на главную страницу

24 Ноября 2010 года

Армия и общество

Среда

Экономика Госзаказа




     Управление государственного заказа Минобороны РФ и подчиненные ему отделы заказов материальных средств в военных округах и на флотах обеспечивают надежную работу системы органов размещения заказов военного ведомства.
     Эта деятельность осуществляется в едином формате, согласно установленному законодательством стандарту процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.
     Централизация планирования размещения заказов, конструктивное взаимодействие с заказывающими органами военного управления, выработка совместного решения о форме и периодичности проведения торгов и применение типовых форм конкурсной (аукционной) документации и проектов государственных контрактов позволяют сегодня более качественно формировать выносимую на торги номенклатуру товаров, расширить круг участников размещения заказа, а также обеспечить повышение их привлекательности для потенциальных поставщиков, исполнителей или подрядчиков.
     В 2010 году организовано и совместно с органами военного управления проведено более 5.700 торгов по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Вооруженных Сил на федеральном и региональном уровнях на общую сумму около 240 миллиардов, в том числе:
     l конкурсов – 673 (в т. ч. 424 закрытых);
     l аукционов – 2.981 (в т. ч. 313 закрытых и 1.563 в электронной форме);
     l запросов котировок – 260.
     Экономическая эффективность деятельности Управления государственного заказа, рассчитанная как суммарное снижение начальной (максимальной) цены государственных контрактов по итогам проведенных торгов, составила без малого 12 миллиардов рублей. По сравнению с прошлым, 2009 годом она возросла более чем в 2 раза.
     Отдельно нужно сказать о закупке Управлением государственного заказа жилья для обеспечения военнослужащих.
     В 2009–2010 гг. размещен заказ и заключены государственные контракты на приобретение Минобороны квартир в 56 субъектах Российской Федерации. По итогам их реализации Минобороны в 2009 году получило из всех источников 45.600 квартир, в том числе за счет строительства и покупки 24,2 тысячи квартир. Итогом закупок и собственного строительства жилья для офицеров в 2010 году будет 44,4 тысячи квартир. Часть этих квартир уже находится на завершающей стадии оформления и передачи. Окончательная цифра приобретенного для офицеров в этом году жилья составит 51,9 тысячи квартир. Наибольшее количество квартир по итогам 2010 года будет получено в Санкт-Петербурге, Московской области, Краснодарском крае и Саратовской области.
     Кроме того, начиная с 2010 года Управление государственного заказа осуществляет функцию реализации высвобождаемого недвижимого имущества Минобороны России.
     В текущем году реализовано 13 объектов общей начальной стоимостью около 3,9 миллиарда рублей. Стоимость продажи составила более 4,4 миллиарда рублей. Прибыль, полученная Минобороны России по результатам аукционов на повышение, достигла 508,5 млн. рублей.
     Проделана значительная работа, между тем жизнь не стоит на месте. Нельзя не сказать несколько слов о реорганизации системы территориальных органов размещения заказов. Мероприятия по формированию перспективного облика Вооруженных Сил, переход на новую военно-административную систему деления территории Российской Федерации, изменения законодательства в области закупок для государственных и муниципальных нужд внесли значительные коррективы в перечень и объем функциональных задач органов размещения заказов, подчиненных Управлению государственного заказа жилья, и в первую очередь территориальных.
     В целях оптимизации системы территориальных органов размещения заказов, подчиненных Управлению государственного заказа жилья Министерства обороны Российской Федерации, ликвидируются 4 из 9 региональных отделов заказов и поставок. При этом ранее возложенные на них функции перераспределяются между сохраняемыми отделами.
     Таким образом, в интересах каждого из военных округов будет работать персональный отдел заказов (Южного военного округа, Западного военного округа, Центрального военного округа и Восточного военного округа). В целях обеспечения первоочередных и неотложных закупок материально-технических средств для флотов в отделах создаются группы с дислокацией в Калининграде (БФ), Мурманске (СФ) и Владивостоке (ТОФ). Пятый отдел планируется задействовать как специальный для работы в интересах организаций и учреждений, подчиненных центральным органам военного управления, и воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации.
     Теперь о том, что касается процедур размещения заказов в связи с последними изменениями в законодательстве.
     Внесенные в последнее время изменения в законодательство в области закупок для государственных и муниципальных нужд потребовали значительных корректив в системе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
     Сегодня Минобороны России работает на трех электронных площадках: Сбербанк-АСТ, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан и Единая электронная торговая площадка.
     Так, отмена с 1 июля 2010 года действия статьи 41 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обязала государственных заказчиков осуществлять размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг), вошедшие в перечень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р, исключительно путем проведения аукционов в электронной форме. При этом указанный перечень включает в себя основную номенклатуру товаров (работ, услуг) для обороны страны, имеющих широкий рынок, таких как продовольствие, вещевое имущество, ГСМ, масла и другое.
     Организованное в соответствии с требованиями главы 3.1 ФЗ № 94-ФЗ с 1 января 2010 г. проведение аукционов в электронной форме показало ряд положительных моментов. К примеру, у государственного заказчика отпадает необходимость разработки документации для проведения торгов в письменном виде; торги в электронной форме не проводятся, если зарегистрировались менее двух участников; особый плюс – доступность торгов для потенциальных поставщиков.
     Но в то же время опыт практической реализации Управлением государственного заказа норм ФЗ № 94-ФЗ при размещении заказов на аукционах в электронной форме указывает на ряд проблемных моментов.
     Операторы электронных площадок, допущенные к проведению электронных торгов в интересах государственных нужд (их сегодня 5), уже с трудом справляются с объемами размещения. Сложный регламент системы некоторых электронных площадок существенно увеличивает трудозатраты государственного заказчика по проведению аукционов в электронной форме. Возникают риски ошибочного введения информации вследствие практически полного отсутствия автоматизации процедур электронного аукциона.
     Сложная процедура аккредитации участников размещения заказа, отсутствие четких и внятных инструкций по работе на электронных площадках и ряд других факторов затрудняют доступ значительного числа потенциальных участников размещения заказа, в результате чего существенно снижается конкуренция на проводимых торгах.
     Препятствование сговору участников размещения заказа – основополагающая идея внедрения в практику аукционов в электронной форме. В целях исключения разглашения конфиденциальной информации через заказчика (аукционную комиссию) оператор электронной площадки должен обеспечить конфиденциальность таких сведений, но как непосредственно исключить или свести к минимуму возможность разглашения информации через электронные площадки, законодательством к настоящему моменту не определено, что мешает обеспечению конфиденциальности.
     В связи с тем, что процедуре подачи заявок сопутствует загрузка на электронную площадку документов в электронной форме, подписание ЭЦП таких документов, а также необходимость доступа к Интернету, возрастает риск подачи некорректной заявки или вообще невозможности ее подачи в связи со сбоями в работе провайдера участника размещения заказа при доступе к Интернету, технических неисправностях в работе удостоверяющих центров или самой электронной площадки. Таким образом, по жалобе (иску) организаций, которые не смогли по тем или иным не зависящим от них причинам подать заявку на участие в аукционе, торги могут быть аннулированы, и, как следствие, возникает риск непоставки товаров, невыполнения работ, неоказания услуг в установленные заказчиком сроки.
     В связи с тем, что аккредитация на электронной площадке осуществляется 1 раз в 3 года, существует риск участия в размещении заказов лиц, не имеющих на момент подачи заявок государственной регистрации или попросту прекративших свое существование.
     Эти вопросы требуют дальнейшей проработки и совершенствования регламента работы электронных площадок.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex