Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командующий береговыми ракетно-артиллерийскими войсками и морской пехоты Военно-морского флота Российской Федерации генерал-майор Александр КОЛПАЧЕНКО.
- Александр Николаевич, в эти дни морская пехота отмечает свою 305-ю годовщину...
- Вы правы. Во время Северной войны Пётр Первый своим указом постановил создать подразделения морских солдат, перед которыми ставилась основная задача - ведение абордажных видов боевых действий. С того дня и ведёт свою историю морская пехота России.
- Какие задачи ныне стоят перед морской пехотой, береговыми войсками?
- Морская пехота предназначена не только для высадки морских, воздушно-морских десантов, захвата побережья противника и содействия сухопутным войскам, наступающим на приморских направлениях, но и для обороны мест базирования флота, противодесантной обороны в десантно-доступных местах побережья. Конечно, только морской пехоте это не по силам. Поэтому есть и береговые ракетно-артиллерийские части, которые включают бригады и полки береговых ракетно-артиллерийских подразделений, оснащённых определёнными типами ракет для поражения ударных группировок противника. Плюс к этому артиллерия.
- Преобразования, проводимые в последнее время в Вооружённых Силах, коснулись ваших войск?
- Практически все соединения и части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск перешли в разряд частей постоянной готовности. Они полностью укомплектованы личным составом, вооружением, военной техникой и готовы к выполнению задач, которые ставит командование.
- Вы перешли на бригадную структуру?
- У нас есть и бригады, и полки. Бригады на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах. На Севере и Камчатке - полки. В последующем планируем довести всё до единой бригадной системы и дальше её развивать. Начальник Генерального штаба и министр обороны это поддерживают.
Идёт перевооружение. Поступает новая техника. Недавно, например, приняли на вооружение новый плавающий бронежилет, аналогов которому в мире нет. Со следующего года начнутся поставки. Эти бронежилеты предназначаются как для морской пехоты, так и для моряков, которые несут службу на надводных кораблях.
- А в чём особенность бронежилета?
- Он не тонет. При этом ещё и надёжно защищает. По некоторым параметрам он превосходит те, что идут сейчас на вооружение Сухопутных войск.
- А он тяжёлый?
- Достаточно тяжёлый. Всё-таки броня есть броня.
- Поскольку мы заговорили о новых, инновационных разработках, какие ещё у вас есть перспективные, новейшие образцы вооружения, боевой техники?
- Сейчас, скажем так, идёт наработка этих вопросов. Военно-промышленный комплекс предлагает много различных вариантов. Естественно, нельзя сразу что-то создать, и чтобы оно тут же пошло на вооружение. Необходимо провести испытания в различных средах (в воздухе, воде), в разных регионах (на севере и юге). После таких испытаний выявляются недостатки, которые необходимо устранить. И уже потом можно что-то принимать на вооружение.
- А ваши войска, морская пехота принимают участие в испытаниях? Ваше мнение ценится, учитывается?
- Конечно. Мы даём тактико-технические задания. Необходимо учитывать особенности действий войск, морской пехоты. Как правило, они действуют у водной среды. То есть техника должна быть устойчивой к морской соли, воде. Высадка техники осуществляется с кораблей, а в современных условиях - за горизонтом. То есть техника должна быть надёжной, способной преодолевать большие расстояния как на суше, так и на воде, быть при этом готовой к различным морским волнениям, надежно защищая экипаж и нанося максимальный урон противнику.
- А сама техника серьёзно изменилась за последнее время? Вы, как офицер, генерал с опытом боевых действий, хорошо помните тот период, когда в «войсках дяди Васи», как любовно называют ВДВ, в своё время новые самолёты разрабатывались специально для десантирования, появились боевые машины десанта. Есть ли разница между тем, с чем вы заходили в Афганистан, и тем, на чем сейчас выполняете задачи?
- Если говорить, например, об автомобильной технике, то мы за этот год практически на 90 процентов поменяли её на новую. Дан толчок и по созданию другой новой техники. Главнокомандующий в этом году подписал проект по созданию облика новой машины именно для морпехов.
- Там предусмотрено капсульное бронирование?
- Там предусмотрено всё! Сейчас только осталось, чтобы это всё оформить, пройти согласование и открыть опытно-конструкторские работы. Думаю, эта машина у нас появится в скором будущем. Через 3-4 года она точно будет.
- А может, проще закупить за рубежом новую надёжную технику?
- У нас и своих Кулибиных немало. Большая работа ведётся в плане создания отечественной техники. Конечно, при этом мы изучаем и опыт ведущих держав, новые зарубежные технологии. Мы же не должны жить в анклаве, ни с кем не общаться. Иначе никакого развития и у самих не будет.
- Но при этом, видимо, если есть возможность, и закупать какие-то интересные образцы вооружений?
- Такие решения все-таки должно принимать высшее военно-политическое руководство. Конечно, передового нельзя сторониться.
- В последнее время немало говорится о покупке «Мистралей». А что будет означать такая покупка для ваших войск?
- «Мистраль» - это универсальный десантный корабль-док. Его вместимость - батальон морской пехоты вместе с техникой. Дальность плавания больше 10 тысяч миль - практически весь Мировой океан. Такой корабль повысит мобильность морской пехоты. И не только в прибрежных водах. А это, я считаю, большой плюс.
- Служить на таком корабле будет сложнее?
- Я бы так не сказал. Условия жизнеобеспечения на нём в принципе получше. Всё-таки это корабль уже XXI века. Но по своей сути - это транспорт для переброски техники, личного состава. А морская пехота действует на берегу. И для неё не должно быть разницы, что самолётами, что надводными кораблями или подводными лодками её доставлять к месту выполнения поставленных задач...
- «Мистраль» ведь не просто транспортное средство...
- Почему он и называется «универсальный»... На нём может быть и пункт управления, причём в любой точке Мирового океана. Он может выполнять функции и госпитального, и транспортного судна. Он может быть использован и для переброски морской пехоты и подразделений Сухопутных войск... Не стоит чураться западных инноваций. Мы уже упоминали Петра Первого - он не боялся учиться, а нам чего бояться? Необходимо брать, изучать новые технологии и развивать их у себя. Надо всегда двигаться вперёд, нельзя останавливаться.
- Какая техника на вооружении у морской пехоты сейчас?
- Это бронетранспортеры плавающие БТР-80, машины пехоты БМП-2. Пока в основном это техника, которая досталась нам от Советского Союза. На Тихоокеанский флот мы уже новые машины отправили...
- А что-нибудь меняется в тактике десантирования? Вы изучаете опыт иностранных армий, в частности то, как действовали американцы в Ираке, Кувейте? Там ведь огромное значение придавалось сверхточному оружию...
- У морской пехоты сверхточного оружия нет. Это задачи другой составляющей, например береговых ракетно-артиллерийских войск... Конечно, опыт действий иностранных армий мы тщательно изучаем. Без этого нельзя. Вносим определённые коррективы и в боевую учёбу. Так, в прошлом году на Балтике на учении «Запад-2009» было одно. Недавно на Тихом океане на учении «Восток-2010» другие формы и способы применения морской пехоты использовали. Всё это нарабатывается. И учатся, естественно, командиры, как младшие, так и старшие. Не стоим на месте.
- Один из наших слушателей спрашивает: «Кому подчиняются подразделения морской пехоты после создания четырёх новых военных округов?»
- Флоты наши по своим специальным вопросам подчиняются главнокомандующему ВМФ. А округа и все, что на территории округа находится, подчиняются командующему. Наша основная задача - это боевая подготовка, методологическое сопровождение, руководство...
- В каких вузах сейчас готовят офицерские кадры для морской пехоты?
- Офицеров готовят в разных училищах. Что касается офицеров чисто морской пехоты, десантно-штурмовых подразделений морской пехоты, то это два вуза. В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище на каждом курсе по взводу. А также в Дальневосточном вузе.
- А в Рязанском училище курсанты, будущие морпехи, носят форму ВДВ?
- Пока да. Но мы будем решать этот вопрос.
- Каково соотношение сейчас в морской пехоте контрактников и военнослужащих срочной службы?
- Сейчас у нас небольшой процент контрактников - где-то около 20. То, что сейчас делается в плане того, чтобы солдат занимался только боевой подготовкой, несомненно, правильно. Когда военнослужащий не метёт территорию, не чистит картошку, как раньше было, а занимается только боевой подготовкой, - это, конечно, способствует повышению уровня выучки подразделений.
Есть ведь разные специальности. Одних можно и за 3 месяца научить, например автоматчиков. Сначала одиночным действиям, потом в составе определённых подразделений. А есть другие специальности... Тем более что техника современная идет, даже бежит впереди некоторых молодых людей, которые приходят из наших общеобразовательных учреждений. Начинать подготовку к службе надо, полагаю, еще с детского садика, со школы. Чтобы в строй приходил человек уже подготовленный...
- Необходимо, чтобы и профессия военнослужащего была почётной и уважаемой. В морскую пехоту с желанием идут служить? При равных условиях вы кого скорее возьмете - мечтателя или экстремала?
- Я уже давно не выбираю, выбирают командиры частей... В морскую пехоту попадают, как правило, те, кто этого сам хочет. А таких немало. Вот сейчас завершается создание нового художественного фильма про морскую пехоту. Его и на Тихом океане снимали, и на Балтике. Сейчас на Чёрном море заканчивают съёмки. Хорошие фильмы как раз и способствуют тому, что желающих служить на флоте, в морской пехоте в частности, становится больше.
- Вы удовлетворены тем, какие приходят к вам офицеры?
- Удовлетворён. В последнее время пошло сокращение офицерского состава. В некоторых частях офицеров раньше было больше, чем солдат. Потому и возникла необходимость временной приостановки набора в военные вузы. Да, были определённые трудности в военных учебных заведениях, в первую очередь касавшиеся профессорско-преподавательского состава, – чем же они будут в это время заниматься? Не разбегутся ли? Но все равно тот потенциал, который есть, останется. Остальные в этот перерыв научной работой пусть занимаются, двигают военную науку вперед. В войска едут... Там им о многом расскажут. Пусть посмотрят, а потом будут предметнее преподавать...
- В вузах сейчас сержантов готовить стали...
- Да, это так. Для морской пехоты на базе Рязанского училища готовят сержантов.
Несомненно, сержанты очень нужны. Они ближе к рядовому составу. Это помощники офицера. Могу привести пример из своей службы. В Афганистане был такой сержант Александр Кривошеев. Я у него учился первые полгода, как и что делать. Хотя я старшим лейтенантом был, а он обычным младшим командиром. И если такие профессионалы будут в нашей армии, это можно только приветствовать...
- Александр Николаевич, а как решаются проблемы материальные? С денежным обеспечением, решением жилищных вопросов?
- По деньгам проблем у нас уже давно нет. Все вовремя получают... А по квартирам... Уже второй год интенсивно строятся квартиры для военнослужащих. Президент поставил такую задачу, и она выполняется. Не только у нас, но и в целом в Вооружённых Силах. Мой старший сын, например, в этом году оформил ипотеку. Три года прошло после училища. Он служит в Пскове. У него сейчас там хорошая трехкомнатная квартира.
- Когда только начиналась ипотека, нам писали некоторые офицеры, что, дескать, они хотели бы купить квартиру подешевле, а им навязывали те, что подороже...
- Нет такого. Ведь офицер сам выбирает. Даётся определённая сумма денег, на которую и можно выбрать себе жильё... Сумма с годами будет, конечно, индексироваться. И молодой человек не ждёт, когда ему служебную квартиру отстроят, а сам покупает. Если он десять лет прослужил, включая военное училище, и по каким-то оргштатным мероприятиям сократили его должность, он увольняется, государство всё равно ему оплачивает эту ипотеку до конца.
- В последнее время подразделения морской пехоты принимают активное участие в борьбе с морским пиратством...
- Да, это 18 наших групп на разных кораблях Военно-морского флота, которые сопровождают гражданские транспорты в качестве подразделений антитеррора. Каждая из этих групп прошла тщательнейшую подготовку. Действия морских пехотинцев заслуживают самых высоких оценок. Мои подчинённые выполняют успешно все поставленные перед ними задачи. Не зря ведь девиз морской пехоты «Там, где мы, там победа!» Этим словам «черные береты» были верны всегда. Верны им они и сегодня...