Патриотизм, как и любое иное положительное качество, необходимо воспитывать, развивать и взращивать в человеке. И чем раньше, тем лучше. Думаю, неважно, кто в действительности будет отвечать за воспитание патриотизма в армии: воспитатели, командиры или вводимые в штат полковые священники - помощники командира по работе с верующими военнослужащими; важнее, как это делать? С другой стороны, подходя к проблеме научно, патриотизму можно дать самое точное толкование и обоснование, но смысл слова и так понятен каждому: патриот – это тот, то любит свою Родину. Именно любит. Но о любви к Родине (земле, на которой родился), к Отечеству (стране отцов) не написано ни в уставе, ни в других документах, приказах и наставлениях, регламентирующих в армии жизнь и учебный процесс. Интересно, почему? Наверное, потому, что писали их люди, считающие, что любви в армии не место. Так ли это?
Обратимся к нашей военной истории. Возьмём лучшие ее страницы - времена Суворова. Были ли безграмотные солдаты его армии патриотами? Кто бы сомневался! Причём без всяких проводимых с ними дополнительных воспитательных мероприятий. Патриотами их воспитала сама благодатная для этого среда России-матушки - многодетные, патриархального уклада семьи, сельская община, приходской священник. Да и с командирами им повезло. Кто ещё лучше Суворова коротко и ясно выражал свою любовь к Родине, к своим солдатам не только словами, но и делом, т.е. службой, всей своей жизнью. Вспомните момент, когда во время сурового швейцарского похода перед штурмом Сен-Готардского перевала его чудо-богатыри дрогнули и возроптали: «Не пойдем! Это верная гибель!» Выслушав их, великий полководец приказал выкопать яму, лег в нее и заявил: «Закапывайте здесь своего Суворова и ступайте с Богом обратно, в Россию! Мне назад дороги нет!» Солдаты оцепенели, но уже через минуту ринулись в бой и взяли неприступный перевал. А когда те же солдаты, не получая несколько дней горячего питания, в виду полководца уселись возле реки и стали черпать из нее воду ложками, называя это италийским супом, Суворов, моментально поняв, в чем дело, уселся рядом с ними, потребовал ложку и стал хлебать «суп», нахваливая его, а затем обратился к солдатам с призывом: «Ничего, братцы, французишки близко, один переход. У них для нас всего приготовлено, напечено да наварено, все наше будет!» Солдаты рассмеялись и готовы были голодные идти вперед. Ради любимого командира.
А что ныне? Сравнения, конечно, не в нашу пользу. Не хватает той суворовской любви к Родине у офицеров, того чувства преданности и веры им солдат. Итак, дело в офицере, в том, насколько верно он ответит на поставленный выше вопрос: «Во имя чего он должен служить Отечеству?»
Хочу процитировать социологическое исследование, в котором на основе статистических данных делается такой вывод: «Изменилась система ценностей офицерского состава. Самопожертвование сменили собственные интересы, принципиальность и честность сменились гибкостью и лояльностью, обязанность, долг и ответственность - карьеризмом и личной безопасностью, стремление к служебному росту сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений, решительность и воля сменились равнодушием, ленью и личной трусостью». Ясно, что подобные офицеры, на какие должности их ни назначай, не смогут воспитать патриотов, потому что не являются ими сами. И поэтому их отговорки, что солдаты пошли, мол, не те, не так, дескать, воспитаны, можно принимать лишь условно. В годы Великой Отечественной войны на фронт шли не только добровольцы комсомольцы, но и уголовники-рецидивисты, и члены репрессированных Сталиным семей. Неужели у них было больше оснований любить советскую власть, чем у нынешнего поколения молодёжи любить свою страну?
Что же делать? Очевидно, параллельно, прививая молодежи любовь к Родине в семье и школе (а это отдельная больная тема), надо научить по-настоящему любить Родину и офицеров. Инструменты и воспитательная база для этого есть. Было бы лишь на это желание тех, кто вовлечён в этот процесс. Однако насильно мил не будешь. Любовь к Родине, стремление познать ее, передать любовь к ней и другим людям должно быть продиктовано собственным сердцем - органом любви. Поделюсь собственным опытом.
Я, например, в этом году самостоятельно совершил поездку на поезде по маршруту Москва–Владивосток–Москва. Впечатлений - масса, главное из них - какая она огромная, красивая и могучая, наша Россия. Несмотря на все беды и напасти, которые регулярно обрушиваются на неё, она остаётся по-настоящему прекрасной и великой. Чтобы понять это, достаточно по ней проехать. Преодолев девять с лишним тысяч километров, я опять оказался… в России, на своей Родине, где можно свободно без переводчика общаться со своими согражданами, единоверцами и чувствовать себя как дома. Не передать то чувство, с которым я выходил ранним утром на перрон Владивостокского вокзала, который соседствовал с морским портом и базой кораблей Тихоокеанского флота. Как тут не вспомнишь слова императора Александра Третьего, при котором закладывалась Транссибирская магистраль, построенная русскими людьми всего за каких-то восемь лет: «У России всего два союзника - армия и военно-морской флот».
Могу привести и второй пример активного воспитания патриотизма - мое участие летом прошлого года в великорецком крестном ходе, организованном отделом по взаимодействию с Вооружёнными Силами Вятской епархии, в котором приняло участие несколько солдат, прапорщиков и офицеров Кировского гарнизона. В течение пяти дней мы вместе с другими паломниками, число которых доходило до 15 тысяч, шли по бездорожью и просёлкам по древней русской земле, мимо вымирающих деревень и возрождающихся храмов, окунаясь на привалах в святые источники и совершая в пути молитву о России. Общаясь в ходе всего пути с военнослужащими, убедился, что даже скептики возвращаются из такого необычного путешествия другими: узнавшими лучше свою Родину и еще более полюбившими ее.
К великому сожалению, в наше время все чаще встречаешь командиров, которые не заботятся о патриотическом воспитании подчиненных. Ведь не за это с них будут спрашивать, в самом деле, старшие начальники и проверяющие.
Синодальный отдел
по взаимодействию с вооружёнными Силами
и правоохранительными учреждениями
По вопросам духовно-нравственного воспитания военнослужащих
и членов их семей обращайтесь по адресу:
113093 Москва, ул. Большая Серпуховская, 24.
Телефон/факс: 236-60-60. E-mail: pobeda@pobeda.ru
http://pobeda.ru
Мы рады видеть вас.