на главную страницу

26 Ноября 2010 года

Армия и общество

Пятница

Нужны ли формулы матросу?

Юрий МАЛЁКИН.
  Фото автора.



На этот вопрос уже ответили в 148-м учебном отряде ВМФ в Выборге.

     Полковник в отставке Александр Куприянов - заведующий методическим кабинетом отряда. «Кабинет» - это два смежных помещения. Одно для групповых занятий с преподавателями, другое - поменьше - для индивидуальной работы. На стендах аккуратно расставлены папки с документацией: «Заседания методического совета», «Методические инструкции по сложным темам», «Урок повторения пройденного материала»... Имеются разработки для начинающих преподавателей.
     - У нас существует шесть видов учебных занятий, - рассказывает Александр Александрович, - и на каждое из них разработана методика.
     - Готовим их на основании полученных «сверху» документов, главным из которых является «Руководство по организации учебно-воспитательного процесса в учебных воинских частях ВМФ», - добавляет начальник учебного отдел отряда капитан 3 ранга Алексей Чабанец. - Заимствуем также разработки, в частности, сделанные на Высших специальных офицерских классах ВМФ. Они нам подходят.
     Офицер показывает для примера пособие «Практические занятия и тренировки».
     В последнее время изменилась вся структура учебного процесса в отряде. Если раньше командиры рот, взводов были одновременно и преподавателями, то сейчас образованы циклы, своего рода кафедры, и матросов учат гражданские преподаватели. Возглавляют эти «кафедры» молодые офицеры: должности у них капитан-лейтенантские.
     Ввиду того, что здесь готовят специалистов РТС и связи для всех флотов, циклы следующие: военно-морской и общевойсковой подготовки, цикл радиотехнического вооружения и цикл связи.
     А кто же преподаватели?
     - Это в основном офицеры и мичманы запаса, которые имеют необходимые специальные знания и навыки обучения. Но таких людей, к сожалению, не хватает, - сказали мне в отряде. - Слишком маленькие у этой категории служащих оклады, «запасники»-ветераны идут неохотно. Есть подвижники, как капитан 1 ранга в отставке Александр Олейников, подполковник в отставке Владимир Ширшнев, но их пока мало.
     Как же организаторы учебного процесса выходят из положения?
     - Учёба идёт планово, - утверждает капитан 3 ранга Чабанец, - правда, порой приходится объединять взводы, привлекать к проведению занятий их командиров.
     Несмотря на дефицит преподавателей, не каждый желающий попадет на цикл. Прежде чем прийти в учебный класс к курсантам, новички готовятся по индивидуальной программе, а затем проводят пробный урок. На нём присутствуют начальник учебного отдела, коллеги. Потом они обсуждают прошедшее занятие. Если все прошло без сучка, без задоринки, то на цикле пишут ходатайство командованию с просьбой о допуске преподавателя к самостоятельной работе. Если есть недостатки - дают время исправить и повторяют пробный урок.
     - Только все отладили с циклами, - рассказывает Александр Куприянов, - и вот получена новая задача - сократить сроки обучения в два раза! Мы срочно пересматриваем программы, вносим поправки в методическую работу, корректируем документацию. Это должно помочь преподавателям не сбиться с указанного курса: побольше практики!
     ...Класс АСО - автоматической системы обучения «Гвоздика». Он создан недавно. У каждого курсанта свое рабочее место: современный компьютер. Занятие проводит начальник цикла радиотехнического вооружения старший лейтенант Александр Ведерников. Он выпускник ВМИРЭ имени А.С. Попова. Сначала был командиром взвода - преподавателем, а как организовали циклы, возглавил один из них.
     - АСО, - рассказывает офицер, - полностью имитирует радиотехнические средства, находящиеся на эсминце проекта 956. У каждого курсанта есть задание, которое он выполняет. Главное внимание уделяется отработке практических навыков.
     Знакомлюсь с бывшим барменом из Краснодара - матросом Александром Васильевым. Он признался, что ему очень нравится специальность, занятия проходят интересно, непонятных вопросов нет. А после выпуска из учебного отряда хочет служить только на корабле.
     Старший лейтенант проходит вдоль рабочих мест и контролирует действия подопечных.
     - Им очень интересно учиться в таких классах, - подчеркнул он, - поэтому и материал ребята усваивают быстро.
     С начальником учебного отдела капитаном 3 ранга Чабанцом мы побывали также на занятии у связистов, поговорили с начальником цикла связи капитан-лейтенантом Николаем Ласточкиным. К переходу на трёхмесячный срок учёбы курсантов он готов не только морально:
     - У нас в отряде в принципе всё есть для того, чтобы при сокращении сроков учёбы не потерять качество подготовки специалистов.
     Капитан 1 ранга Дмитрий Коровин всего несколько месяцев командует учебным отрядом. До этого вся его служба проходила на кораблях.
     - Мне, пожалуй, поэтому проще судить о том, что нужно знать матросу, чему его нужно учить, - говорит офицер. - Служат сейчас матросы год, срок небольшой, поэтому нужно всё делать быстро. И, несомненно, на корабли наши выпускники должны приходить подготовленными.
     По мнению Дмитрия Николаевича, в старых программах обучения очень много теории, читается практически школьный курс физики, электротехники.
     - В настоящее время мы переходим на практическую подготовку, - сказал он. - У нас для этого есть неплохая тренажёрная база. Техника РТС и связи на кораблях приблизительно одинаковая, она практически вся у нас представлена. Матросу не нужны формулы, он должен уметь запустить аппаратуру, быть оператором той или иной станции, уметь производить элементарное техническое обслуживание в объёме ежедневного, еженедельного, ежемесячного техосмотра и вести эксплуатационную документацию. И ещё иметь операторские навыки системы докладов.
     Свою позицию Дмитрий Николаевич подкрепляет ещё одним доводом:
     - Не все же матросы приходят на флот из учебных подразделений. Многие сразу попадают на корабли. Мы же не читаем им лекций, а сразу подводим к станции, и он начинает её изучать, работать.
     Матроса на корабле также не заставляют производить ремонт сложной аппаратуры, для этого есть ремонтные предприятия, - продолжает свою мысль капитан 1 ранга Коровин. - В учебном отряде молодой человек должен также пройти курс общевойсковой и морской подготовки, изучить оружие, основы организации корабельной службы, морскую терминологию.
     Важным моментом командир учебного отряда считает, чтобы преподавательский состав периодически проходил стажировки на кораблях, чтобы они знали реальные потребности флота в специалистах. В этом году капитан 1 ранга Коровин, когда был командиром похода на учебном корабле, взял с собой в море начальников циклов. Капитан-лейтенант Ласточкин встретил там своего воспитанника - связиста, на борту также находился начальник связи Ленинградской ВМБ. Естественно, их разговоры о подготовке специалистов связи не прошли бесследно.
     По словам капитана 1 ранга Коровина, процесс перехода на новые сроки подготовки моряков идет полным ходом.
     На снимке: Занятие ведёт старший лейтенант Александр ВЕДЕРНИКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex