на главную страницу

23 Ноября 2010 года

Страна и мир

Вторник

ЛИССАБОН ДОБАВИЛ ОПТИМИЗМА

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Столица Португалии не подкачала. Атмосфера на Совете Россия - НАТО, в котором принял участие Президент РФ Дмитрий Медведев, вполне отвечала задаче момента. А она состояла в том, чтобы оптимизировать процесс сближения альянса с Россией. Ощущение того, что в данный исторический момент Россия особенно нужна альянсу, буквально витало в пространстве, наполненном как откровенными ожиданиями перемен, так и изысками изощренной дипломатии.

     Нет сомнений, что в равной мере и НАТО нужна России. Реальный (а не риторический) поворот к честному и равноправному партнерству, во-первых, укрепил бы европейскую безопасность. И во-вторых, оказал бы самое благоприятное влияние на материальное, духовное, психологическое состояние миллионов простых граждан континента, которых ранее угнетала «холодная война», а теперь беспокоят разного рода непредсказуемости геополитики. Инерция военной настороженности проявляется по обе стороны «партнерских» сообществ, хотя россияне (чего уж спорить!) имеют исторически более обоснованное моральное право на запас оборонной прочности.
     В субботу участники Совета Россия - НАТО зафиксировали в совместном заявлении обещание не угрожать применением силы друг другу и третьим странам. НАТО получила от России ожидаемое «добро» на обратный транзит грузов из Афганистана, а Россия приняла приглашение сотрудничать с НАТО в сфере противоракетной обороны, предложив блоку создать «секторальную ПРО».
     Вообще, сильных слов и выражений в документе достаточно. Здесь и «стратегическая роль России и НАТО в создании общего пространства мира, стабильности и безопасности». И провозглашение «конца эпохи противостояния». И начало «реального стратегического партнерства между НАТО и Россией». И то, что, «невзирая на наличие разногласий по отдельным вопросам, безопасность НАТО и России тесно переплетена», а «сильное и конструктивное партнерство базируется на взаимном доверии, транспарентности и предсказуемости».
     Что тут сказать, основополагающий акт (Париж, май 1997 г.) тоже изобиловал внушительными пассажами, но ведь они практически не соответствовали последующим действиям НАТО. Более того, Брюссель грубо проигнорировал мнение Москвы в Балканском вопросе. Тем не менее обстановка, безусловно, изменилась. Европа прошла не столь многолетний, сколь насыщенный коллизиями путь. Может быть, еще более драматичный путь прошла Америка. Перед НАТО нынче стоят проблемы, решать которые сподручнее всего с Москвой. Соответственно этому вносятся и политические коррективы.
     Москва совсем не против. Для нее также важна смена на Западе устаревших и не оправдавших себя стратегических установок. Выступая на итоговой пресс-конференции, Дмитрий Медведев со всей откровенностью и предельной внятностью изложил нынешнее видение Москвы на характер отношений между Россией и НАТО. При этом он (в отличие, скажем, от генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена) всячески избегал эпитета «исторический» в характеристике произошедшего в Лиссабоне этапа взаимного сближения.
     По словам главы государства, Москва и страны альянса договорились развивать сотрудничество по нескольким направлениям. Это нераспространение оружия массового поражения, борьба с терроризмом, наркопреступностью, морским разбоем. По указанным вопросам расхождений практически нет.
     Как и ожидалось, ключевой темой обсуждения стал проект общеевропейской системы ПРО. На приглашение НАТО сотрудничать в этой сфере Россия ответила принципиальным согласием, но на строго определенных условиях и прежде всего при равноправном участии. Сама же идея противоракетного щита для всей Европы нуждается в существенной доработке, отметил Медведев. По его мнению, европейские страны прежде всего сами должны как следует разобраться в том, «где их место, как будет выглядеть в конечном счете идея европейской противоракетной обороны, особенно после того, как она будет завершена, скажем, условно говоря, к 2020 году».
     «Мы в свою очередь должны разобраться, где наше место. И конечно, мы должны исходить из того, что наше участие должно быть абсолютно равноправным. Я даже больше скажу: наше участие может быть только партнерским, никакого другого участия, что называется, для мебели, для вида, быть не может. Либо мы полноценно участвуем, обмениваемся информацией, отвечаем за решение тех или иных проблем, или же мы не участвуем вообще. Ну а если мы не участвуем вообще, то по понятным причинам вынуждены будем защищаться».
     Касаясь афганской тематики, Медведев сказал, что реалистичность сценария вывода коалиционных войск в течение двух лет сейчас оценить трудно. Но Россия готова этому содействовать, расширив транзит грузов НАТО через свою территорию в Афганистан.
     Отвечая на вопрос о возможности вступления России в блок НАТО, Дмитрий Медведев сказал, что сегодня он не видит ситуацию, при которой Россия могла бы войти в альянс, но двери для любых дискуссий должны оставаться открытыми.
     «Если Североатлантический аль
     янс изменится настолько, что встанет вопрос о нашем более тесном сотрудничестве с ним, я считаю, что здесь не может быть никаких закрытых тем. Мы можем обсуждать их при наличии доброй воли и желания наших партнеров по альянсу. Во всяком случае то, что на сегодняшний день наши отношения стали гораздо более близкими и гораздо более прозрачными, более предсказуемыми, наводит на мысль, что потенциал этих отношений абсолютно не исчерпан. Я надеюсь, что сближение наших подходов по всем позициям будет продолжено. В этом плане после этого саммита я больший оптимист, чем был до того», - отметил глава государства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex