на главную страницу

1 Декабря 2010 года

Память

Среда

Создатель «ядерной кнопки»

Станислав ЧУДИНОВ, сотрудник НИИАА с 1964 по 1994 год, генеральный директор НИИАА с 1987 по 1994 год;
  Михаил ЛОГИНОВ, главный конструктор специальных систем,
  сотрудник НИИАА с 1963 по 2009 год;
  Герман ОГАНЯН, заместитель генерального директора
  НИИАА по научной работе;
  Александр ЗАЦАРИННЫЙ, заместитель директора
   Института проблем информатики РАН,
  генерал-лейтенант запаса, активный участник
   работ от Министерства обороны.



В СМИ мало было материалов о разработчиках стратегического ядерного оружия и его носителей - межконтинентальных баллистических ракет, подводных лодок, кораблей, самолетов-бомбардировщиков. Но в глубокой тени оставались имена тех, кто создавал систему боевого управления всеми видами этого оружия, кто в единое целое сплетал штабы и командные пункты всей триады, кто объединял вычислительную технику высшего и низшего звена. Вся эта информация относилась к разряду «особой важности».
  На прошлой неделе исполнилась 20-я годовщина преждевременной смерти Владимира Сергеевича Семенихина, и сегодня мы рассказываем об основных этапах научно-технической деятельности академика, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и двух Государственных премий. Он был главным идеологом и организатором создания территориально-распределенных катастрофоустойчивых автоматизированных систем управления военного назначения.

     КАК ТОЛЬКО появились первые баллистические ракеты, возникла проблема «кнопки пуска». Кому ее доверить, ведь ответственность огромнейшая? Решение о ее возможном нажатии должно было приниматься в самом верхнем эшелоне власти.
     А для этого требовались надёжная система сбора, обработки информации, специальные каналы связи, полная увязка всех стратегических сил. Необходимо было исключить случайный доступ к системе, даже малейшую возможность несанкционированного пуска ракеты с ядерной боеголовкой, сброса атомной бомбы. Создать такую систему было поручено специалистам НИИ автоматической аппаратуры.
     Итак, в конце пятидесятых - начале шестидесятых к этой работе привлекается В.С. Семенихин. Он в это время руководит ОКБ на электромеханическом заводе в подмосковном Загорске. Здесь успешно разрабатывают и сдают в эксплуатацию полковую систему управления зенитно-ракетными комплексами ПВО страны - называлась она АСУРК. Одновременно производят для ПВО Сухопутных войск систему «Краб». Создают под них свои вычислительные машины на полупроводниках! Именно В.С. Семенихин впервые заложил в тактико-технические задания на АСУРК и «Краб» термин «автоматизированные системы», как бы подчёркивая роль оператора в них. До этого их пытались называть автоматическими или полуавтоматическими. С 1964 года работы по указанной тематике перешли из ОКБ Загорского электромеханического завода (ЗЭМЗ) в НИИАА, где они успешно развивались в тесном взаимодействии с коллективом Московского научно-исследовательского института приборной автоматики (А.Л. Лившиц, В.А. Шабалин, Я.В. Безель).
     В мае 1963 года постановлением ЦК и Совмина Владимир Сергеевич назначается директором НИИАА. Тогда институт был разбит на множество отделов. Каждый начальник замыкался непосредственно на директора. А в создании системы требуется участие 15-20 отделов (конструкторских, технологических, тематических, программных и др.). Попробуй скоординировать действия стольких самостоятельных единиц: все усилия пойдут на решение частных организационных вопросов.
     В.С. Семенихин предложил создать три научно-тематических центра (НТЦ), ориентированных на создание автоматизированных систем определённого класса. Этот принцип организации института сохранился и сейчас. Руководителем первого был назначен В.В. Конышев, второго - В.И. Дракин, третьего - М.С. Логинов. В дальнейшем образовались НТЦ систем передачи данных (СПД) во главе с И.А. Мизиным, НТЦ-5 (В.И. Гладышев, затем Ю.П. Лещенко) и НТЦ КТ - В.Г. Журавский.
     После такой структурной перестройки дело пошло. Впрочем, не все было гладко, особенно в начале пути. Возникла даже такая драматическая ситуация, когда само пребывание В.С. Семенихина на посту директора некоторые попытались поставить под сомнение. Владимир Сергеевич тогда лежал в больнице. За него боролись его соратники. И выстояли. Коллектив поверил, что систему (она именовалась «Центр»), какой бы сложной она ни была, можно создать. Это была первая и, пожалуй, основная победа.
     В 1978-1979 годах проведены государственные испытания системы на объектах, а в 1985 году система поставлена на боевое дежурство. За ввод в эксплуатацию этой системы В.С. Семенихину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Все мы, кто был рядом с ним - руководители и рядовые инженеры-конструкторы, ощущали себя его учениками. Потому что он умел подойти к каждому, увлечь идеей. И он был очень доступен. Казалось бы, Герой, академик, депутат Верховного Совета, а к нему со своими бедами и проблемами могли прийти и техник, и шофер, и уборщица.
     КОМАНДНАЯ система боевого управления, созданная под руководством В.С. Семенихина, и сегодня успешно функционирует на боевом дежурстве. Она объединяет не только управление Стратегическими ядерными силами (СЯС), но также главные и центральные управления, Генеральный штаб, главные штабы видов Вооружённых Сил, пункты управления военных округов. Важно, что комплексы автоматизации этой системы построены на основе оригинальных отказоустойчивых вычислительных комплексов отечественной разработки.
     Нельзя не сказать и о таком важнейшем компоненте КСБУ, как система обмена данными (главный конструктор И.А. Мизин). Системотехнические решения, реализованные в системе обмена данными (СОД), основанные на методе коммутации сообщений, были не только высокоэффективными, но и пионерскими в нашей стране. Эти решения во многом предваряли современные тенденции развития телекоммуникационных систем. В СОД обеспечивались беспрецедентно высокие характеристики в интересах командного тракта боевого управления (показатели достоверности, вероятностно-временные, надёжностные, эксплуатационные характеристики). СОД имела коэффициент «готовности», практически близкий к единице. В системе обеспечивались высочайшие показатели достоверности передачи данных. Семенихин так любил это комментировать: «Всю советскую энциклопедию, все её тома мы с помощью вычислительной техники переработаем в цифры, передадим по каналам связи информацию и лишь в одном знаке ошибёмся».
     1980 год. Открывается новая, одна из важнейших, тема - небезызвестный всем «ядерный чемоданчик» для высшего руководства страны. Своеобразный оконечный элемент системы боевого управления Стратегическими ядерными силами. По сути, его можно представить как миниатюрный индивидуальный носимый пункт управления. На случай, когда на страну может быть совершено неожиданное ядерное нападение. Такая угроза была реальной в период «холодной войны», мощного противостояния СССР и НАТО во главе с США - «Першинги» в Западной Европе, подводные лодки в Северном, Средиземном морях... Соответствующие системы должны были передать сообщение главе государства, где бы он ни находился. В считанные секунды, максимум за минуту, надо было оценить обстановку и принять решение о разблокировке систем запуска ракет. Такой же «чемоданчик» предстояло сделать для министра обороны и начальника Генерального штаба.
     Это была совершенно уникальная система. Надо было предусмотреть все виды поездок обладателя «чемоданчика», места его работы и отдыха. Необходимо было разместить аппаратуру в компактном, удобном для перевозки виде. Выбрали обычный чёрный «дипломат». Его вес с аппаратурой составил порядка 10 кг. Разработанная система была поставлена на боевое дежурство в 1984 году.
     ЕЩЁ ОДНА крупная тема, выполненная в институте в 1980-е годы, - комплекс работ по созданию территориально-распределенной информационно-управляющей системы (главные конструкторы В.И. Гладышев, Ю.П. Лещенко). Она была предназначена для автоматизации процессов сбора, накопления и обработки специальной информации в целях обеспечения слежения за военно-политической обстановкой в различных регионах мира, для последующего планирования деятельности соответствующих органов военного и государственного управления.
     На основе систематизации и обобщения огромного практического опыта, накопленного при создании целого ряда автоматизированных систем, академик В.С. Семенихин и его ближайшие ученики создали научную школу по разработке отечественных автоматизированных систем управления. Эта школа на протяжении многих лет успешно развивалась и оказала существенное влияние на разработку приоритетных направлений науки и техники (радиоэлектроники, вычислительной техники, телекоммуникации), разработку и внедрение информационных технологий.
     Основные положения, обоснованные и подтверждённые на практике в рамках научной школы В.С. Семенихина, сыграли огромную роль.
     Именно в разработках крупных автоматизированных систем управления под руководством В.С. Семенихина был обоснован и в дальнейшем развит принцип системного проектирования, широко применяемый и сегодня. Суть его в том, что при определении структуры и основных этапов создания сложной системы она расчленяется на ряд достаточно самостоятельных подсистем. При этом разрабатываются правила технического соединения и информационного взаимодействия этих составных частей. Затем определяется последовательность (этапность) создания, развертывания и ввода в опытную эксплуатацию указанных подсистем с непременным учётом их важности в решении задач управления.
     Таким образом, сложная система управления изначально проектируется так, чтобы можно было обеспечить её последовательную структурную эволюцию.
     Еще одна важная черта научной школы В.С. Семенихина - широкое применение так называемых типовых проектных решений. Такие решения использовались на самых различных уровнях иерархии сложных систем, начиная от элементной и конструкторской базы разрабатываемых технических средств и их программного обеспечения и заканчивая отдельными структурными элементами самой системы, её основных объектов управления и крупных комплексов средств автоматизации.
     Интересными и поучительными представляются результаты анализа методов мобилизации коллектива специалистов и их ориентации на достижение поставленных целей, которые использовались в научной школе академика В.С. Семенихина. Здесь наблюдается рациональное сочетание материальных и моральных стимулов при явном преобладании последних. Существовала и достаточно эффективно использовалась система премирования отдельных подразделений разработчиков по результатам их практической деятельности. Однако гораздо выше ценились в этих коллективах моральные стимулы - правительственные награды и государственные премии, почётные грамоты и благодарности от руководства вышестоящих организаций.
     Еще одна важная отличительная особенность научной школы академика В.С. Семенихина - повышенное внимание к организации взаимодействия с аппаратом заказчика разрабатываемых систем. Здесь пример своим коллегам подавал сам Владимир Сергеевич, который умел достигать взаимопонимания на самых высоких уровнях руководства нашей страны. И в Комиссии при Совете Министров СССР, и в руководстве заказчика, и в аппарате ЦК КПСС он всегда добивался и личных встреч с ответственными работниками, и необходимой поддержки своих начинаний.
     Владимир Сергеевич обладал завидным даром убеждения. Он умел добиваться такого положения, когда руководители самого высокого ранга в аппарате заказчика и в других инстанциях становились не оппонентами, а скорее единомышленниками генерального конструктора.
     В.С. Семенихин активно взаимодействовал в процессе разработки с научно-исследовательскими организациями заказчика, прежде всего с головными институтами - 27-м ЦНИИ и 16-м ЦНИИИС Минобороны, которые осуществляли важнейшие функции военно-научного сопровождения работ в организациях промышленности. Основные из них состояли в разработке методологии системного анализа создаваемых систем и комплексов, включая оценку соответствия ожидаемых оперативно-технических характеристик, заданных с учётом предлагаемых главным конструктором системных, технических и программных решений, а также в разработке программ и методик государственных испытаний и в подготовке заказчику экспертных заключений на всех её этапах. Военные учёные разрабатывали комплексы математических моделей, обеспечивающих проведение таких оценок.
     В.С. Семенихин обладал даром привлекать к своим разработкам внимание руководителей аппарата заказчика, а также возлагать на них определённую долю ответственности за судьбу этих разработок. В первую очередь это касалось своевременной выдачи исходных данных для проектирования, проведения различного рода испытаний и приёмки работ.
     Основные достижения научной школы академика В.С. Семенихина, по существу, представляют собой теорию, методологию и практику проектирования, внедрения и дальнейшего поэтапного развития сложных территориальных систем управления. Благодаря постоянному вниманию к научным аспектам построения таких систем и удалось обеспечить высокий научный уровень разработок, характерный для всех проектов, выполненных под его руководством. Многие из созданных под руководством В.С. Семенихина систем успешно функционируют и сегодня.
     Примечательно, что практически все главные конструкторы крупных проектов, а также многие из их заместителей успешно защитили кандидатские и докторские диссертации, стали не только конструкторами, но и учёными, труды которых хорошо известны в нашей стране. Здесь уместно назвать таких представителей научной школы В.С. Семенихина, как академик РАН И.А. Мизин, члены-корреспонденты АН СССР П.А. Агаджанов и Н.Я. Матюхин, академик АН Армении Р.В. Атоян, доктора наук В.В. Алексейчик, В.П. Берг, В.Н. Березин, В.А. Генке, В.В. Гладышев, Н.Н. Колин, В.В. Конашев, В.В. Кузнецов, А.П. Кулешов, Ю.П. Лещенко, М.С. Логинов, В.И. Мирошников, Г.А. Оганян, А.М. Растрелин, Г.К. Храмешин, С.М. Чудинов и др.
     Примечателен и тот факт, что творческая атмосфера научной школы В.С. Семенихина распространилась далеко за пределы возглавляемого им института, проникла во многие смежные организации, в том числе и в организации заказчика разрабатываемых систем управления.
     Да, есть люди, которые, уходя из жизни, оставляют после себя неизгладимый след. Их уже никто не может заменить. Потому что они были такими гигантами, которые рождали целые научные, технические направления, подбирали людей, создавали свои школы с опытом, традициями... Это уже на поколения... Именно таким и был Владимир Сергеевич Семенихин. Генеральным конструктором и незаурядным, большим человеком.
     За большой вклад в создание АСУ, выполненных под руководством академика В.С. Семенихина, сотрудники института, а также основные соисполнители отмечались высокими государственными наградами. За указанный период институт был удостоен трёх Ленинских премий, пяти Государственных, более 2.000 сотрудников были награждены государственными наградами и почетными званиями. В 1981 году институт был награждён орденом Трудового Красного Знамени за цикл работ по тематике АСУ ПВО.
     С именем В.С. Семенихина неразрывно связаны годы расцвета не только НИИ автоматической аппаратуры, но и всего оборонно-промышленного комплекса в области автоматизированных систем управления специального назначения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex