на главную страницу

1 Декабря 2010 года

Армия и регионы

Среда

Cеверный форпост

Собеседник «Красной звезды» – губернатор Мурманской области Дмитрий Владимирович ДМИТРИЕНКО

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
  Фото Льва ФЕДОСЕЕВА.



     - Северный флот – не только мощная структура на территории области, но и часть вашей биографии. Каким был флот, когда вы начали офицерскую службу? Каким видится с поста губернатора?
     - С 1980-х годов Северный флот, когда я проходил срочную службу, претерпел значительные изменения. Это и понятно: с распадом Советского Союза и проведением широкомасштабных политических реформ в России пришел конец «холодной войне», существенно изменились геополитическая и экономическая ситуации. В 90-е значительно уменьшились корабельный состав Северного флота, объем решаемых учебно-боевых задач.
     Сегодня мы видим, что Северный флот пережил трудные времена. Он набирает силы, начинает пополняться новыми кораблями. Флот вновь вышел на просторы Мирового океана и успешно выполняет задачи обороны страны, подтверждает статус важного инструмента государственной политики, способствует повышению престижа России на международной арене. В последние несколько лет визиты кораблей Северного флота в порты других стран уже стали обычным делом, как и совместные учения с ВМС иностранных государств, в том числе стран НАТО.
     Сегодня флот находится в передовом эшелоне стратегического построения Вооруженных Сил России на северо-западном направлении. С увеличением международной активности, направленной на освоение природных богатств Арктики, роль и ответственность Северного флота, безусловно, будут только возрастать.
     - Поделитесь опытом взаимодействия между правительством Мурманской области и командованием войск, дислоцирующихся в Кольском Заполярье.
     - В нашей области дислоцируются различные части Западного военного округа, пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области. И мы работаем вместе на общий результат.
     Численность жителей городов и поселков Мурманской области, которые являются военными гарнизонами, – более 350 тысяч человек. В целом военнослужащие, служащие Минобороны, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей составляют сегодня более четверти населения Мурманской области.
     Разумеется, решение большинства проблем, связанных с военным строительством, реформированием силовых структур, находится исключительно в компетенции федеральных органов власти. Мы с вами стали свидетелями, какое большое внимание государство уделяет этим вопросам в рамках реализации принятой Министерством обороны РФ Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.
     Со своей стороны региональные власти также внимательно следят за развитием ситуации и конечно же учитывают, например, что оргштатные мероприятия коснулись (или еще коснутся) около 5 тысяч военнослужащих, проходивших и проходящих военную службу на территории Мурманской области.
     Учитываем мы и то, что к настоящему времени на воинском учете после увольнения из Вооруженных Сил в регионе состоит около 40 тысяч человек. В том числе 26 тысяч, не имеющих права на военную пенсию. Вопросы социальной защищенности их и членов их семей правительство Мурманской области постоянно держит в поле зрения, анализирует, какие вопросы наиболее остро волнуют эту категорию северян.
     Проблемы людей в погонах – это наши общие проблемы. Стало повседневной практикой объединение усилий правительства области, командования силовых структур, органов местного самоуправления в решении насущных вопросов, возникающих в военных гарнизонах. В первую очередь, это жизнеобеспечение, транспорт, строительство социально важных объектов, профессиональная переподготовка и создание новых рабочих мест, организация летнего отдыха детей и многое другое.
     Например, по нашим подсчетам, свыше 90 процентов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей нуждаются в социальной и психологической адаптации, более 80 процентов – в переподготовке по новым специальностям и трудоустройстве.
     В некоторых населенных пунктах остра проблема обеспечения военнослужащих служебным жильем. И особенно в Мурманске и Североморске.
     В сложном положении находятся граждане, уволенные с военной службы. В военных гарнизонах Кольского полуострова на сегодня проживают около 2 тысяч военнослужащих запаса, уволенных до 1 января 2005 года. Очередь на получение жилых помещений по линии отселения из районов Крайнего Севера движется очень медленно, что вызывает понятное недовольство военных пенсионеров.
     Безусловно, волнует наших земляков, снявших погоны, и несовершенство нынешней системы исчисления военных пенсий. Точнее, увеличение разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и денежного довольствия военнослужащих.
     В военных гарнизонах, имеющих статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), средний возраст жителей – 30-35 лет. В последние годы здесь стабильно повышается рождаемость, и это, безусловно, радует. Но вместе с тем в ряде гарнизонов это оборачивается нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях. В целом по гарнизонам Северного флота в детских садах требуется около 2.000 мест.
     В одночасье эту проблему не решить, но мы вместе с командованием флота взялись за это активно и по всем возможным направлениям. Упор, конечно, делаем на строительство новых, современных, комфортных дошкольных учреждений. Например, в настоящее время под контролем областного правительства строится детский сад в поселке Печенга. Его завершение существенно снизит остроту проблемы для этого гарнизона.
     - Как сейчас правительство региона ведет военно-шефскую работу?
     - Опыт шефской работы в регионе чрезвычайно большой и разнооборазный. Сегодня практически все города и районы, крупные предприятия области имеют свои подшефные корабли и воинские части, являются активными членами Ассоциации шефства над Северным флотом. За годы своего существования она оказала помощь североморцам на сумму более 214 млн. рублей. Воинским частям подарено 89 единиц автотехники, туда доставлено свыше 4 тыс. тонн различных грузов. Однако, возможно, главное здесь – не столько материальная, сколько моральная поддержка.
     Это становится еще более актуальным в связи с переходом Министерства обороны РФ на территориальный принцип комплектования. В прошлую призывную кампанию 41 процент новобранцев был направлен в части, расположенные в нашем крае. В осенний призыв будет еще больше. У нас, кстати, давно стало традицией, что в ходе призыва на службу военкоматы отбирают лучших парней и по специальным путевкам направляют для прохождения службы в подшефные части. Церемония проводов проходит в торжественной обстановке, в присутствии родителей призывников, известных, уважаемых земляков, широко освещается в СМИ.
     В настоящее время на Северном флоте являются именными 21 надводный корабль, 37 подводных лодок, 8 самолетов. Среди них, например, БПК «Североморск», МПК «Снежногорск», БДК «Оленегорский горняк», ПСКР «Мурманск».
     Кстати, правительство области тоже шефствует – над экипажем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», соединением подводных лодок и отдельным корабельным истребительным полком морской авиации Северного флота. А например, администрация ЗАТО г. Североморск оказывает большую помощь в решении социальных вопросов командованию и экипажу большого противолодочного корабля «Североморск».
     Администрация города Полярные Зори шефствует над экипажем атомной подводной лодки. Не так давно помогла с ремонтом казармы для личного состава, подарила спортивные тренажеры и различную оргтехнику, пополнила библиотеку художественной литературой.
     Органы местного самоуправления Оленегорска шефствуют над большим десантным кораблем «Оленегорский горняк». Регулярно проходят встречи экипажа корабля с представителями трудового коллектива градообразующего предприятия – Оленегорского горно-обогатительного комбината. Шефы оказывают помощь в решении бытовых вопросов, выделении различных материалов для ремонта корабля.
     Постановлением главы администрации Мурманска за подшефным одноименным пограничным сторожевым кораблем закреплены девятнадцать городских предприятий. Также Мурманск шефствует над полком морской пехоты СФ.
     И, естественно, не могу не сказать, что лучшие подразделения, дислоцированные на территории Мурманской области, ежегодно награждаются почетными переходящими кубками губернатора. Ежегодно 15 лучших воинских частей Западного военного округа, пограничного управления ФСБ, частей центрального подчинения, дислоцирующихся на территории области, удостаиваются этой награды. Также в целях повышения престижа военной службы учрежден почетный знак губернатора Мурманской области «За доблестную службу в Заполярье». За прошедшие годы этим знаком награждены более 11 тысяч человек.
     Ежегодно мы проводим торжественные приемы и традиционный губернаторский лейтенантский бал, на котором главные гости – молодые офицерские супружеские пары из самых отдаленных военных гарнизонов. Дети военнослужащих всегда в числе приглашенных на губернаторские новогодние елки и балы.
     - Как решается в регионе вопрос профессиональной переподготовки военнослужащих? Какова статистика трудоустройства военнослужащих?
     - Начну со статистики. По состоянию на 1 октября 2010 года в службу занятости Мурманской области обратились 1.410 уволенных в запас военнослужащих, из них 345 человек имели статус безработного. Здесь следует пояснить, что в установленном порядке не могут получить статус безработного граждане, уволенные из рядов Вооруженных Сил по выслуге лет и получающие пенсию.
     За 9 месяцев текущего года трудоустроены 494 военнослужащих или 35 процентов от всех обратившихся. Во временных работах приняли участие 46 человек.
     Профессиональную переподготовку военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас, получение ими гражданских специальностей и их трудоустройство мы рассматриваем как один из важнейших вопросов социальной защиты людей в погонах. Ведь по закону без квартиры офицера уволить нельзя, а без гражданской специальности, к сожалению, можно. Поэтому, учитывая, что алгоритм решения этой проблемы федеральным законодателем пока до конца не проработан, мы стремимся ее решать в рамках своих полномочий и, что называется, рыночными методами.
     Для многих из тех, кто готовится к увольнению или уже уволен с военной службы, а также для членов их семей сложность заключается не только в отсутствии гражданской специальности и опыта трудовой деятельности. Существующее сегодня на рынке труда преобладание потребности в рабочих профессиях также осложняет офицерам, как правило, имеющим высшее образование, возможность найти работу.
     Необходимо также учитывать, что в большинстве военных гарнизонов рынок трудовых вакансий ограничен и охватывает в основном только сферы торговли, здравоохранения, образования, что затрудняет трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, которые годами ждут переселения. По информации командования воинских частей, более 4.000 жен военнослужащих нуждаются в трудоустройстве, в том числе в многодетных семьях – более 250. Выход из положения мы видим в активной работе органов местного самоуправления по созданию временных и постоянных рабочих мест, оказании помощи людям в открытии собственного бизнеса.
     Проблему трудоустройства уволенных в запас мы неоднократно обсуждали с руководителями крупных предприятий, компаний, организаций. Стремились договориться о целевой переподготовке военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас, за счет работодателя с последующим трудоустройством в его подразделениях. И мне приятно отметить, что во многих случаях встречали понимание и практическую поддержку. Сегодня этот путь представляется особенно перспективным в связи с реализацией проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла и освоением Штокмановского газового месторождения.
     Чрезвычайно важно, чтобы те, кто увольняется в запас, знали, что экономика Мурманской области заинтересована в высококвалифицированных работниках. Уже сегодня ощущается их нехватка, а дальше эта потребность будет возрастать еще больше. При этом надо понимать, что, помимо Штокмана и Мурманского транспортного узла, у нас есть и другие проекты, в которых нужны грамотные, инициативные специалисты. И уже сейчас мы стремимся создавать для них достойные условия жизни.
     Так, например, в Мурманске начато строительство нового жилого микрорайона. Территория застройки составляет около ста гектаров. Предполагается, что здесь будут также размещены детская областная больница и другие объекты социальной инфраструктуры, то есть создана полноценная современная инфраструктура. Часть квартир, около 300, планирует приобрести Министерство обороны для увольняющихся в запас. Там же будут жить специалисты, участвующие в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения.
     Государственная служба занятости населения Мурманской области (ГСЗН) осуществляет профессиональную переподготовку военнослужащих прежде всего в рамках долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области» на 2008–2010 годы». Здесь обучение организовано в общей сложности по 40 профессиям, специальностям, видам должности: бухгалтер, водитель, сотрудник охраны, электрогазосварщик, токарь, горнорабочий, продавец и т.д.
     Таким образом, в Мурманской области созданы достаточно хорошие условия для переобучения военнослужащих. Но, конечно, есть и проблемы. Например, на сегодня оплата переобучения военнослужащих производится либо предприятием, которое заинтересовано в работнике, либо службой занятости, либо самим гражданином. Решить же вопрос с Министерством обороны России о его полноценном и эффективном участии в организации финансирования такой переподготовки военнослужащих и членов их семей пока не удается.
     - Какие разработаны социальные программы, направленные на социальную поддержку военнослужащих и членов их семей?
     - В настоящее время в регионе завершается реализация долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области». Она была принята на 2008–2010 годы и подтвердила достаточно высокую эффективность программного метода в решении проблем военнослужащих, помогла объединить усилия органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений и организаций. В целом мероприятия программы были направлены на формирование условий для наиболее полного использования интеллектуального и профессионального потенциала граждан, уволенных с военной службы, способствовали развитию инфраструктуры для их медико-социальной, психологической реабилитации и социального обслуживания; профессиональной переподготовки и обеспечения занятости. И тем самым, по общему мнению командования воинских частей, глав местного самоуправления, помогли снизить социальную напряженность в военных гарнизонах. В целом расходы на выполнение программы составят почти 17,6 млн. рублей.
     Мы также стремимся использовать программные методы для содействия в решении жилищных проблем военнослужащих. Таким примером может служить разработанная недавно министерством строительства и территориального развития Мурманской области долгосрочная целевая программа «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области на 2011–2015 годы». Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области разработало и реализует программу «Военная ипотека». Максимальная сумма займа по данной программе составляет 2 млн. рублей.
     - Рассматривают ли областные власти проект строительства постоянного жилья для военнослужащих?
     - Да, правительство региона в пределах своих полномочий прорабатывает возможности и варианты строительства жилья для семей военнослужащих, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
     Могу сказать, что принято решение о значительном увеличении финансирования в 2011 году ряда ЗАТО – военно-морских баз, расположенных на территории Мурманской области. Сейчас в рамках бюджетного процесса согласуется объем средств и другие важные аспекты. И Министерство обороны, правительство Мурманской области исходят из того, что эти деньги прежде всего будут направлены на создание комфортных условий для проживания военнослужащих и членов их семей.
     Что до видеокамер, то, если возникнет необходимость контролировать строительные объекты в режиме реального времени, установим видеонаблюдение. Возможности для этого у нас есть.
     - Обсуждали ли вы с руководством Министерства обороны проблемы диверсификации высвобождаемых военных городков, имущества военного ведомства? Какая перспектива у поселков, из которых ушли войска?
     - Правительство Мурманской области уделяет большое внимание социально-экономическому развитию и проблемам диверсификации военных городков и поселков и действует при этом в тесном контакте с Министерством обороны РФ.
     Характерный пример – приграничный поселок Алакуртти, откуда в свое время была выведена воинская часть. В настоящее время Минобороны РФ приняло решение о возвращении в этот населенный пункт. Мы к этому призывали, активно такое решение поддерживали, и отрадно, что оно состоялось. На рабочем заседании, состоявшемся 20 октября 2010 года с участием командующего войсками Западного военного округа и руководства муниципального образования сельское поселение Алакуртти, уже обсуждались конкретные сроки размещения воинских подразделений.
     По нашему общему мнению, размещение воинских подразделений в поселке не создает препятствий для развития приграничного сотрудничества. Напротив, оно будет способствовать стабильности и уверенности в завтрашнем дне, создаст благоприятные условия для развития, например, сферы услуг, привлечения российских и зарубежных инвесторов.
     В рамках разработанной правительством региона стратегии социально-экономического развития Мурманской области предусмотрено создание в Алакуртти промышленного парка. Он рассматривается как проект сотрудничества с нашими финскими соседями – муниципалитетом Салла и губернским правлением Лапландии. Планируется совместная подготовка заявки во второй раунд программы Европейского соседства и партнерства «Коларктик».
     Не сомневаюсь, что и по другим военным городкам Мурманской области решения будут приниматься после совместных обсуждений, с учетом сложившейся ситуации на местах и приоритетов социально-экономического развития региона.
     - На территории Мурманской области находятся пять судоремонтных заводов Министерства обороны. Какое участие принимает областное правительство в разрешении проблем судоремонтной отрасли? Способствует ли получению предприятиями государственных заказов?
     - Предприятия Министерства обороны, выполняющие государственный оборонный заказ, хронически находятся в тяжелом финансово-экономическом положении. Позднее выделение лимитов денежных средств задерживает проведение конкурсной кампании и не позволяет предприятиям обеспечить равномерную загрузку производственных мощностей, а также сокращает время выполнения государственных контрактов.
     Задержка финансирования заключенных государственных контрактов и оплаты выполненных работ вынуждает предприятия привлекать собственные оборотные и заемные средства, что приводит к наращиванию кредиторской задолженности. В результате растет задолженность по заработной плате сотрудникам предприятий.
     Правительство Мурманской области неоднократно обращалось к заместителю председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечину, министру обороны А.Э. Сердюкову по поводу ситуации на предприятиях судоремонта и необходимости системного решения проблем отрасли. Важно, что нас слышат и есть конструктивная реакция на обращения региона.
     При участии правительства региона предприняты меры по погашению задолженности по заработной плате, в том числе и с привлечением заемных средств, и государственному оборонному заказу. Кроме того, двум предприятиям также были выделены средства федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности.
     Правительство Мурманской области и открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» намерены развивать долгосрочное сотрудничество в области развития базы комплексного берегового обеспечения морских буровых установок и добычных платформ, а также развития комплексной базы обслуживания арктических месторождений на территории филиала «35 СРЗ». Соответствующее соглашение о сотрудничестве мы подписали в ходе II Арктического мурманского международного экономического форума. Кроме того, планируется создание в Мурманской области специализированной базы снабжения, предназначенной для обеспечения существующих и перспективных проектов освоения месторождений углеводородов на арктическом шельфе.
     Правительство Мурманской области также рассматривает смежные отрасли для возрождения судоремонтных предприятий и сохранения кадрового потенциала.
     - В Правительство РФ внесен проект постановления о создании в Мурманске особой экономической зоны портового типа. Какие он преследует задачи?
     - 12 октября текущего года подписано постановление Правительства Российской Федерации «О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны». Создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в порту Мурманска является важнейшей мерой для стабилизации текущего социально-экономического положения и дальнейшего развития региона. Оно полностью соответствует задачам реализации национальных интересов Российской Федерации в Арктике, освоения минеральных и водных биологических ресурсов арктического шельфа, модернизации транспортной системы России, ее равноправной интеграции в международные транспортные коридоры, а также развития Северного морского пути.
     Создавать ПОЭЗ планируется в три этапа. На первом этапе главные события развернутся на западном берегу Кольского залива. Второй этап – это работы на участке восточного берега Кольского залива. И, наконец, третий этап – это перспективное развитие ПОЭЗ на северном участке западного берега Кольского залива в районе реки Кулонга.
     При этом предполагается, что к 2025 году грузооборот порта Мурманска составит свыше 100 млн. тонн. Будет обеспечен абсолютный прирост грузооборота угля на 45 млн. тонн, нефти на 22,3 млн. тонн и контейнеров на 4,33 млн. Так, построена железнодорожная ветка «Выходной-Лавна» протяженностью более 30 километров, общая стоимость инвестиционного портфеля проектов ПОЭЗ составит свыше 200 млрд. рублей (в будущих ценах).
     Планируется, что будет создано около трех тысяч новых рабочих мест, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 40 млрд. рублей. Кроме этого, будет создан режим благоприятствования для инвесторов, которые будут работать в проектах комплексного развития Мурманского транспортного узла и освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Создание ПОЭЗ позволит вернуть в Россию практически утерянный северный рынок по добыче и переработке рыбы и других морских биоресурсов. Сегодня почти 70 процентов рыболовецких траулеров, местом приписки которых является Мурманск, базируется в норвежских портах. Поскольку порты Норвегии – например, Киркенес, 240 км от Мурманска – имеют статус свободной зоны.
     Считаю, что в вопросе создания ПОЭЗ наша страна на правильном пути, здесь можно и нужно применять рыночные механизмы, активнее использовать преимущества нашего региона. И могу также добавить, что у нас уже есть инвесторы, желающие войти в проект и вкладывать средства для создания современной инфраструктуры, угольщики, перевозчики удобрений, рыбопереработчики, судостроители. Такой интерес совершенно закономерен, потому что Россия нуждается в новых современных океанских портах, а глубоководных незамерзающих портов у России только два – один в Приморском крае, второй у нас, в Кольском заливе.
     В определенном смысле, создание свободной экономической зоны, развитие судоходства в Арктике, формирование новых транспортных путей – это тоже элементы обеспечения безопасности нашего государства на современном этапе в условиях мировой экономики XXI века.
     В заключение хотелось бы сказать: очевидно, что задачи, стоящие сегодня перед военными, не становятся проще. Напротив, только усложняются. Мы должны обеспечивать обороноспособность России в нашем регионе на качественно новом уровне, с использованием современных технологий, эффективно и столь же надежно, как и прежде. Задачи непростые, но общими усилиями мы можем и обязаны их решить.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex