина Александр Александрович был возвращен на службу в Вооруженные Силы.
     В 1953-1955 годах он командовал Дальней авиацией. После увольнения в 1956 году в запас по болезни Александр Александрович работал начальником Высшего авиационного училища гражданской авиации (ныне Государственный университет гражданской авиации), подготовил более сорока научных трудов и несколько учебных пособий. Автор книги «В небе Ленинграда».
     Все, кто работал вместе с Александром Александровичем, отзываются о нем не только как о крупном организаторе и требовательном военачальнике, но и как о человеке большой души. Исключительно отзывчивый и внимательный, он всегда проявлял огромную заботу о летчиках и авиационных специалистах, пользовался их искренним уважением.
     Главного маршала авиации Новикова не стало в 1976 году, но живет в народе память о флагмане крылатого строя. Его имя было присвоено Балашовскому высшему военному авиационному училищу летчиков. Память о командующем ВВС военной поры сохраняется и в названиях улиц Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Костромы. В Мировом океане плавает большой траулер-морозильник «Маршал Новиков». В боевом строю ВВС России сегодня находится стратегический ракетоносец «Александр Новиков», имя командующего ВВС присвоено также авиалайнеру Ил-96-300.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex