на главную страницу

30 Ноября 2010 года

Армия и церковь

Вторник

Воспитание патриотизма

Роман Илющенко, подполковник.



Военнослужащий обязан быть патриотом. Ведь если воин не патриот своего Отечества, если он не готов отдать свою жизнь за Родину, то существование армии просто теряет смысл. К сожалению, эту, казалось бы, очевидную истину в наше время начинают забывать.


     Патриотизм, как и любое иное положительное качество, необходимо воспитывать, развивать и взращивать в человеке. И чем раньше, тем лучше. Думаю, неважно, кто в действительности будет отвечать за воспитание патриотизма в армии: воспитатели, командиры или вводимые в штат полковые священники - помощники командира по работе с верующими военнослужащими; важнее, как это делать? С другой стороны, подходя к проблеме научно, патриотизму можно дать самое точное толкование и обоснование, но смысл слова и так понятен каждому: патриот – это тот, то любит свою Родину. Именно любит. Но о любви к Родине (земле, на которой родился), к Отечеству (стране отцов) не написано ни в уставе, ни в других документах, приказах и наставлениях, регламентирующих в армии жизнь и учебный процесс. Интересно, почему? Наверное, потому, что писали их люди, считающие, что любви в армии не место. Так ли это?
     Обратимся к нашей военной истории. Возьмём лучшие ее страницы - времена Суворова. Были ли безграмотные солдаты его армии патриотами? Кто бы сомневался! Причём без всяких проводимых с ними дополнительных воспитательных мероприятий. Патриотами их воспитала сама благодатная для этого среда России-матушки - многодетные, патриархального уклада семьи, сельская община, приходской священник. Да и с командирами им повезло. Кто ещё лучше Суворова коротко и ясно выражал свою любовь к Родине, к своим солдатам не только словами, но и делом, т.е. службой, всей своей жизнью. Вспомните момент, когда во время сурового швейцарского похода перед штурмом Сен-Готардского перевала его чудо-богатыри дрогнули и возроптали: «Не пойдем! Это верная гибель!» Выслушав их, великий полководец приказал выкопать яму, лег в нее и заявил: «Закапывайте здесь своего Суворова и ступайте с Богом обратно, в Россию! Мне назад дороги нет!» Солдаты оцепенели, но уже через минуту ринулись в бой и взяли неприступный перевал. А когда те же солдаты, не получая несколько дней горячего питания, в виду полководца уселись возле реки и стали черпать из нее воду ложками, называя это италийским супом, Суворов, моментально поняв, в чем дело, уселся рядом с ними, потребовал ложку и стал хлебать «суп», нахваливая его, а затем обратился к солдатам с призывом: «Ничего, братцы, французишки близко, один переход. У них для нас всего приготовлено, напечено да наварено, все наше будет!» Солдаты рассмеялись и готовы были голодные идти вперед. Ради любимого командира.
     А что ныне? Сравнения, конечно, не в нашу пользу. Не хватает той суворовской любви к Родине у офицеров, того чувства преданности и веры им солдат. Итак, дело в офицере, в том, насколько верно он ответит на поставленный выше вопрос: «Во имя чего он должен служить Отечеству?»
     Хочу процитировать социологическое исследование, в котором на основе статистических данных делается такой вывод: «Изменилась система ценностей офицерского состава. Самопожертвование сменили собственные интересы, принципиальность и честность сменились гибкостью и лояльностью, обязанность, долг и ответственность - карьеризмом и личной безопасностью, стремление к служебному росту сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений, решительность и воля сменились равнодушием, ленью и личной трусостью». Ясно, что подобные офицеры, на какие должности их ни назначай, не смогут воспитать патриотов, потому что не являются ими сами. И поэтому их отговорки, что солдаты пошли, мол, не те, не так, дескать, воспитаны, можно принимать лишь условно. В годы Великой Отечественной войны на фронт шли не только добровольцы комсомольцы, но и уголовники-рецидивисты, и члены репрессированных Сталиным семей. Неужели у них было больше оснований любить советскую власть, чем у нынешнего поколения молодёжи любить свою страну?
     Что же делать? Очевидно, параллельно, прививая молодежи любовь к Родине в семье и школе (а это отдельная больная тема), надо научить по-настоящему любить Родину и офицеров. Инструменты и воспитательная база для этого есть. Было бы лишь на это желание тех, кто вовлечён в этот процесс. Однако насильно мил не будешь. Любовь к Родине, стремление познать ее, передать любовь к ней и другим людям должно быть продиктовано собственным сердцем - органом любви. Поделюсь собственным опытом.
     Я, например, в этом году самостоятельно совершил поездку на поезде по маршруту Москва–Владивосток–Москва. Впечатлений - масса, главное из них - какая она огромная, красивая и могучая, наша Россия. Несмотря на все беды и напасти, которые регулярно обрушиваются на неё, она остаётся по-настоящему прекрасной и великой. Чтобы понять это, достаточно по ней проехать. Преодолев девять с лишним тысяч километров, я опять оказался… в России, на своей Родине, где можно свободно без переводчика общаться со своими согражданами, единоверцами и чувствовать себя как дома. Не передать то чувство, с которым я выходил ранним утром на перрон Владивостокского вокзала, который соседствовал с морским портом и базой кораблей Тихоокеанского флота. Как тут не вспомнишь слова императора Александра Третьего, при котором закладывалась Транссибирская магистраль, построенная русскими людьми всего за каких-то восемь лет: «У России всего два союзника - армия и военно-морской флот».
     Могу привести и второй пример активного воспитания патриотизма - мое участие летом прошлого года в великорецком крестном ходе, организованном отделом по взаимодействию с Вооружёнными Силами Вятской епархии, в котором приняло участие несколько солдат, прапорщиков и офицеров Кировского гарнизона. В течение пяти дней мы вместе с другими паломниками, число которых доходило до 15 тысяч, шли по бездорожью и просёлкам по древней русской земле, мимо вымирающих деревень и возрождающихся храмов, окунаясь на привалах в святые источники и совершая в пути молитву о России. Общаясь в ходе всего пути с военнослужащими, убедился, что даже скептики возвращаются из такого необычного путешествия другими: узнавшими лучше свою Родину и еще более полюбившими ее.
     К великому сожалению, в наше время все чаще встречаешь командиров, которые не заботятся о патриотическом воспитании подчиненных. Ведь не за это с них будут спрашивать, в самом деле, старшие начальники и проверяющие.
     



     

     
Синодальный отдел
     по взаимодействию с вооружёнными Силами
     и правоохранительными учреждениями
     По вопросам духовно-нравственного воспитания военнослужащих
и членов их семей обращайтесь по адресу:
     113093 Москва, ул. Большая Серпуховская, 24.
     Телефон/факс: 236-60-60. E-mail: pobeda@pobeda.ru
     http://pobeda.ru
     Мы рады видеть вас.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex