Постановка на первое место в этом ряду справедливости видится весьма важной, поскольку это слово абсолютно понятно каждому россиянину, оно не просто витает в общественной атмосфере, выражая наиболее ясное устремление народа. Оно чаще всего повторяется, оно - некий национальный код, включив который можно привести в движение всю гигантскую машину переустройства общества, более всего уставшего и более всего страдающего от несправедливости.
Застой, пишет Медведев, одинаково губителен как для правящей партии (уж этот феномен-то нам хорошо известен), так и для оппозиции, которая, не имея реального шанса прийти к власти, постепенно скатывается к пустопорожней болтовне, клоунаде, выдвижению идей, в реальность которых и сама не верит.
В истории нашей страны были моменты, когда большевикам следовало бы умерить амбиции. После захвата власти они имели реальную возможность посредством кропотливой, предельно терпимой работы укрепить политический союз с социалистами-революционерами (эсерами), отражающими настроения широких крестьянских масс. А во времена Сталина - прислушаться к оппозиции внутри самого ЦК. Бог знает, может быть, это и вывело бы правящую партию на более эффективный и более человечный путь правления, на более внимательное отношение к предложениям тех, кто мыслит не так, как того требует последнее слово вождя. Что произошло у нас? Хорошо известно - вырождение, интеллектуальная и нравственная деградация партийной номенклатуры, от которой в конце концов отвернулось большинство населения...
Нынешний лидер обращает внимание политических партий и всего общества именно на эти обстоятельства, которые с течением времени, разумеется, обрели совершенно другие качественные характеристики. Многое изменилось. Наша оппозиция участвует в высоких совещаниях, ее вежливо слушают. Однако на этом партийно-политическое партнерство заканчивается. Поэтому Медведев говорит о возникшей «необходимости поднять уровень политической конкуренции», «повысить качество народного представительства», «сделать так, чтобы политическое большинство не было просто статическим» и служило «приложением к исполнительной власти».
Прозвучавшие сентенции, если обретут политическую ткань посредством соответствующих указов и распоряжений, способны превратить российское государство в подлинно демократический организм. На первый план вновь выдвигается конкретный человек, личность, гражданин. «Политическая система любой конфигурации должна быть устроена так, чтобы были хорошо слышны и учитывались мнения всех, в том числе и самых малых социальных групп. А в идеале - чтобы был слышен голос даже одного человека. Система в этом плане должна быть прозрачной, отзывчивой в отношении любого человека. Каждый должен знать, что у него есть единомышленники в представительных органах власти. В этом ведь, кстати, и смысл представительной демократии - когда кто-то представляет интересы значительного числа людей», - рисует образ идеального гражданского общества глава государства.
Ясно, что «отдельный человек» может мыслить совсем не так, как это делает (порой не без притворства) «консолидированное общество». Но где ему изложить свои взгляды, куда направить стопы? Ведь он давным-давно освоил существующую систему общественных приемных, где умеют с подчеркнутым вниманием выслушать гостя, даже угостить чайком, а затем отправить в дальнюю дорогу запечатанный в конверт «глас народа».
Приводить конкретные примеры в коротком комментарии - пустое дело. Таких примеров сотни тысяч. И мы отлично знаем, что только личное участие первых лиц в государстве может поспособствовать решению вопроса о сносе ветхого довоенного барака без элементарных удобств или о проведении километровой газовой ветки к домам ветеранов, которых когда-то силком загнали в местный колхоз, а теперь бросили на произвол судьбы.
Стало быть, весь вопрос по-прежнему в том, чтобы неимоверно какими усилиями, незнамо какими волшебными словами внушить всей нашей доминирующей партии, всему полку её представителей в регионах, городах, районных захолустьях, всему чиновьему люду, что проблемы каждого отдельного гражданина - это именно то, чем они призваны заниматься не покладая рук. Иными словами, это настоящее призвание правящей партии. Все прочее - риторика, прикрывающая личные интересы.
Тема реформ, к сожалению, у нас все больше и больше вызывает невыносимую скуку. В известной степени она дискредитирует власть. «Всякая реформа вредна уже по своей сути, ибо отменяет старое и на оное место предлагает чего-нибудь новое. А это не что иное, как измышления праздных умов», - так в позапрошлом веке классик высказался по сему поводу. Конечно, не для того, чтобы позабавить публику, а для того, чтобы призвать тогдашнее общество к серьезному, взвешенному отношению ко всяким переделкам. Мы же на такие переделки ой как горазды!
Что уже сделано, считает глава государства? Минимизированы риски манипуляций в ходе выборов. За незаконные действия с открепительными удостоверениями введено уголовное преследование. На этом более всего настаивала оппозиция. Далее. Обеспечение избирательных участков электронными устройствами при подсчёте голосов. В течение пяти лет планируется 100-процентное решение этого вопроса. Далее. «Партии, которые имеют большинство в региональных парламентах, получили исключительное право предложить президенту кандидатуры на посты губернаторов, то есть руководителей областей, краёв, республик. Таким образом, большинство избирателей имеют возможность участия через поддерживаемую им партию в формировании исполнительной власти своего региона».
Президент, кроме того, жестко ставит вопрос о равном доступе партий к государственным СМИ. «Избирательные комиссии должны контролировать выполнение этих гарантий. Причём равенство это должно быть не декларативным (это было раньше), а буквальным, измеряемым в часах, минутах и даже секундах эфирного времени». По словам Медведева, обеспечивается также и равенство партий в использовании помещений для собраний и агитации.
«И ещё одна вещь, о которой я недавно говорил. Наша демократия несовершенна, мы это прекрасно понимаем. Но мы в начале пути. И самое главное - мы не стоим на месте. Мы идём вперёд», - завершил свой материал Дмитрий Медведев.