на главную страницу

23 Ноября 2010 года

Страна и мир

Вторник

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ

Владимир ОЛЬГИН.



Состоявшийся в Лиссабоне очередной саммит НАТО предпринял заметную попытку реализовать идею о дальнейшей организационно-функциональной «модернизации и трансформации» альянса. Над ней в НАТО много работали, в том числе с привлечением совета мудрецов во главе с Мадлен Олбрайт. Вместе с тем в стратегическую концепцию блока, утвержденную на лиссабонской встрече, были включены формулировки, которые свидетельствуют о том, что этот военно-политический союз намерен по-прежнему играть на мировой арене особую, доминирующую роль.


     Как следует из новой Стратегической концепции НАТО, которая будет определять политику и военное строительство альянса в ближайшее десятилетие, этот блок «трансатлантической солидарности» намерен играть заметную роль на международной арене путем «обеспечения своей защиты», предотвращения кризисов и урегулирования конфликтов на территории всего земного шара с помощью военных операций, руководимых альянсом. «В настоящее время альянс остается существенным источником стабильности в непредсказуемом мире», - записано в принятой стратегической установке.
     Хотя в ней признается, что угроза нападения на территорию стран блока с помощью обычных вооружений остается низкой, тем не менее ставится задача создания мощных вооруженных сил. Они должны быть способны к одновременному ведению «совместных крупных операций» (их количество не уточняется, но, видимо, имеются в виду операции типа проводимых в настоящее время НАТО в Афганистане и Ираке), а также «нескольких операций меньшего масштаба», которые могут быть начаты в интересах обеспечения совместной обороны и реагирования на кризисы, в том числе «на стратегическую глубину», и в которых могут быть задействованы натовские Силы быстрого реагирования.
     Нельзя не обратить внимания, что в одобренном основополагающем документе сделана ссылка на Устав ООН, нигде не прописано, что возможные военные действия блока могут быть начаты только с санкции Совета Безопасности этой международной организации.
     НАТО расширила список угроз блоку, который имеет самый широкий спектр: распространение баллистических ракет, ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, проявление терроризма, нестабильности и конфликтов за пределами границ военного союза, незаконное перемещение людей, оружия и наркотиков, кибератаки, нарушение жизненно важных средств связи, доставок и транзитных перевозок грузов, в том числе энергетических ресурсов, развитие средств радиоэлектронной борьбы и лазерного оружия и даже нехватка водных ресурсов и климатические изменения.
     Перечисленные угрозы предполагается парировать тремя основными средствами: обеспечением совместной обороны, укреплением коллективной безопасности и реализацией кризисного урегулирования. Несмотря на довольно редко появляющееся утверждение о том, что альянс не признает ни одно государство мира своим врагом, он тем не менее оставляет себе полную свободу маневра, резервируя право «проявить решимость», когда, по его оценке, будет подвергнута угрозе безопасность любой входящей в него страны.
     НАТО на неопределенный срок останется «ядерным» союзом: в двух разделах Стратегической концепции подтверждена задача сохранения у него ядерного оружия до тех пор, пока оно остается у других государств мира. В документе вновь заявлено о приверженности блока стратегии сдерживания, которая базируется «на сочетании ядерных и обычных потенциалов». Безопасность всех стран - членов альянса гарантируется стратегическими наступательными ядерными вооружениями США, а также Великобритании и Франции.
     Хотя обстоятельства, которые могут потребовать применения ядерного оружия, названы «весьма отдаленными», но при этом нигде не говорится об отказе от доктрины применения натовских ядерных средств в первом ударе.
     Ядерные державы - участницы НАТО намерены расширить степень участия неядерных стран, входящих в блок, в решении самых разнообразных задач, связанных с использованием ядерного оружия. С этой целью в новой стратегической установке записано обязательство Североатлантического союза по обеспечению наиболее широкого участия союзников в коллективном планировании ядерных задач, размещении ядерных сил в мирное время, а также в командно-управленческих и консультационных механизмах, связанных с дислокацией и возможным применением ядерного оружия.
     Участники саммита НАТО попытались сформулировать основные принципы сокращений тактических ядерных вооружений в Европе. В частности, в документе обещано создать «условия» для дальнейших сокращений «ядерных вооружений» на европейском континенте в будущем. Заявлено о готовности достичь договоренности с Россией об увеличении степени транспарентности запасов ее ядерного оружия, находящихся на европейском континенте (имеются в виду, скорее всего, запасы тактического ядерного оружия). При этом выдвинуто требование об отводе такого оружия от территории стран - членов НАТО. Оговорено, что любые будущие договоренности на этот счет должны учитывать дисбаланс по запасам ТЯО, якобы имеющийся в пользу России. Но нигде не говорится о готовности США занять равную стартовую переговорную позицию с Россией, которая уже давно вывела свои ТЯО на собственную территорию, в то время как Пентагон все еще держит свои ядерные средства на европейском континенте в нарушение конкретных положений Договора о нераспространении ядерного оружия.
     Обновленная Стратегическая концепция содержит весьма краткую формулировку о построении безъядерного мира. Причем она носит завуалированный характер, поскольку в ней обозначена только «цель создания условий для построения мира, свободного от ядерного оружия», и совсем не указаны хотя бы примерные сроки и другие дополнительные условия выхода на такой уровень.
     С другой стороны, четко прописана формула о развитии потенциала противоракетной обороны для защиты вооруженных сил, населения и территории стран - участниц НАТО. И тут же в общих словах, без детализации и конкретизации зафиксировано положение о том, что Североатлантический союз будет активно стремиться к сотрудничеству в сфере противоракетной обороны с Россией и другими евроатлантическими партнерами. Применительно к нашей стране записаны три основных принципа ведения дел по ПРО: взаимность, максимальная открытость и доверие.
     В совместном отдельном заявлении по проблематике взаимодействия по ПРО в рамках НАТО участники лиссабонского саммита договорились расширить активную многослойную систему ПРО ТВД и признали наличие связи между натовской системой ПРО и стратегией «Адаптированный поэтапный подход к ПРО в Европе», принятой в сентябре прошлого года нынешней американской администрацией, которая по своим информационно-разведывательным параметрам и ударно-боевым компонентам значительно превосходит прежнюю противоракетную систему США, которую Джордж Буш намеревался развернуть в Польше и Чехии. Лидеры альянса дали указание провести консультации относительно создания единой системы ПРО и ее командно-управленческих структур к встрече министров обороны блока (март 2011 года), а также разработать план действий по реализации совместной системы ПРО к очередной такой встрече, намеченной на июнь 2011 года.
     Будущие договоренности по обычным вооруженным силам, по мнению лидеров НАТО, должны строиться на основе принципов взаимности, открытости и согласия приглашающего их государства. Отражена функция альянса по защите критически важных компонентов энергетической инфраструктуры, а также транзитных маршрутов и путей доставки энергоресурсов. Взято обязательство по координированной киберзащите всех структур блока с помощью координирования национальных средств киберобороны.
     Документ подтвердил позицию своих ранее принятых документов о том, что двери в Североатлантический союз остаются «полностью открытыми» для всех «европейских демократий», отвечающих стандартам НАТО и разделяющих его ценности. Сделана заявка на укрепление партнерства с Украиной и Грузией через соответствующие совместные комиссии, действующие в рамках альянса.
     Ряд положений Стратегической концепции посвящены отношениям НАТО с Россией. В частности, отмечено, что сотрудничество между сторонами имеет «стратегическую важность» и что блок «желает иметь подлинное стратегическое партнерство» с нашей страной на основе взаимности и на принципах взаимного доверия, открытости и предсказуемости. Среди возможных областей такого сотрудничества названы: взаимодействие в области ПРО, противодействие терроризму и пиратству, распространению наркотиков, а также укрепление международной безопасности в широком контексте. При этом концепция НАТО обходит вопрос о необходимости заключения нового договора о европейской безопасности, что предлагает Россия.
     Так что новая натовская концепция, определяющая политику мощнейшего в мире военного блока, да и сам саммит альянса, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, повод для оптимизма есть. Впервые в истории Североатлантический союз, созданный в 1949 году для сдерживания СССР, открыто признал, что правопреемница последнего Россия угрозой для Запада не является и с нами необходимо сотрудничать. А с другой - нельзя не видеть, что ряд решений прошедшего саммита НАТО может иметь негативное воздействие на укрепление национальной безопасности нашей страны. Поэтому все это должно быть тщательно проанализировано и учтено при проведении внешней и оборонной политики Российской Федерации. И естественно, необходимо стремиться к повышению роли Совета Россия - НАТО, в котором все 29 государств выступают в национальном качестве и являются равноправными и эффективная работа которого может способствовать урегулированию ряда практических вопросов, все еще существующих в российско-натовских отношениях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex