на главную страницу

19 Ноября 2010 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




ПИСЬМА

     Поиск

    
«Педагогическая поэма» Михаила Орешеты

    19 марта 1942 года к нам в село Княгинино Большемурашкинского района Горьковской области, где мы с мамой находились в эвакуации, пришла открытка от папы - пограничника, батальонного комиссара Григория Еленского: «Дорогие Катя и Вовочка! Пишу на станции, нахожусь в командировке. Здоров. Пишите, что у вас нового, как живете. Пишу мало, скоро поезд уходит. Будьте здоровы. Целую. Ваш...» Спешный росчерк с двумя первыми буквами имени «Гр...» и дата: 23 февраля 1942 года.
    Следом за открыткой мы получили письмо от папиных сослуживцев: «Дорогая Екатерина Ивановна! Ваш муж ни на одну минуту не покидал своего боевого поста, все силы отдавал общему делу борьбы с немецкими захватчиками. Как пламенный патриот, он поднимал дух бойцов и командиров, бесстрашно выполнял задания командования. Будучи в командировке, 23 февраля 1942 года, в 24-ю годовщину Красной Армии, он погиб при исполнении служебных обязанностей».
    Десятилетия ушли у меня на то, чтобы отыскать могилу отца. Но тщетно: архивы молчали. И лишь недавно выручил Интернет. Выйдя на главного поисковика Севера Михаила Григорьевича Орешету, мой сын Александр поинтересовался, не располагает ли тот сведениями о месте захоронения жертв железнодорожной катастрофы 23 февраля 1942 года на станции Тайбола. И в ответ сразу же: «Приезжайте».
    Выехали мы на машине: сын, невестка Катя и я. Первым делом побывали на месте гибели отца. Установили памятную плиту, которую нам изготовили за один день. Так был сделан первый шаг, после которого могила, пусть и частично, перестала быть безымянной. А ведь в тот День Красной Армии отец погиб не один. Уверен, что родственники остальных пограничников, подобно мне, до сих пор бьются, чтобы отыскать последний приют своих предков.
    Напомню: Президент России Дмитрий Медведев не единожды говорил о необходимости упростить доступ к архивным документам тех, кто ведет поиск погибших и без вести пропавших. Думается, архивистам стоит прислушаться к пожеланиям главы государства и Верховного Главнокомандующего.
    А вот не будь на свете Михаила Григорьевича Орешеты - что тогда? По должности - он директор Центра по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. По призванию - путешественник, краевед-поисковик, историк, писатель.
    Мы объехали чуть ли не все приграничье Мурманской области, побывали даже на заставе Куолаярви, где после финской войны всей семьей жили в землянке. По пути то и дело встречались ухоженные памятники, надгробия, обелиски. Оказалось, что автор или соавтор большинства из них - сам Орешета. Работу Михаила Григорьевича по увековечению памяти фронтовиков можно назвать еще и «педагогической поэмой». Поисковые экспедиции, перезахоронение, содержание могил - все это выполняют его «партизаны» - подростки из так называемых неблагополучных семей. Из возглавляемых им поисковых экспедиций прозревшими возвращаются юные существа, на которых из-за их нездоровых пристрастий общество готово уже было ставить крест.
 ||  Владимир ЕЛЕНСКИЙ.
Москва.



     Дорога в космос

    
Первая стартовая площадка Юрия Гагарина

    Не подлежит сомнению, что стартовой площадкой 12 апреля 1961 года при выполнении исторического полета в космос Юрию Гагарину служил космодром Байконур. Но первой стартовой площадкой Юрия Алексеевича мы, корзуновцы, все-таки считаем свой поселок. Байконур будет потом. Именно к нам в гарнизон лейтенант Гагарин получил назначение по окончании Оренбургского авиационного училища. Здесь он стал классным летчиком, что во многом и позволило ему пройти жесткий отбор в отряд космонавтов.
    Сейчас в доме, где Юрий Алексеевич жил с семьей, открыт школьный музей его имени. Мы свято чтим и бережем память о первом космонавте Земли. Юные музееведы ведут широкую переписку, пополняют фонды экспонатами, поступающими от таких же, как и мы, гагаринцев, проводят экскурсии, участвуют в различных проектах, связанных с пропагандой космоса, облагораживают территорию музея.
    Ежегодно у нас проходит гагаринская неделя. 2011 год особенный.
    К 50-летию первого полета человека в космос мы планируем провести много интересных мероприятий.
 ||  Марина ПОПОВА,
руководитель школьного музея имени Ю.А. Гагарина.
Корзуново, Печенгский район, Мурманская область.



     Проблема

    
В небесах мы летали одних...

    Уважаемая редакция! К вам обращаются ветераны летно-испытательного состава Вооруженных Сил России. Суть нашей проблемы заключается в следующем. Занимаясь летными испытаниями, мы зачастую выполняем испытательные полеты совместно с представителями других фирм и ведомств, находясь в кабине одного летательного аппарата. Но, выходя на пенсию, испытываем чувство глубокой обиды, поскольку размер нашей пенсии в разы меньше той, которую получают наши коллеги, выполнявшие точно такую же работу.
    На наш взгляд, существующее положение вещей не должно наблюдаться в правовом и социальном государстве, каковым, согласно Конституции, является Российская Федерация, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, где указано, что «в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории».
    Нас, ветеранов летно-испытательного состава Вооруженных Сил, насчитывается гораздо меньше, чем наших собратьев, которые не носили погоны. К тому же представители только нашей организации проводили и проводят испытания в условиях ведения реальных боевых действий. За 90-летнюю историю испытатели нашего летно-испытательного института побывали в Китае и в Японии, в Испании и в Монголии, 5 полков испытателей с первых дней приняли участие в Великой Отечественной войне, потом были Корея и Вьетнам, Египет и Афганистан, Ближний Восток и Африка, Приднестровье и Северный Кавказ. Летательные аппараты всех конструкторских бюро и фирм России, некоторые образцы зарубежной техники, а также воздушные суда гражданского назначения, используемые в системах МВД, ФСБ, МЧС, ФПС, ФАПСИ, проходят испытания именно у нас. А перенесенные запредельные физические и психологические нагрузки не проходят бесследно.
    В январе мы подали документы на оформление нам пенсий как работникам летно-испытательного состава в соответствии со статьями 4, 7.2 и 17.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Но работники Управления Пенсионного фонда № 18 по г. Москве и Московской области бесцеремонно объяснили нам, что действие данных статей закона распространяется только на лиц, имеющих определенный период работы в должностях летно-испытательного состава, дающих право на пенсию за выслугу лет: а вы, мол, «не работали», а «служили».
    Этот факт мы расцениваем как дискриминацию летно-испытательного состава Вооруженных Сил.
 ||  Подполковник запаса Евгений КЛАДОВЩИКОВ,
ветеран боевых действий, ветеран военной службы.
Московская область.



    Память

    
Наше общее дело

    Очень важно, чтобы в ходе реформирования и модернизации различных ведомств, свидетелями чего мы являемся сегодня, не были забыты семьи военнослужащих и сотрудников силовых структур, погибших при исполнении воинского и служебного долга. Говорю об этом, потому что и как вдова офицера, геройски павшего на афганской войне, и как председатель совета Общероссийской организации семей погибших защитников Отечества, и потому не понаслышке знаю о их проблемах.
    Между тем у нас до сих пор на законодательном уровне не определен статус данной категории граждан. Да и единой базы данных о погибших при защите Отечества нет. Мы пытаемся создать такую базу, хотя и сил, и возможностей для этого у нашей организации, к сожалению, маловато. В связи с этим хочу сказать особое спасибо совету директоров и правлению Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил «Мегапир», которые не только поддерживают наши начинания, но и оказывают практическую помощь семьям погибших военнослужащих.
    Надеемся, что в конце концов общими усилиями удастся добиться рассмотрения и разработанного нами проекта федерального закона о статусе членов семей погибших защитников Отечества, который в свое время активно поддержала комиссия Общественной палаты Российской Федерации по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. Собственно, иначе и быть не может, ведь согласно печальной статистике, которую мы ведем, в стране на сегодня насчитывается более 200 тысяч погибших при исполнении воинского и служебного долга. Забота об их семьях - наше общее дело.
 ||  Татьяна РУБАН,
председатель совета Общероссийской организации семей погибших защитников Отечества.
Москва.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex