Конечно же, художнику интересно хоть раз увидеть в едином обзорном пространстве все свои работы. Но собрать их все на таком вернисаже невозможно: многие картины находятся в частных коллекциях за рубежом, выставлены в различных музеях. Но у посетителей маленькой выставки в Культурном центре - всего чуть более 50 работ - есть возможность, рассматривая картины, заглянуть в «окна» самой Истории, совершив волнующее путешествие по времени. В строгих рамах на холстах - калейдоскоп пейзажей, лиц, мгновений человеческого бытия и исторических событий.
Но главное остается неизменным. Это необычное ощущение тепла в душе, которое остается после осмотра экспозиции. Если задуматься, то понимаешь, что ключевое слово для художника - «передать». Передать другим то, что сумел понять, принять, самому себе объяснить в жизни и мироздании.
Живопись, как и музыка, - тот же язык общения между людьми, выраженный другими средствами. И как же бывает порой радостно, когда, глядя на картину, видишь, что живописец сумел, например, из множества красок осени выбрать тот оттенок, который однажды заметил ты... Будете на выставке, обратите внимание на небольшое полотно «Малыш, Карлсон и Джессика». Это работа 2003 года. На диване, на простом, вновь вошедшем в моду лоскутно-пестром «деревенском» покрывале видишь кипенно-белое до синевы хрустящее постельное белье, на котором уютно устроился пшеничноволосый малышок, двумя руками ухвативший бутылочку с молоком. В ногах его - роскошная, медного цвета псина, преданно наблюдающая за своим повелителем. И гордо показывающий себя рыжеголовый Карлсон - мягкая, с носом картошкой игрушка. И все. Карлсон «смотрит» в одному ему ведомое пространство. Собака - на малыша. А малыш - прямо нам в глаза. Наивно, чуть испуганно. Кто для него мы? Что там за нашими плечами? Какой мир? Я только штрихами описала увиденное. Но столько мыслей, воспоминаний, переживаний пришли вместе с этим непритязательным сюжетом.
На этой картине, как и на большинстве работ, художник избегает ярких, кричащих тонов. Вот вроде бы и одежда на ребенке отчетливоголубого цвета. Но не бросается в глаза. А чистотой напоминает прозрачность весеннего неба , в выси которого сияет солнышко. Это оно через не прописанное на полотне окно золотит рыжие кудри озорного Карлсона. Может он и смотрит туда, в окошко, где виднеется дом, на крыше которого ему и предписано жить по сказочному сюжету.
Одна из картин Соломина называется «Рубежи славы» (1982). Находится она в Центральном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Работа связана с темой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Жанрово-официальная, «мозаичная». Есть на ней и бравые ветераны-орденоносцы, не забыты и люди гражданские, ковавшие Победу в тылу. Присутствуют пионеры в красных галстуках, комсомольцы со значком, рубином рдеющим на белоснежных рубашках. Солдаты, возлагающие венки к памятникам Героям, праздничные стяги из тяжелого бархата с золотыми кистями, непременные гвоздики. Как символ войны - противотанковые ежи, мира - белые голуби. Не забыты приметы столицы - Кремлевская стена, Триумфальная арка, «космическая стрела» на ВДНХ. Много деталей, которые уже стали историей. Они создают именно тот колорит времени, который не передашь словом. И фотография не дает событийного объема, а здесь он присутствует.
В творчестве Соломина тоже были свои рубежи, которые и привели его на вершину художественного мастерства. Талант может передаваться и по наследству, и по ученичеству. Сам художник называет себя «потомственным живописцем». Его отец, народный художник России Николай Константинович Соломин был учеником известного художника Николая Петровича Крымова, который учился у Серова, а тот в свою очередь - у Репина. Такая вот эстафета таланта. Но родник вдохновения надо непрестанно подпитывать самому. Соломина считают художником-баталистом. Но пейзажи, портреты, бытовая живопись занимают в его творчестве не меньшее место, чем батальные и исторические мотивы.
Он из тех художников, которые вправе сказать о себе: «Я по свету немало хаживал...». Те же творческие командировки от грековцев позволили накопить колоссальный материал, побывать в удивительных местах, познакомиться с неординарными людьми по всей стране. А еще были Монголия, Афганистан, Аляска, Китай.
...В одном из элитных журналов как-то было опубликовано интервью с афганским послом в нашей стране. И сам посол выбрал в качестве иллюстраций к нему не фотографии, а давние работы художника Соломина из его афганского цикла. Такая оценка творчества - тоже награда.